В последнее время на некоторых сайтах промелькнуло несколько сообщений о том, что Россия якобы, после успеха возведения Крымского моста, решила замахнуться на большее, и перекрыть мостом Берингов пролив, соединив таким образом Чукотку и Аляску автомобильным или ж/д-сообщением. Правда ли это и насколько подобный проект вообще реален? Попробуем разобраться.
Прежде всего, проблема не обязательно заключается в самом мосте. Ширина Берингова пролива – 86 км, а максимальная глубина – 91 метр. Так что, на минуточку, это должен быть очень длинный мост, превосходящий всё, что было построено ранее. Но миссия не кажется невыполнимой, хотя, бесспорно, строительство будет вестись в очень сложных климатических условиях.
Хорошая новость – мосту необязательно перекрывать весь пролив. Дело в том, что практически посередине пролива расположена два небольших острова: Ратманова и Крузенштерна. Первый – российский, а второй принадлежит США. Между острова – всего 4 км.
Итак, у нас получается мост в 3 пролета, два из которых являются основными. Но мы говорим о 50 км, что вполне соответствует современным инженерным возможностям. Или можно проложить туннель – это будет примерно аналог туннеля под Ла-Маншем (50 км), открытого в 1990 году или тоннеля Сэйкан (~54 км), соединяющий японские острова Хонсю и Хоккайдо.
Несомненно, это будет инженерный мегапроект, в ходе которого строителям придется столкнуться со значительными проблемами. Но он вполне возможен.
Но настоящие проблемы начинают возникать там, где мост заканчивается.
С российской стороны до ближайшей железной дороги вам предстоит преодолеть 3200 километров. Расстояние до ближайшей грунтовой дороги составляет 2000 километров, хотя еще один проект может сократить его до 600 километров к 2025 году.
С американской стороны – 1200 километров до автомагистралей или железных дорог.
До кучи возникают технические проблемы строительства дорог в вечной мерзлоте и разница в ширине колеи между российскими и американскими железными дорогами (что, возможно, означает необходимость перемещения грузов с одного поезда на другой и что, в свою очередь, предполагает строительство логистических хабов).
Ладно, а если подъездные пути к мосту всё же будут построены?
Представьте – около 5 тысяч километров абсолютно изолированной дороги. Тысячи километров в самых худших условиях, какие только можно себе представить. Зимой постоянно темно, при экстремально низких температурах. Вам нужно создать множество объектов инфраструктуры в виде мест для сна, мест для еды, мест для заправки топливом.
Конечно, многие, и не только экстремалы, захотели бы получить возможность добраться из Европы в Америку на автомобиле или поезде. Это было бы потрясающее путешествие.
Но его полезность была бы ограничена – фрахт зажат между быстрыми авиаперевозками и медленными перевозками. Может быть, пробел на рынке, но довольно нишевый. Я подозреваю, что он будет использоваться в основном туристами.
Но его полезность была бы ограниченной – перевозка была бы убыточна по сравнению с быстрым авиатранспортом или даже морским путем. Может быть, он бы и завоевал своеобразную популярность, но это явно проект не на ближайшие 50–100 лет. Подозреваем, что им в основном бы пользовались туристы.
Итак, ждем глобального потепления, пока климат в тамошних местах не станет значительно мягче, и туда потянутся не только любители поиграть в снежки на 40-градусном морозе, но и любители стандартного пляжного отдыха. И возвращаясь к названию статьи – нет, нигде я не нашел упоминаний о том, что Россия (да и США тоже) предлагала построить подобный мост. Это, друзья, утопия. Хотя в 1960-е годы такие проекты действительно предлагались. Но это уже другая история, которую мы, возможно, расскажем вам в следующий раз...
- Изображения из открытого доступа (CC BY). Текст распространяется по лицензии CC Attribution (CC BY). Кому надо, пользуйтесь на здоровье, но не забывайте делать на нас ссылку!
- Не забудьте подписаться на «Аква-Космос» теперь и в Telegram. Там мы иногда пишем и даем картинки того, о чём нельзя писать и чего нельзя показывать здесь, на Дзене.