Найти в Дзене
Аква-Космос

Правда ли, что собираются построить мост из России на Аляску через Берингов пролив?

В последнее время на некоторых сайтах промелькнуло несколько сообщений о том, что Россия якобы, после успеха возведения Крымского моста, решила замахнуться на большее, и перекрыть мостом Берингов пролив, соединив таким образом Чукотку и Аляску автомобильным или ж/д-сообщением. Правда ли это и насколько подобный проект вообще реален? Попробуем разобраться.

Прежде всего, проблема не обязательно заключается в самом мосте. Ширина Берингова пролива – 86 км, а максимальная глубина – 91 метр. Так что, на минуточку, это должен быть очень длинный мост, превосходящий всё, что было построено ранее. Но миссия не кажется невыполнимой, хотя, бесспорно, строительство будет вестись в очень сложных климатических условиях.

Острова Ди омида, один - США, другой - России. http://arcticartandscience.blogspot.com
Острова Ди омида, один - США, другой - России. http://arcticartandscience.blogspot.com

Хорошая новость – мосту необязательно перекрывать весь пролив. Дело в том, что практически посередине пролива расположена два небольших острова: Ратманова и Крузенштерна. Первый – российский, а второй принадлежит США. Между острова – всего 4 км.

Вид на острова с борта самолета. Тот, что побольше - остров Ратманова, наш, а поменьше - Крузенштерна, американский. На заднем плане - побережье Чукотки. Кажется, совсем близко... https://www.arctictoday.com
Вид на острова с борта самолета. Тот, что побольше - остров Ратманова, наш, а поменьше - Крузенштерна, американский. На заднем плане - побережье Чукотки. Кажется, совсем близко... https://www.arctictoday.com

Итак, у нас получается мост в 3 пролета, два из которых являются основными. Но мы говорим о 50 км, что вполне соответствует современным инженерным возможностям. Или можно проложить туннель – это будет примерно аналог туннеля под Ла-Маншем (50 км), открытого в 1990 году или тоннеля Сэйкан (~54 км), соединяющий японские острова Хонсю и Хоккайдо.

Изображение: https://www.google.ru/maps
Изображение: https://www.google.ru/maps

Несомненно, это будет инженерный мегапроект, в ходе которого строителям придется столкнуться со значительными проблемами. Но он вполне возможен.

Так мог бы выглядеть тоннель под Беринговым проливом. ukdevilz.com
Так мог бы выглядеть тоннель под Беринговым проливом. ukdevilz.com

Но настоящие проблемы начинают возникать там, где мост заканчивается.

С российской стороны до ближайшей железной дороги вам предстоит преодолеть 3200 километров. Расстояние до ближайшей грунтовой дороги составляет 2000 километров, хотя еще один проект может сократить его до 600 километров к 2025 году.

С американской стороны – 1200 километров до автомагистралей или железных дорог.

Так могла бы выглядеть сеть магистралей между США, Канадой, Японией и Россией. http://ww1.prweb.com
Так могла бы выглядеть сеть магистралей между США, Канадой, Японией и Россией. http://ww1.prweb.com

До кучи возникают технические проблемы строительства дорог в вечной мерзлоте и разница в ширине колеи между российскими и американскими железными дорогами (что, возможно, означает необходимость перемещения грузов с одного поезда на другой и что, в свою очередь, предполагает строительство логистических хабов).

Ладно, а если подъездные пути к мосту всё же будут построены?

Представьте – около 5 тысяч километров абсолютно изолированной дороги. Тысячи километров в самых худших условиях, какие только можно себе представить. Зимой постоянно темно, при экстремально низких температурах. Вам нужно создать множество объектов инфраструктуры в виде мест для сна, мест для еды, мест для заправки топливом.

Село Уэлен - самое восточное поселение людей в России, в непосредственной близости от Берингова пролива. https://rulandinfo.ru
Село Уэлен - самое восточное поселение людей в России, в непосредственной близости от Берингова пролива. https://rulandinfo.ru

Конечно, многие, и не только экстремалы, захотели бы получить возможность добраться из Европы в Америку на автомобиле или поезде. Это было бы потрясающее путешествие.

Но его полезность была бы ограничена – фрахт зажат между быстрыми авиаперевозками и медленными перевозками. Может быть, пробел на рынке, но довольно нишевый. Я подозреваю, что он будет использоваться в основном туристами.

Но его полезность была бы ограниченной – перевозка была бы убыточна по сравнению с быстрым авиатранспортом или даже морским путем. Может быть, он бы и завоевал своеобразную популярность, но это явно проект не на ближайшие 50–100 лет. Подозреваем, что им в основном бы пользовались туристы.

И все же проект моста разрабатывался! Компания OFF Architecture заняла 2-е место в категории «Профессионал» на конкурсе «Проект моста через Берингов пролив» в 2009 году, предложив грандиозную комбинацию "мост-туннель". Такая конструкция значительно сократит циркуляцию вод между Северным Ледовитым и Тихим океанами, таким образом охлаждая первый и смягчая последствия глобального потепления.
И все же проект моста разрабатывался! Компания OFF Architecture заняла 2-е место в категории «Профессионал» на конкурсе «Проект моста через Берингов пролив» в 2009 году, предложив грандиозную комбинацию "мост-туннель". Такая конструкция значительно сократит циркуляцию вод между Северным Ледовитым и Тихим океанами, таким образом охлаждая первый и смягчая последствия глобального потепления.

Итак, ждем глобального потепления, пока климат в тамошних местах не станет значительно мягче, и туда потянутся не только любители поиграть в снежки на 40-градусном морозе, но и любители стандартного пляжного отдыха. И возвращаясь к названию статьи – нет, нигде я не нашел упоминаний о том, что Россия (да и США тоже) предлагала построить подобный мост. Это, друзья, утопия. Хотя в 1960-е годы такие проекты действительно предлагались. Но это уже другая история, которую мы, возможно, расскажем вам в следующий раз...

  • Изображения из открытого доступа (CC BY). Текст распространяется по лицензии CC Attribution (CC BY). Кому надо, пользуйтесь на здоровье, но не забывайте делать на нас ссылку!
  • Не забудьте подписаться на «Аква-Космос» теперь и в Telegram. Там мы иногда пишем и даем картинки того, о чём нельзя писать и чего нельзя показывать здесь, на Дзене.

Если Вам понравилось, жмите на большой палец и подписывайтесь на наш канал. Дальше будет ещё интереснее!