Когда вы попадете на территорию Феодоровского собора, что находится на Миргородской улице, 1-Б, не забудьте заглянуть в мастерскую христианской оловянной миниатюры «Адама».
Мне повезло не просто побывать там, но и побеседовать с ее руководителем – Сергеем Юрьевичем Земсковым. Словом, я расспрашивала, он отвечал, а со стороны молча взирали на нас настоящие произведения искусства.
Впрочем, пусть Сергей Юрьевич сам все расскажет.
Коротко о себе
До армии учился в Политехе, на физико-металлургическом факультете. После армии пришел в Финэк, на управление производством, его закончил. Еще будучи студентом, после армии открыл строительный кооператив «Созидание». И уже через два года ремонтировал здания на канале Грибоедова. И однажды к нам пришли школьные друзья моего друга, которые занимались миниатюрой и попросили помощи. Мы стали помогать, и я втянулся. К сожалению, рисовать я не умею, но есть люди, которые это делают, а я беру резинку в руки и показываю, что нужно убрать. Ценность моя в том, что Господь мне дает людей надежных и идеи, которые можно делать вместе.
Адама, а не Адам?
Название Адама связано с библейским текстом. В еврейском варианте, когда мы читаем его на русском, это звучит так: «И взял Бог прах земной, и дунул духа своего, и стал человек душою живою». В оригинале же написано: «И взял бог адама, дунул духа своего и стал Адам». То есть Адам взят от адамы, буквальный перевод – «земля, возделанная Богом».
Поскольку мы в свои работы вдуваем духа своего, мы назвались «Адама». Это был 1997-й год. А до этого, до христианской тематики мы 7 лет занимались историей России и назывались «Оловянные люди», ездили по разным выставкам, и по международным тоже, занимали там призовые места. И только в 1997-м пришли к Богу. И не было идеи делать фигурки, потому что они не распространены в православии, это исключительно западная традиция. А началось все, что называется, от души. Захотелось сделать подарок брату, мы сделали фигурку святого. Потом сделали фигурку святой для сестры и встретились с таким человеческим восторгом, что он стал для нас своеобразным контрастным душем. А на фоне этого было общение с зарубежными коллекционерами, что мы, в общем-то, все делаем так, а вот какая-нибудь пуговица на одежде у фигурок не на месте.
Любой осознанный труд славит Господа
А до этого мы сделали шахматы по истории Первой мировой войны, с Николаем II, с кайзером Вильгельмом. «Отлили» и войну за освобождение Крыма, с Екатериной, с Потемкиным и так далее. Были шахматы на Бородино. Словом, мы выбрали направление христианство, окунулись в него и на протяжении лет пяти все улетало в «черную дыру». Продукцию не покупали. Снова столкнулись с лютой критикой наших братьев, что это все не наше, христианство - это иконы. И мне пришлось стать апологетом того, что мы делаем. И выяснилось, что в до-иконоборческие времена отношение к искусству христианскому было, как у апостола Павла написано: «У кого какой дар есть, пусть тем даром и служит». К примеру, если я занимаюсь мелкой пластикой, она может тоже славить Господа. Смысл-то в этом. Я православный, поэтому все, что я делаю, православно. Точка.
Время хороших новостей
Мы жили за счет исторической миниатюры, нам очень близки темы ХХ века. И постепенно перекочевали к христианству. Люди заметили эту критическую массу, и началась обратная реакция. Мы стали участвовать в выставках. У нас даже была миссия: каждый год мы выбирали какой-то город России и ехали туда, чтобы рассказывать о рукотворной красоте, в которую вкладываем свое видение. Мы же читаем Евангелие, мы люди церковные. Объездили с просветительской миссией пять городов. Рассказывали про радостную весть. Потому что Евангелие – это хорошие новости. А наши миниатюры покупают люди, которые читают книги. У которых уже есть определенная база.
До оловянных солдатиков были святые из олова
Мы сосредоточены на том, чтобы сделать что-то красивое. Самые любимые работы, как раз, не покупают. Самое лучшее, что мы делаем, это не продается. Между прочим, первые оловянные фигурки, которые появились в Европе, это были не солдатики, это были фигурки святых.
В Германии, в Нюрнберге, в XVII веке, появилась плоская фигурка для проведения командно-штабных учений. Представьте себе взрослых дядей, которые разворачивают карту и начинают двигать эти фигурки между собой. "Играть". Офицеры забирали эти фигурки домой, дети их видели, просили. Так появилась эта знаменитая фигурка. А в ХХ веке, после Второй мировой войны, круглая скульптура стала популярной, потому что появились материалы, которые позволяют многократно использовать форму для отливки подобных скульптур. Ей мы и занимаемся, только тематика связана с Христом.
Спешка только во вред
Процесс этот трудоемкий. Но наше отличие от других в том, что мы «плюем в вечность», поэтому не торопимся.
Свои работы мы «рождаем» долго, одну миниатюру можем делать несколько лет. И критериями, влияющими на процесс, являются «нравится нам» или «не нравится». Однажды мы делали композицию «Благовещение Пресвятой Богородицы» с византийской иконы, и оно у нас не получалось три года. И кончилось тем, что я сказал, Господи, я все понял, это был мой косяк, закончить не можем и сделать не можем. Отними сам! Через три недели мы всё доделали, как раз к празднику Благовещения, принесли миниатюру в храм, поставили рядом с иконой. После литургии, так как у одной сестры Марии был день рождения, подарили наше «Благовещение» ей.
(Продолжение следует)