Найти в Дзене
Друг Народа

Как захватывали вражеские самолеты для изучения во время Корейской войны 1950-1953 гг.

Захватить вражеский самолет и изучить его для совершенствования своей конструкции - очень сложная задача, особенно, когда фронт не двигается и получить трофей в ходе отступления врага невозможно. Особый интерес вызывает попытки заполучить вражеский самолет во время Корейской войны 1950-1953 гг. По воспоминаниям (книга «Миги против Сейбров») советского летчика аса Е. Г. Пепеляева, который в той войне командовал полком советского 64-го истребительного авиационного корпуса, в конце мая 1951 г. в расположение его части прибыла группа летчиков во главе с Героем Советского Союза, начальников НИИ ВВС генерал-лейтенантом авиации А. Благовещенским. У прибывших была цель - захватить целым американский истребитель F-86 «Сейбр», причем методом принудительной посадки на наш аэродром. Такой способ практиковался в Великую Отечественную войну, когда вражеский самолет попадал в «коробочку», т. е. по бокам, сверху и снизу (насколько позволяла группа захвата) летели наши истребители и огнем из пулеметов-

Захватить вражеский самолет и изучить его для совершенствования своей конструкции - очень сложная задача, особенно, когда фронт не двигается и получить трофей в ходе отступления врага невозможно. Особый интерес вызывает попытки заполучить вражеский самолет во время Корейской войны 1950-1953 гг.

Истребители F-86A «Сейбр» 4-го авиакрыла, 1951 год. Фото из открытых источников
Истребители F-86A «Сейбр» 4-го авиакрыла, 1951 год. Фото из открытых источников

По воспоминаниям (книга «Миги против Сейбров») советского летчика аса Е. Г. Пепеляева, который в той войне командовал полком советского 64-го истребительного авиационного корпуса, в конце мая 1951 г. в расположение его части прибыла группа летчиков во главе с Героем Советского Союза, начальников НИИ ВВС генерал-лейтенантом авиации А. Благовещенским. У прибывших была цель - захватить целым американский истребитель F-86 «Сейбр», причем методом принудительной посадки на наш аэродром. Такой способ практиковался в Великую Отечественную войну, когда вражеский самолет попадал в «коробочку», т. е. по бокам, сверху и снизу (насколько позволяла группа захвата) летели наши истребители и огнем из пулеметов-пушек «подсказывали» вражескому пилоту, куда ему лететь. Пилот боялся быть сбитым и теоретически таким образом его могли принудить сесть на вражеский аэродром.

Летчики полка Пепеляева скептически отнеслись к этой идее - несмотря на то, что в группе захвата были пилоты с высокими званиями и даже летчики-испытатели, у них не было боевого опыта на реактивных истребителях, а американцы были очень сильны. Первое же столкновение с врагом подтвердило эти опасения - был сбит самолет майора Перевозчикова и он погиб, еще 2 самолета были повреждены без какого либо ущерба для американцев. Во время второго вылета группа не встретила врага, но во время посадки самолет подполковника Дзюбенко попал в спутную струю, скапотировал и загорелся, сам Дзюбенко погиб. После этого группа Благовещенского уехала в Советский Союз, так и не выполнив задание.

Сбитый Е. Г. Пепеляевым F-86А «Сейбр». Фото из открытых источников
Сбитый Е. Г. Пепеляевым F-86А «Сейбр». Фото из открытых источников

Зато его выполнил, причем случайно, сам Пепеляев. Еще по прибытии группы Благовещенского он советовал не пытаться посадить вражеский самолет на свой аэродром, а аккуратно сбить его, т. е. повредить или ранить летчика, чтобы он совершил вынужденную посадку на более-менее целом самолете. В ходе воздушного боя 6 октября 1951 г. Пепеляев повредил вражеский F-86 «Сейбр» и совершенно забыл о нем. Но вскоре он узнал, что этот самолет сел на вынужденную посадку на берегу моря на северокорейской территории, а летчика эвакуировала американская спасательная служба. В октябре самолет эвакуировали в СССР, причем при эвакуации у него были обрезаны крылья, т. к. он не пролезал через корейские тоннели.

Такой трофей был исключительно ценен - внутри все было исправно, пилотажное, навигационное оборудование и вооружение. Но восстанавливать для облета американский самолет не стали - слишком велики были повреждения, поэтому ограничились продувкой макета, сделанного на основе образца, а также испытанием отдельных систем.

Второй самолет, уже более современной модификации F-86Е «Сейбр», был захвачен 13 мая 1952 г., когда совершил вынужденную посадку, получив повреждение от огня зенитной артиллерии. На этот раз пилот командир 51-го истребительного авиакрыла ВВС США Уолкер Махурин попал в плен, а его самолет был переправлен в СССР.

Из советского описания самолета F-86 «Сейбр». Изображение из открытых источников
Из советского описания самолета F-86 «Сейбр». Изображение из открытых источников

Наши конструкторы посчитали наиболее ценными оптический прицел и радиодальномер, которые были изучены, скопированы и внедрены на МиГ-17. Также были усовершенствованы некоторые технологические процессы и введены новые сорта горюче-смазочных материалов.

Американцы также мечтали заполучить советские самолеты типа МиГ-15 для изучения конструкции. Над территорией КНДР, где базировался 64-й истребительный авиационный корпус стали разбрасывать листовки с предложением китайским и корейским летчикам совершить перелет на американскую военную базу за крупное вознаграждение - 100 тыс. долларов США. Позже вознаграждение за предательство поднялось до 1 млн. «вечнозеленых». Таким образом, американцы надеялись получить целый самолет. Идея была не нова - еще в советско-финскую войну финны разбрасывали листовки над расположение Красной Армии, в которых предлагали нашим бойцам переходить на их сторону с военной техникой. В листовках были и расценки, так за револьвер полагалось 100 рублей, за танк - 10 000 рублей, а за целый самолет 10 000 долларов США с дополнительной оплатой переправки предателя в США. Но случаев перегона на вражеские аэродромы советских самолетов в советско-финскую войну зафиксировано не было.

Финская листовка времен советско-финской войны 1919-1940 гг. Изображение из открытых источников
Финская листовка времен советско-финской войны 1919-1940 гг. Изображение из открытых источников

И американцам удалось соблазнить самого молодого северокорейского летчика Но Гым Сока (родился в 1932 г.), который 21 сентября 1953 г. прилетел на базу врага Кимпхо в Южную Корею. Сам перелет вызвал переполох у американцев, ведь война уже кончилась 27 июля. Лейтенант заявил, что ему надоели «красные лжецы», хотя истинной причиной, вероятно, было то, что на территории Южной Кореи осталась его мать. При этом он не связывал свой перелет к врагу с надеждами получить за это американские деньги. Тем не менее, вознаграждение за предательство ему заплатили, правда, не миллион, а всего 100 тыс. долларов. Летчик-перебежчик получил политическое убежище, сменил имя на англоязычное - Кеннет Роу и уехал в США, устроился там авиационным инженером и даже написал мемуары. Сам летчик-предатель успел совершить более 100 боевых вылетов, был награжден двумя орденами, хотя не одержал ни одной победы.

Лейтенант Но Гым Сок. Фото из открытых источников
Лейтенант Но Гым Сок. Фото из открытых источников

Трофейный самолет облетал известный американский летчик-испытатель Чак Йегер. Целью было лучше понять тактику советских летчиков в боях с американцами. Правда американцев ждал конфуз - дело в том, что к 1953 г. советский МиГ-15бис уже устарел и не являлся самым современным советским самолетом, достойным пристального изучения. Производство его завершилось еще в 1952 году, хотя последние МиГ-15бис и были списаны к 1970-м годам. Советской «новинкой» к этому времени был МиГ-17, которые стали производить уже в 1951 г., а с конца 1952 г. стал выпускаться МиГ-17Ф с двигателем ВК-1Ф, оснащенным форсажной камерой сгорания, чего на захваченном самолете не было. Самое смешное, что новые самолеты МиГ-17 уже были в северо-корейских ВВС и летчик-предатель угнал не самый современный самолет (!). Как говорится, «Дорого яичко ко Христову дню»… Короче говоря, что-то почерпнуть из конструкции угнанного МиГ-15бис американским инженерам не удалось. После испытаний самолет был направлен в Национальный музей ВВС США.

Вообще передача новой техники своим ненадежным союзникам довольно рисковая вещь. Например, первые МиГ-23 американцы получили от Египта в середине 1970-х годов, когда египтяне добровольно передали 12 самолетов в разобранном виде модификаций МиГ-23МС и МиГ-23БН. Советские самолеты после тщательного изучения стояли на вооружении 4477-й тестово-оценочной эскадрильи «Красные орлы». Передача самолетов произошла из-за переориентации Египта от СССР к США...

#миг-15 #корейская война 1950-1953 #история #война #пепеляев #миги против сейбров #сейбр #f-86 #красные орлы

Другая статья про военную технику - Историческая авиация в кино

Немецкое подводное «чудо-оружие»

Реальная эффективность «оружия возмездия» «Фау-1» и «Фау-2»