Абьюз - модное слово, означает "злоупотребление, оскорбление, жестокое обращение, надругательство, издевательство". В русском языке его любят использовать прежде всего женщины для обозначения любых видов домашнего насилия.
А мне кажется, в школах тоже присутствует это явление. Причем, по моим наблюдениям, больше всего абьюзеров - среди учителей-женщин среднего возраста. Физическое насилие они применяют, конечно, редко. А психологическое - сплошь и рядом.
Дети тоже бывают противные
Конечно бывают. Дети у нас сейчас часто избалованные, "испорченные" интернетом и тик-токами. Для них нет авторитетов. Они более критично относятся ко всему, что им говорят, чем предыдущие поколения. Наши дети, в основном, читают мало книг. У них клиповое мышление. Им очень тяжело продержаться без гаджетов даже пару часов. Они четко понимают, что квадратные корни и косинусы - это то, без чего они вполне обойдутся во взрослой жизни. А еще они, бывает, хамят, матерятся, шумят. Ну что там еще отвратительного могут делать дети. Да почти все тоже самое, что делали в детстве мы и наши одноклассники.
Безусловно, встречаются и совершенно неадекватные образцы, но это, все-таки, скорее, исключение из общей массы.
В общем, как ни крути, а в школе учатся дети. Они незрелые, несмелые. И когда взрослые гнобят их с детства, мы получаем несчастных дяденек и тетенек, которые ненавидят школу, и даже на собрания идут со страхом. Въедается он в них, еще со школьной скамьи.
Ожидания-реальность
Все дети, когда идут в первый класс, надеются, что к ним будут относиться как дома. Кому-то везет, и первый учитель - мудрый, понимающий, внимательный, спокойный. Среди учителей младших классов еще встречаются даже такие, которые любят детей. Или, по крайней мере, умеют транслировать, что любят.
У нас в начальной школе была именно такая. Спокойная, приятная женщина. Которая умела обращаться с детьми и притворяться, что дети ей интересны. Почему говорю, умела притворяться? Потому что ей было плевать на детей, ее волновало только одно - быть на хорошем счету у директора школы. А для этого нужно было, чтобы в классе все более-менее хорошо учились и не было серьезных проблем и больших скандалов.
Когда кто-то из детей долго болел, а потом начинал хуже учиться, или возникали проблемы во взаимоотношениях в классе, она просто и спокойно предлагала родителям перевести ребенка из класса. Зачем портить успеваемость, зачем напрягаться - разруливать детские конфликты. Эта учительница всегда была на хорошем счету у администрации школы. Только почему то дети до сих пор удивляются, что встречаясь с ними на улице, она их не узнает. и не отвечает на приветствие. Раньше обижались, сейчас просто удивляются. А она действительно, не узнает. Видимо, все на одно лицо, не знаю.
Дети ожидают увидеть в учителях наставников, где-то, друзей, а получают полный спектр персонажей из фольклора и фильмов ужасов - от классической Марь-Иванны до Фредди Крюгера. Разве не страшно, когда ты идешь в школу, один, без родителей, без тех ,кто может тебя тебя защитить, а там, в школе, над тобой нависает чужой взрослый и громко, при всем классе, рассказывает какой ты разгильдяй, неумеха, и как плохо ты решаешь задачки.
Не бывает только хороших и только плохих учителей
Не бывает. От того и обиднее. Дети не такие как мы, это мы привыкли к тому, что люди двуличные, что они могут быть без настроения, что гормоны... Ребенок думает так: Анна Петровна меня любит. Она хорошая. Она вчера сказала, что я молодец!
А на следующей неделе он в шоке от того, что Анна Петровна пришла злая, вызвала к доске, наорала при всем классе, поставила 2 в дневник и задала всем домашнее задание 14 номеров!
Он теряется. Как относиться теперь к учителю. Добрая она или злая? Как она все-таки относится ко мне? Может это я плохой? Что мне теперь делать, чтобы она стала ко мне хорошо относиться?
На следующий урок он приходит уже со страхом. И сколько бы потом Анна Петровна с милой улыбкой не рассказывала его родителям, что "я не страшная, не кусаюсь. почему он не может подойти ко мне спросить?".
А ребенок действительно просто боится и не знает как себя вести.
Почему именно сорокалетние
Среди молодых учителей абьюзеры мне не встречались. Были разгильдяи, была озабоченная замужеством дама, были истеричные, сумасшедшие девчонки с бредовыми идеями, был даже молодой оппортунист-алкоголик. Но психика у них была в порядке и свои проблемы на детей они не сбрасывали.
Учителя старше 50 лет - могли быть строгими или добрыми, могли накричать или обидеться на ребят. Но никто из них никогда не переходил на личности. Не унижал и не оскорблял детей. Часто, именно учителя этой возрастной категории могли найти подход к самым отъявленным хулиганам. Сама видела - мальчишки дерутся, подошла к ним учитель, обняла обоих, пожурила и все, конфликт исчерпан.
У нас в школе директор такая. Строгая, умная, справедливая. Умеет так с ребенком поговорить, что он понимает, что неправ, и не возникает никаких обид.
А вот среди учителей от 40 до 50 лет встречаются именно абьюзеры. Они буквально "ковыряют" ребенка:
- Почему пришел в спортивной кофте? еще и в зеленой! Хочешь еще больше быть похожим на овощ? Тебе и стремиться не надо. Можно только на оценки посмотреть и все ясно.
-Девочки! Опять что-то жуете? Да у вас скоро пятые точки на стульях умещаться не будут.
-Хватит чесаться, решай задачу! Или совсем не соображаешь? Мозги стимулируешь?
-Ты не умеешь пользоваться карандашом! За 8 лет не научился? Что из тебя выйдет? Да я даже проверять твои работы не буду больше!
Обидно? Еще бы. Если бы вас так обижали на работе, я думаю, вы бы не стали терпеть. А дети терпят. И думают что это нормально. Особенно, конечно, достается мальчишкам.
Почему все свое плохое настроение и свои проблемы абьюзеры в школах переносят на детей? Потому что устали? Кризис среднего возраста? Боятся стареть и поэтому их раздражает молодежь?
У меня нет ответа.
Но я навсегда запомнила свою математичку в 5 классе, которая принесла ножницы и при всех отстригла мальчишке прядь волос.
Учительницу русского, которая кричала на улыбчивого тихого паренька в 7 классе: "Да ты просто тупой! скажи своим родителям, что больше тройки тебе не видать! Ты не можешь двух слов связать! Я позвоню им!"
А он стеснительно улыбался и тихо просил: "Не надо родителям... Они опять меня будут кипятЕльником бить!"
Учитель труда, которая шипела на меня: "Да какая ты девочка? Ты не умеешь шить! Да кто тебя замуж возьмет? У тебя руки из другого места растут!"
Мы выросли
Пацан, которому отстригали волосы, спился и умер, не дожив до 30. Семья у него была такая, что даже подстричь его было некому тогда, и на парикмахерскую денег не давали.
Улыбчивый паренек, на которого каждый урок орали, что он тупой, а дома били "кипятЕльником", стал, кажется, железнодорожником. Он очень хороший и добрый отец. Его сын хвастается, что его папа никогда не ругает за оценки. И уж тем более не бьет.
Шить я так и не научилась. Я вообще ненавижу шить. Мой максимум - пришить пуговицу. Замуж меня взяли, даже дважды. И не спрашивали умею я шить или нет. А подшивать или зашивать - для этого у меня есть мама. Или ателье.
Я сейчас в том возрасте, в каком были тогда мои учителя. И, честно говоря, не пойму, почему они так делали. Слушаю свою дочь - как хорошо она рассказывает про классного руководителя. Она у нас, действительно, замечательная. Адекватная, позитивная, энергичная женщина 45 "с хвостиком". Потом заходит разговор про предметника - желчную даму такого же возраста, к которой дети боятся на урок заходить.
Все проблемы от слабости и глупости
Я анализирую и понимаю, что все проблемы у нас не от возраста. А от собственной слабости и глупости. Если не можешь ты справиться с кризисом своим, с гормонами, не надо выливать злость на окружающих, на учеников, на своих и чужих детей. Найди в себе силы, будь доброй, будь позитивной. Кризисы проходят, а царапины, которые остаются в душах, неизвестно, заживут или нет. Мы много говорим об абьюзе в семье - это модная тема. А абьюз в школе - его как будто нет. А с ним тоже надо бороться.
А вы как считаете? Это проблема или нет? И зависит ли она от возраста? Встречались ли вы с таким явлением?
Пишите в комментариях, пишите в личные сообщения. Подписывайтесь на канал. Будем общаться.