Найти в Дзене

Югославская трагедия. Акт четвертый. Первые многопартийные выборы и начало распада Югославии

Окончательно югославские республики разошлись на XIV чрезвычайном съезде Союза коммунистов Югославии, начавшем свою работу в январе 1990 года. Словенская делегация после отклонения ее требования о реорганизации партии на конфедеративных принципах покинула съезд. Без словенцев не захотели продолжать работу депутаты от Хорватии и Боснии и Герцеговины. На съезде был объявлен перерыв, который оказался бессрочным. Коммунистическая партия Югославии практически перестала существовать. В политико-идеологическом плане югославские республики больше ничего не связывало. Одновременно под давлением событий в Восточной Европе и в результате своего собственного кризисного развития югославские власти разрешили, наконец, выборы на многопартийной основе. 21 февраля 1990 года был принят закон о политических организациях, вводившей в стране многопартийную систему. Еще в период подготовки к XIV съезду сначала в Словении, а затем и в других республиках развернулся процесс образования новых партий (к сентябр

Окончательно югославские республики разошлись на XIV чрезвычайном съезде Союза коммунистов Югославии, начавшем свою работу в январе 1990 года. Словенская делегация после отклонения ее требования о реорганизации партии на конфедеративных принципах покинула съезд. Без словенцев не захотели продолжать работу депутаты от Хорватии и Боснии и Герцеговины. На съезде был объявлен перерыв, который оказался бессрочным. Коммунистическая партия Югославии практически перестала существовать. В политико-идеологическом плане югославские республики больше ничего не связывало.

Одновременно под давлением событий в Восточной Европе и в результате своего собственного кризисного развития югославские власти разрешили, наконец, выборы на многопартийной основе. 21 февраля 1990 года был принят закон о политических организациях, вводившей в стране многопартийную систему.

Еще в период подготовки к XIV съезду сначала в Словении, а затем и в других республиках развернулся процесс образования новых партий (к сентябрю 1990 года их количество в Югославии достигло 19), которым после полувековой коммунистической монополии предстояло участвовать в многопартийных выборах. Это были не партии в строгом смысле слова, а идейные течения, возглавлявшиеся группой единомышленников во главе с лидером. Они не имели четко выраженных экономических, социальных и политических программ, но исповедовали одну идею — обрести независимость.

6 республик, входивших в состав Югославии.
6 республик, входивших в состав Югославии.

Первые многопартийные выборы в Югославии проходили в республиках в разное время, с весны до конца 1990 года. В апреле 1990 года состоялись выборы в Словении и Хорватии. В обеих республиках коммунисты потерпели поражение. В первом случае к власти пришла Демократическая оппозиция Словении, хотя председателем президиума Словении был избран старый коммунистический функционер Милан Кучан. В Хорватии к власти пришло Хорватское демократическое содружество (ХДС), и его лидер Франьо Туджман, в прошлом генерал титовской службы безопасности, стал председателем Президиума Хорватии. Следует подчеркнуть, что в обеих республиках вновь установилась монополия одной партии, хотя и на другой идеологической основе, чем при коммунистической диктатуре. Первые же действия Словении и Хорватии были однотипными: вновь избранные органы провозгласили полный суверенитет республик и заявили об изменении их названий и государственных символов, провозгласили примат республиканского законодательства пepед союзным, приступили к формированию своих вооруженных сил. Тем самым был сделан решающий шаг в сторону развала федерации.

Несмотря на сходство действий новых властей Словении и Хорватии, различия в условиях, привели в Хорватии к тяжелым внутренним последствиям. Еще летом 1989 года, когда из хорватской конституции были исключены положения о сербском языке как языке сербского населения республики, раздались протесты, которые власти постарались приглушить репрессиями. Летом 1990 года, в Хорватии произошла так называемая «революция символов», сопровождавшая провозглашением суверенитета Хорватии и принятием государственной символики, которой пользовались усташи в годы Второй мировой воины. Эти события вызвали у сербского населения Хорватии негативную реакцию. Вновь принятые государственные символы, отражавшие внутреннюю сущность происходивших в Хорватии перемен, нельзя было рассматривать просто как безобидный жест. Их смысл объяснялся ростом хорватского национализма и общей политикой новых хорватских властей направленной против сербского населения. По конституции 1990 года Хорватия провозглашалась государством только хорватского народа (прежде она считалась государством хорватского и сербского народов). Требования сербского населения гарантировать их права путем предоставления культурной автономии были тогда отвергнуты новым хорватским руководством.

В ноябре – декабре 1990 года прошли выборы на многопартийной основе в остальных четырех югославских республиках.

Наибольшее значение имели выборы в Сербии. Здесь еще летом 1990 г. Союз коммунистов заявил о своем самороспуске и вместе с республиканским Социалистическим союзом трудового народа создал Социалистическую партию Сербии (СПС). Выборы проводились еще до принятия новой конституции, принятой в сентябре того же года. Предвыборная борьба, в которой приняли участие десятки партий, отличалась напряженностью и накалом страстей. Проявившиеся сепаратистские тенденции в Словении и Хорватии давали повод строить политические программы на противопоставлении им линии сохранения целостности страны. СПС, возглавляемая Слободаном Милошевичем выступила с критикой долголетней деятельности старого коммунистического руководства во главе с Тито, обвиняя его в том, что оно довело страну до дезинтеграции и кризиса. Она сделала упор на подчеркивании прав человека и демократических свобод, ориентации на рыночную экономику и выдвинула лозунг «Сильная Сербия в сильной Югославии». Итоги выборов принесли ей три четверти мест в Скупщине (парламенте), а ее лидер Милошевич стал Председателем Республики Сербия.

28 сентября 1990 года Скупщина Сербии приняла новую Конституцию Сербии, провозгласившую ее демократическим государством всех граждан, которые в нем проживают, основанном на свободах и правах человека и гражданина, на господстве права и социальной справедливости. Согласно конституции, края теряли атрибуты государственности и приобретали черты территориальной автономии.

Сходные результаты дали и проходившие одновременно выборы в Черногории. Только здесь Союз коммунистов (СК) сохранил свое старое наименование, хотя его программные цели претерпели существенное изменение. СК Черногории шел на выборы под лозунгами построения общества гражданских свобод, эффективной экономики, социальной защищенности и подчеркнуто выступал против национализма и шовинизма. Эта линия принесла ему более двух третей голосов, его лидер Момир Булатович стал Председателем Президиума Черногории. Как и в Сербии, здесь сложилась ситуация «многопартийной однопартийности» то есть при формальной многопартийности вся реальная власть оказалась в руках одной партии. Позиции руководителей этих двух республик по многим вопросам строительства новых отношений в югославской федерации были очень близки или даже совпадали.

Итоги выборов в Сербии были с беспокойством встречены в Словении и Хорватии, руководство которых увидело в них подтверждение правильности своих сепаратистских намерений. Преобладающим мотивом комментариев в западных средствах массовой информации были рассуждения на тему «возврата к прошлому», а также сербского «удара по югославскому единству». Начиная с этого времени на Западе стали складываться антисербские пропагандистские стереотипы, отразившиеся впоследствии на развитии политических событий.

Выборы в Боснии и Герцеговине прошли практически по национальному принципу, что вызвало резкую поляризацию населения. Даже списки кандидатов составлялись и публиковались по национальному признаку: кандидаты-мусульмане, сербы, хорваты и кандидаты других народов и народностей. В результате выборов из 240 мест обеих палат Скупщины 201 место получили три партии: Партия демократического действия (мусульманская) - ПДД, Хорватское демократическое содружество в Боснии и Герцеговине и Сербская демократическая партия (СДП). Председателем Президиума был избран лидер ПДД мусульман Алия Изетбегович.

В Македонии ни одна из партий не получила большинства, так что национальная партия ВМРО – Демократическая партия македонского национального единства, набравшая несколько больше голосов, чем коммунисты, не смогла добиться преобладания в парламенте; президентом же Македонии был избран Киро Глигоров, представитель старой политической элиты.

Лидеры республик входивших в состав Югославии. 1991 году. Слева направо: президент Черногории Момир Булатович, президент Словении Милан Кучан, президент Хорватии Франьо Туджман, президент Македонии Киро Глигоров, Председатель Президиума Социалистической Республики Босния и Герцеговина Алия Изетбегович, президент Сербии Слободан Милошевич.
Лидеры республик входивших в состав Югославии. 1991 году. Слева направо: президент Черногории Момир Булатович, президент Словении Милан Кучан, президент Хорватии Франьо Туджман, президент Македонии Киро Глигоров, Председатель Президиума Социалистической Республики Босния и Герцеговина Алия Изетбегович, президент Сербии Слободан Милошевич.

Выборы на многопартийной основе во всех республиках сопровождались принятием новых республиканских конституций, а в ряде случаев – и декларациями о независимости, в которых оговаривался приоритет республиканских законов перед союзными. Итогом стали распад единого конституционного порядка в стране и возникновение параллельных конституционно-правовых систем.

События, происходившие в Югославии вписывались в контекст мировых событий – распад социалистических систем сначала в Восточной Европе, а затем и в Советском Союзе. Но парламентские выборы, прошедшие на многопартийной основе имели здесь свои особенности. Конкуренцию коммунистам составили партии, сформированные по этническому принципу и выражавшие национальные интересы. Последним удалось победить в Хорватии и Словении, которые всегда отличались наибольшими в Югославии национальными противоречиями. В Сербии одержала победу Социалистическая партия во главе с Милошевичем, человеком давно отказавшимся от традиционной титовской политики слабого центра и сильных республик. Столкновение было неизбежным.

Огромное СПАСИБО всем, кто дочитал эту статью до конца! Если она вам понравилась ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на мой канал "История с Карстеном Роде"