Я редко пишу рецензии на фильмы, для этого нужно, чтобы фильм в самом деле произвел на меня какое-то сильное впечатление, и не обязательно - хорошее. Еще реже - положительные, но это - совсем уже редкое исключение.
На днях я посмотрел фильма "Красный призрак" Андрея Богатырева, снятый в 2020 году, вышедший на экраны в 2021 году... и был приятно удивлен!
Фильм рассказывает про события декабрь 1941 года, про выход из окружения в районе Вязьмы. В центре повествования - таинственная фигура Красного призрака - одиночки, приходящего из ниоткуда, уничтожающего фрицев пачками и так же, в никуда, уходящего. Пожалуй, чтобы не спойлерить, здесь описание сюжета и прекращу.
"Красный призрак" выгодно отличается от большинства современных фильмов на тему Великой Отечественной Войны.
Здесь нет избитых клише, когда среди своих оказывается один гаденький предатель и трус, этакий Мальчиш-плохиш. Нет злых комитетчиков. Нет пафосного патриотизма. Хотя фильм, конечно, патриотичен, но патриотичен не речами, а не поступками.
"Красный призрак" - это не фантастика по образу "Т-34", после просмотра которого осталось ощущение, что весь бюджет угрохали в гонорар звездных актеров и на съемки трейлера, а после, что осталось, заплатили сценаристам, дабы они выстроили хоть какое-то повествование.
Нет, ляпы тоже присутствуют. Якобы застрявший автомобиль, который ревет двигателем, однако колеса остаются неподвижными. Пулемет MG-42 в декабре 1941 года, хотя он появился годом позднее, снайперская стрельба из однозарядной гладкоствольной Фроловки на сотни метров с потрясающей скорострельностью - но неискушенный человек этого не заметит. Да, в нужный момент все немцы куда-то исчезли, но это сделано в угоду хэппи-енда.
Кстати, сами немцы показаны тоже крайне нестандартно. Это не некая безликая, серая масса, картонные Гансы, неотличимые друг от друга. Фрицы показаны, как бы крамольно это не звучало, отдельными личностями. Да, безусловно, карикатурности в их образах тоже хватает, но до "Красного призрака" какими-то чертами характера в отечественном кино наделялся лишь единственный убер-Ганс, если таковой был предусмотрен сюжетом. Но, на мой взгляд, это добавляет фильму реализма, появляется ощущение присутствия.
Богатырев пошел на смелый эксперимент, применив в военном фильме приемы классических вестернов. Местами кадры прямо скопированы из фильмов Серджио Леоне. Допускаю, что у кого-то это вызовет негативные эмоции, но мне сразу вспомнились старые добрые советские "истерны" - "Неуловимые мстители", "Белое солнце пустыни", которые не стеснялись перенимать приемы у западных коллег.
Саундтрек местам мне показался неудачным - от композиций прямо веет Эннио Морриконе, вызывая ассоциативный диссонанс.
Что касается актеров - Владимир Гостюхин - бесподобен! Я не помню его со времен "Дальнобойщиков", а здесь Гостюхин предстал в новом образе, соответствующим его возрасту - деда-партизана. Персонаж воплощен на экране очень удачно, очень достоверно. Харизматичный такой получился дед. Я б сказал, местами - с перебором, поскольку Гостюхин заставляет переживать за своего героя больше, чем за остальных, перетягивая на себя внимание зрителя.
Сюжет построен просто, понятно, логично, даже, местами - канонично. Финал очень красиво и технично подведен к началу фильма.
Андрей Богатырев прошел ко кромке лезвия, сумев создать фильм зрелищный, но не перегруженный компьютерной графикой. Патриотичный, но не пафосный.
Советую посмотреть каждому.
#кино #отзывы #рецензии #великая отечественная война #истерн