«Чтобы пережить бездомность, людям нужно быть сильными и смелыми. Но как человеку начать борьбу, если он голоден? Мы верим, что наша чашка супа с домашней булочкой придаст кому-то силы для борьбы за право просто жить».
В сентябре в Перми открылась социальная столовая для бездомных людей и малоимущих семей. Она работает три дня в неделю – понедельник, среду и пятницу. Стены помещения выкрашены в оранжевый цвет, на столах расстелены клеенчатые скатерти с кружевным узором, а на кухне в сковородке шкворчат пончики.
Столовая – проект благотворительного фонда «Добрый мир». Он также спасает бездомных кошек. Сначала у организации появился приют «Матроскин», а через несколько месяцев «Фонд еды». Он стал собирать продуктовые наборы для людей, которые попали в трудную жизненную ситуацию. «Фонд еды» возник спонтанно. Как-то руководитель фонда – Галя Море – вышла из ресторана и увидела на улице замерзающего человека. Она купила ему что-то из еды и сразу подумала: хватит ли ее ресурсов, чтобы начать помогать бездомным людям.
В нашем материале Галя рассказывает, с какими опасениями со стороны горожан и партнеров столкнулась команда столовой и как подготовить свое сердце для любви ко всем.
Пончики и блинчики
Наша столовая вегетарианская, потому что мы долгие годы занимаемся пропагандой этичного отношения к животным. Многие наши сторонники, благотворители, волонтеры и почти вся команда – вегетарианцы. У нас даже не стоял вопрос выбора кухни. Мы считаем, что для того, чтобы вкусно и сытно поесть, не обязательно кого-то убивать.
Нам очень хочется в нашей столовой создать уютную и домашнюю атмосферу, быть маленьким островком любви и поддержки. А что связано с теплом и уютом? Конечно, домашняя выпечка, поэтому наши фирменные десерты – пончики и блинчики.
Сама я обожаю готовить. И экспериментировать с разными блюдами. Одно время у меня даже был небольшой фудблог, где я делилась своими рецептами. А однажды моя любовь к готовке спасла наш приют в трудные времена: когда мы только открылись, мы запустили доставку испеченных мной тортиков, а все средства с продажи направляли на покупку лекарств и оплату услуг для наших подопечных.
Про страхи
Когда мы только готовились открыть социальную столовую, мы столкнулись с вполне ожидаемыми опасениями людей. И самое главное из них – это страх местных жителей по поводу самого факта существования столовой рядом с их домом. Многим казалось, что наши посетители грязные и будут оставлять после себя мусор.
Мы решили, что вместо того, чтобы тратить силы на переубежденные людей, лучше начать поскорее работу, чтобы люди поняли – в существовании социальной столовой рядом с ними нет ничего опасного. И как раз после открытия столовой местные жители успокоились, потому что поняли – им ничего не угрожает, мы работаем спокойно и никому не мешаем.
Еще опасения были у наших сторонников и партнеров. Многие не понимали, как наш небольшой фонд будет справляться с такой большой дополнительной нагрузкой – ведь на наших плечах самый большой в Перми приют для кошек, Котокафе и социальная ветклиника. Но именно благодаря гранту Фонда президентских грантов у нас есть средства для оплаты труда повара и координатора. Нам удалось распределить нашу ответственность и работу таким образом, чтобы всем был комфортно. А это основа любого долгосрочного проекта.
В моем мире не существовало людей, переживающих бездомность
В год открытия приюта для кошек мы также запустили наш «Фонд еды». Это случилось спонтанно. Как-то я просто вышла из ресторана, а у входа сидел замерзающий человек, который до этого несколько дней провел на улице и ничего не ел. Я купила что-то первое попавшееся из меню и угостила. В тот момент в моем мире не существовало людей, переживающих бездомность. То есть они были, но где-то далеко. Столкнувшись вот так лицом к лицу с человеком, которому просто было ничего есть, я подумала: «А что я могу сделать с небольшими ресурсами, здесь и сейчас?» Так и открылся «Фонд еды».
Мы собирали сухие продуктовые наборы, которые раздавали людям, переживающим бездомность, малообеспеченным семьям. Уже пять лет подряд на Новый год мы организовываем новогодние ужины в центре социальной адаптации.
Мы не говорим, что решаем проблему бездомности. Это огромная тема, которая требует серьезных мер. Наша столовая – это решение лишь части локальных проблем, связанных с бездомностью. Чтобы пережить бездомность, людям нужно быть очень сильными, смелыми, им нужна комплексная поддержка. Но как человеку начать эту борьбу за достойную жизнь, если он элементарно голоден? Так что наши обеды – это просто отправная точка, закрытие самой базовой потребности человека быть сытым. Мы верим, что наша чашка супа с домашней булочкой придаст кому-то силы для борьбы за право просто жить.
Наивысшая форма благотворительности – полюбить себя
Когда мы начали помогать животным, эта тема была настолько непопулярной, что мы постоянно получали комментарии: «Что за животные? Помогите детям!» Но правда в том, что те, кто задает такие вопросы, не помогают никому.
У меня абсолютно нет никаких иллюзий по поводу того, что людям должно нравиться то, что я делаю. Мне не нужно одобрение. Мне почти никогда не больно, не отчаянно. Мне спокойно. Такое спокойствие ощущают только люди, которые нашли место в жизни. Я нашла дело всей своей жизни. Даже если весь мир однажды отвернется от меня и больше никто нас не поддержит, я продолжу свой путь.
Я не думаю, что все должны любить всех. Вообще никто не обязан любить кого-то. И заставить себя любить других, ну, никак не получится. Для меня наивысшая форма благотворительности – это полюбить себя. И только обладая опорой внутри себя, любовью к себе, мы начинаем ощущать потребность помогать другим. Я твердо уверена, что ненавидя себя, просто невозможно ощутить потребность кому-то помочь. У тебя нет внутреннего ресурса на это. Наш фонд выбрал для себя сложный путь – показать, что любви и поддержки достоин каждый. И я очень прошу начать с любви к себе. Только так любви хватит на всех.
Источник фото: интернет-журнал «Звезда», Максим Артамонов; группа «Фонда еды» «ВКонтакте».
По итогам первого конкурса 2021 года проект «Фонд еды – накормим вместе!» выиграл грант в размере 2 407 889 рублей.