Найти тему
Невский ветер

Олимпийские программы наших фигуристок - зачем меняли и какой в этом смысл

Из открытых источников
Из открытых источников

В этом сезоне смены программ наших фигуристок наделали много шума. Особенно "досталось" тем спортсменам, которые тренируются в тренерской группе Этери Тутберидзе.

АльбинаГеннадьевна Паутова с присущей ей мудростью и невероятно мощным аналитическим подходом и умением увидеть то, что скрыто, поделилась с нами своим видением этой ситуации:

ОЛИМПИЙСКИЕ ПРОГРАММЫ НАШИХ ЛЮБИМЫХ ЛАСТОЧЕК.

Среди перлов Фаины Раневской есть такой: "У меня в голове всего одна-две мысли. Но иногда они поднимают так-у-у-ю возню". Вот так и у меня, заведётся какая-нибудь завалящая мысль и грызёт изнутри, пока не выразишь её буками. :))

Эта песня акына сложилась в моей голове, когда я смотрела прокат малышек (по программе КМС) на пятом этапе кубка России. Обратила внимание, что появились тренерские штабы, которые ставят девочкам очень приличные программы, их девочки хорошо подготовлены и технически, и хореографический. Но наивысшие баллы за компоненты ставят не им, а тем, чьи программы просто на голову не налезают.

Я никогда не берусь судить компонент "Мастерство катания" - не понимаю я в этом ничего. Но оценить компоненты "Переходы", "Представление", "Композиция", "Интерпретация музыки" способен каждый в силу своего понимания прекрасного. Но понимание у всех разное.

Те болельщики, чьи представления не совпадают с представлениями судей, начинают писать:

- Этот и этот штабы всегда грибуют, потому что у них есть административный ресурс.

- Этот тренер, наверняка заплатил судьям, чтобы они судили, как надо.

Накопленная статистика даёт основания для таких выводов. Но мне подумалось, что есть и третья возможная причина.

Судьи ставят высокие компоненты за те программы, которые им, действительно, нравятся.

Людям с неразвитым эстетическим вкусом нравятся программы, где спортсменка катается побыстрее, под громкую и знакомую судьям музыку. Тонкие движения рук и корпуса они просто не замечают. Ну, это как человек с низкой острой зрения - он видит только крупные и простые объекты, не видит деталей. Вполне возможно, что когда Урманов писал: "Я не понимаю программу Камилы", - он был искренен. Действительно, не понимает. Это не оправдывает хамства, но объясняет причины.

Продолжение 1.

Может быть такое, что представители судейского корпуса плохо образованы в области музыки, характерного танца, балета? А почему бы и нет? Я бы сказала, запросто могут. Для того, чтобы быть судьёй по фигурному катанию, надо назубок знать правила, понимать их, уметь пользоваться оборудованием, которое в реальном времени позволяет увидеть замедленное исполнение того или иного элемента. А на наличие развитого эстетического вкуса их никто не проверяет, знания различных видов искусств не требует. Тренер и постановщик программ должен просчитать и понять тех, кто будет судить. Не угадал - заметную кучку баллов твой спортсмен не получил.

То же касается и болельщиков - у каждого своё понимание прекрасного. Вроде бы, болельщики не влияют на оценки, но большая масса болельщиков создаёт эмоциональный фон - вот эта программа прекрасна, а эта - безобразна. На судей такой болельщицкий порыв влияет обязательно. Этого влияния просто не избежать.

А вот теперь вернёмся к тому факту, что в Тренерский Штаб Тутберидзе в ходе спортивного сезона, сменили спортсменам четыре программы. Программы Алёны обсуждать не интересно - там причина понятна и банальна.

Давайте рассмотрим смену коротких программ Аннушки и Жени Тарасовой с Вовой Морозовым.

Короткая программа Рыжиков на музыку Клода Дебюсси "Лунный свет".

В середине проката на красивое синее платье Жени опустилась жёлтая деталь. Болельщики завопили: "Что за бред, что это за фартук линялый?!"

В видео на 2.20 этот момент с платьем Евгении

Много ли болельщиков не ограничились прокатом, посмотрели фотографии и увидели реплику картины Ван Гога "Звёздная ночь"? Многие ли заметили, как Вова похож на автопортрет Ван Гога? Кто прочёл о том, что Ван Гог всю жизнь искал какую-то необыкновенную любовь, которую так и не нашёл?

Кто, что Клод Дебюсси рассказал о своей любимой зеленоглазой Габи? Основной массе болельщиков и, уверена, многим судьям замысел творца оказался тёмен - они слышали и видели только то, что позволяют глаза и уши.

Глейхенгауз переоценил возможности восприятия зрителей. Когда понял это, заменил программу. Новая программа тоже о нестандартной любви, но сюжет знаком почти всем, а содержание очевидно.

Продолжение 2.

Короткая программа Анны Щербаковой на музыку Кирилла Рихтера "Песня далёкой земли".

Зрителям не понравилась музыка - занудная какая-то. Но это музыка целой национальной культуры - Сахара, арабский восток. "Ой какое некрасивое платье - цвет плохой..."

Цвет совпадает с одной из фотографий Сахары при низком солнце. Прыжки Ани, как фонтанчики песка, взвихриваются над ровной, как стол, пустыней.

Не стал Даниил ждать, когда зрители въедут (у Ани и так технических проблем пруд пруди) - заменил на музыку и программу, которая не требует сложных ассоциаций и размышлений. Новая музыка и программа захватывают с первой секунды, дергает прямо за нервы. Понял - не понял, о чём речь, а программа уже захватила твои эмоции и не отпускает.

Перед творцом, если, конечно, он не является ремесленником, стоят две противоречивые задачи:

  • Выразить глубины своего внутреннего мира.
  • Угадать возможности восприятия зрителей и судей и сделать программу, доступной для них.

Угадать правильно удаётся не всегда. Чем выше и глубже творец, тем труднее этого достичь. Тогда приходится срочно менять программу. Благо, в волшебном сундучке столько драгоценностей в запасе. :)))

Автор - АльбинаГеннадьевна Паутова

Из открытых источников
Из открытых источников

Спасибо, что дочитали!!

Еще наши интересные и смешные рассказы о фигурном катании: