В этой статье анализ фильма, основанного на биографии американской певицы Тины Тернер. Здесь много спойлеров, но даже увидев их, я все равно советую вам посмотреть это своими глазами.
Я комментирую многие действия, но не все. Хочу оставить вам самим что-то на подумать. Общий сюжет ничем не отличается от обычных сценариев абьюзивных отношений. Для тех, кто еще не вышел из них, будет очень наглядно продемонстрировано, что бывает, если пытаться его изменить, спасти, и если оставаться в этих отношениях.
Во-первых, с самого начала фильма героиня (по началу ее зовут Анна) получает травму покинутого. Мать бросает ее на бабушку, а родную сестру забирает жить с собой. Отсюда дальше и запрос на подобные отношения.
Сама мать Анны — очевидный нарцисс. Спустя лет 15 жизни без матери Анна приезжает к ней с сестрой в гости. Те счастливо живут, носят цацки, крутят шашни. Первое, что при встрече говорить мать дочери, которую бросила:
— Кожа и кости. Я тебя бросила, потому что ты была слишком мала. Кстати, у нас ты тут не будешь шататься по вечеринкам, надо работать.
Принимая дочь в гостях, они поедают пирог, который сама Анна и приготовила, и после трапезы сама же и убиралась.
Первая встреча с её будущим мужем — Айком Тернером в баре. Он же далее — нарц. Поет на сцене. Все тексты его песен о том, как восхитителен он и его кабриолет.
Героиня наблюдает за ним в толпе, о нем шепчутся: «Он тут всех девиц отымел». К сожалению, мы часто на это клюем. Воспринимаем это, как достижение, а по факту таких гуляк сразу надо отсеивать. Сразу плохой знак.
Их первый тет-а-тет за столиком в кафе. Демонстрирует явно пренебрежительное отношение к официантке. Плохой знак.
В сторону Анны начинает активную стадию идеализации:
— Откуда у такой крошки такой голос?
...идеализации, смешанной с обесцениванием. Перевод слов нарца: «Ты какая-то недостаточная и не достойная для такого голоса и это удивительно, так быть не должно».
Идеализация — период, когда абьюзер внушает жертве, что она уникальная, единственная, неповторимая, что она лучшая из лучших. Обычно у жертвы низкая самооценка, а потому абьюзер закрывает эту потребность жертвы в похвале и признании. От чего ее к нему охотно тянет, несмотря на множество тревожных звонков сразу в первые часы знакомства.
Вечно наглаживает волосы, пялится в зеркало. Нарциссическое самолюбование.
Первая репетиция.
Нарц давит на Анну и требует петь резче. То есть он нашёл её талант таким, каким он был, и с первой же репетиции начинает переделывать, пока она не начинает орать, надрываясь.
Она справляется и так правда звучит круче, но когда она надрывается, видно, как искажается от боли ее лицо, при этом она улыбается. Это будет тяжелая история.
Бывшие.
Вокруг нарца все время вьется куча бывших. Ему удобно держать их возле ноги, но все они им недовольны. Орут, что он собирает все юбки. Но, любая, если он решит в очередной раз задирать ей юбку, не откажет ему.
Бывшая жена нарца пытается пристрелить героиню. Видимо, уже утилизированная жертва. Анна плачет. Но жена стреляет в себя. В звездном доме крики и истерики, нездоровая атмосфера. Уже пора было бежать. Звоночки бьют набатом.
Утилизированная жертва — когда нарцисс поиздевался над жертвой достаточно, у нее не остается ресурсов, ему становится неинтересно издеваться над ней, и он от нее избавляется. Разводится, убивает, бросает, в общем просто пытается отделаться от нее и переключается на новую, более ресурсную жертву.
Первая ночь с ним.
Он сразу за неё все решил. «Остаешься у меня, все приготовил, с матерью договорюсь». Мнение Анны резко перестают спрашивать. Остаются наедине.
— Открой-ка рот? Ты никогда не лечила зубы, у тебя во рту дырок полно!
После треша с женой понимает, что Анна напугана и может сбежать, понимает, что надо ее привязать. Рассказывает, как в его детстве отцу прострелили желудок, но фокусируется не на скорби, а на больничном запахе, который он теперь ненавидит, что явно говорит нам об отсутствии каких-либо человеческих чувств, по отношению к этому событию.
Героиня тут же извиняется за что-то, абьюзер успешно запустил в жертве процесс самообвинения и жалости к нему, в одной из прошлых статей мы с вами узнали, что чувство жалости — это всегда манипуляция. Он сокращает дистанцию — целует её в момент, когда она испытывает жалость и вину.
Нарц о жене:
— Она мне не нужна, потому что перестала в меня верить, а вот ты особенная, ты так прикасаешься, я страдаю всю жизнь, но все от меня уходят.
Узнаете жалостливое нытье нарца?
Жертва ведется и включает спасателя:
— Я бы никогда так не поступила, не оставила бы тебя.
Поддаётся на сближение. Она в клетке.
Первый секс. Хватает за руки. Режиссер на этом акцентирует. Сразу считывается сигнал агрессии и жажды насилия.
Уничтожение
— Отведите её в салон, пусть её обесцветят.
— Похоже ты немного набрала вес, выглядишь «здоровенькой».
— Дадим тебе другое имя, ты будешь Тиной.
Перевод всего: ты не такая, меняйся я тебя переделаю, как куклу.
После родов.
Нарц: Она плохо выглядит, что с ней? (плевать на роды, главное внешний вид).
Врач: Ей нужен отдых.
Нарц: Нет, ей надо выступать (плевать на твоё здоровье, на кону куча денег).
Крадет ее из больницы, наплевав на врачей, и на её уговоры:
— Кого ты слушаешь, своего мужчину или доктора которого мы не знаем вообще?
— Ребёнку нельзя в дорогу.
Она напугана, но его волнуют только его планы и деньги, которые Анна-Тина может принести своим пением. Выкрадывает её больную и изможденную жениться в Мексику.
В Мексике, выходя из машины, жертва удивляется, затем разочаровывается, что с трудом скрывает, ведь свадьба проходит в экспресс-будке, где-то из окон второго этажа смотрят проститутки. Атмосферненько. После росписи Айк газует на авто без неё и просто машет ей из окна ручкой! Тем самым, демонстрируя ей ее ценность, то есть — ее отсутствие. Она обижается, показывает это, но он отмахивается, а она спускает это на тормоза.
Начало семейной жизни.
Она с грудничком. Он вваливается в дом и орёт, выгружается по своим рабочим делам:
— Пора начинать шоу.
— Я устала.
— Ты не можешь уставать. Ты должна выступать.
Жертва пока еще в контакте с реальностью и говорит, что все происходит как-то слишком быстро.
— Если ты не выйдешь на сцену, нам нечего будет есть.
— Что будет со мной?
— А что будет с группой? Ты хочешь меня кинуть как и остальные? Я пытался прорваться в это всю жизнь.
В общем, абьюз усиливается. Жертва подавлена:
— Прости меня.
— Извиняешься... это должна была быть лучшая ночь в моей жизни, а ты все испортила.
Тина вынуждена выступать. У микрофона плачет и молчит. Он властно целует ее, она начинает надрывно петь.
Песни, кстати, характерная: «Что идёт не так? Ты влюбилась в плохого парня, ты сошла с ума... Я не могу без него!»
Анна-Тина начинает приносить деньги. Нарц-мать спрашивает, что героиня хочет сделать с деньгами? Ни Анны, ни Тины больше нет:
— Айк хочет студию, Айк хочет новый дом, Айк хочет новый контракт....
Тем временем, новоиспеченный муж Айк флиртует направо и налево. Героиня жалуется на это матери. Но мать на стороне мужа:
— Он просто мужчина, сделай его счастливым. (спасибо старшему поколению за подобные установки!).
У Тины берут интервью. Своего мнения уже нет. Полное слияние, на любые вопросы о ней, она отвечает, начиная со слов: «Айк говорит, что...».
В шикарном новеньком доме Тины и Айка, семья героини резвится в бассейне, нарца бесит смех и веселье, он орёт на Тину:
— Мне нужно работать. У нас куча долгов. Они появились потому что ты поешь плохо.
— Я пою так, как ты просишь.
Нарц звереет:
— Хочешь сказать это я плохо учу? Может ты хочешь уйти? Кинуть меня, как все?
Первое избиение. Садистически тащит ее по полу у всех на глазах. Явный эпилептоид. Кстати, тут этот типаж хорошо проиллюстрировали.
После избиения жены, нарц любуется в зеркало и поправляет растрепавшиеся волосы.
Избитую Тину пришли жалеть родные. Жертва говорит, что все в порядке, защищает его (представляю как вы беситесь):
— Я его провоцирую, я виновата, а он старается, мне нужно помочь ему. И когда помогу, все станет хорошо. Он потом сто раз извинится, знаешь, как он извиняется!
В глазах гордость за свою мудроженственность и преданность. И, да, он тащит ей подарок. Но внутри она уже мёртвая, подарки уже не помогают поддерживать самообман.
Новое интервью, где мы видим, как личность жертвы уничтожена:
— Айк то, Айк сё, а я наседка, сижу с детьми ничего не делаю.
Новая песня: «Ты кинул меня, мне надо просто повертеть хвостиком». Теперь жертва стабильно зажигает на сцене, а после выступлений на ней нет лица.
Появляется какой-то новый продюсер и хочет сделать песню с одной Тиной. Айк сразу вытесняет жену и как сутенер, говорит, что продюсеру надо говорить по поводу неё с ним.
Очередная песня: «У тебя есть щенок, я буду лучше чем он». Тина и Айк популярны. Америка в восторге хавает абские песни. Жертва репетирует в студии, еле сдерживая слезы. Нарц смотрит на это как на рыбок в аквариуме.
После записи с новым продюсером говорит, что она молодец. Но говорит это, оглядываясь, видит ли вся публика, что он ее хвалит. Отмечают новый сингл в кафе. У Тины просят автограф, нарцисс бесится, что теперь она популярна без него. От ее популярности, его напряжение растёт. Предлагает ей поесть пирога, она отказывается. Он начинает ее при всех заставлять. Предчувствую издевательство. И да, он суёт ей его в рот, а потом избивает на глазах у всех. После потасовки и прилюдного избиения, нарц садистически-ласково говорит Тине:
— Ты присядь, и все-таки поешь пирога.
Спят. Тина хочет встать в туалет, но стоит ей пошевелиться, Айконарц тут же дергается: «Куда ты?». Она тайком пытается сбежать к маме, но он успел у нее за спиной купить дом мамы. Полная оккупация.
Побег случился, но я слишком хорошо знаю, что будет дальше. И я права. Он перехватывает их по пути, крадет детей по дороге. Заставляет ее сесть в машину. Чую, ей пи*дец дома.
После этого она становится полной гупешкой.
Гупешка — фильм об утилизированной жертве. Рекомендован к просмотру, жертвам абьюза для осознания происходящего.
Гастроли.
Она сидит в автобусе, пока он мирно спит, положив ноги на нее. В другой раз он валяется пьяный на полу, она его таскает до кровати. После очередного концерта, где она выкладывается по полной, под рукоплескания аплодисментов, в Тине виден надрыв и истощение. Соблюдая условности, она подходит к мужу на сцене, как собачка становится возле него. Он по-царски с презрением подаёт ей руку.
Новая репетиция.
— Ты плохо поешь, я хочу чувствовать кожей твое пение.
Только проблема в том, что нарциссам вообще недоступны никакие чувства. Достаточно никогда не будет. Она снова поёт, надрываясь, ещё сильнее, он смотрит на неё в ярости. Требует, чтобы все вышли и оставили их наедине. Мне снова страшно. Она, наблюдая, как все выходят, делает вид, что все в порядке, провожает других, предчувствуя выгрузку.
Выгрузка — любимый момент нарцисса. Некоторое время они копят агрессию внутри, даже стараются сдерживать, но их психологический контейнер слишком мал, и тогда всю агрессию они выплескивают на жертву. Вот те самые моменты, когда вроде все нормально было, а потом он начал придираться, потом предметами кидался, а потом мне челюсть сломал — это и есть выгрузка. Они ее просто обожают. Они очень плохо спят, но после выгрузки их сон крепче младенческого, а на утро они ведут себя нежнее маленьких пушистых котят. Жертвы часто за цепляются сахарное шоу после выгрузки. Нарцисс же его устраивает всего лишь для того, чтобы жертва после непоправимого зла с его стороны, не сбежала.
Когда все удаляются, он снова жестоко ее избивает и насилует как животное, душит и орёт. Она остается жива, но смотрит как мертвец.
После того инцидента она улыбается в зеркало своему отражению с синяками, она лишилась рассудка и наглоталась таблеток. Муж едет с ней в скорой. Демонстративно говорит: «Крепись крошка!», а чуть тише, до боли знакомым тоном: «Я прикончу тебя, сука».
Тина возвращается после больницы, дома бордель. На стенах картины с его царским профилем. Явно прогрессирует нарциссизм. Он с порога грузит её гастролями, говорит, что надо работать во много раз больше и удаляется тискать другую бабу.
Пока Тина была в больнице, к ней приходила бывшая жена нарцисса, та которая пыталась застрелиться в начале. Сейчас психика жены восстановлена, а Тина бежит к ней, та принимает ее очень тепло и они начинают передразнивать Айка, и смеяться, как мы смеемся в моем юмористическом блоге над всеми этими придурками. Только героине вдруг становится не смешно. У неё начинается истерика. Бывшая жена зовет ее петь буддистские песни, которые помогают осознать реальность. И Тина начинает осознавать, что происходит. Это важный момент. У неё правда открывается глаза и появляется явный запрос на выход.
Запрос на выход — момент, когда жертва осознает, что происходит и четко понимает, что надо уходить.
Она удаляется в буддизм. Находит в нем отдушину. Когда Тина дома напевала буддистские песни, нарцисс делал свою сатанинскую музыку громче.
Она становится сильнее. Отказывает ему, перестаёт потакать, начинает стоять за себя, но он избивает её ботинком за неправильный тон. Она бьёт его в ответ по яйцам! Да, детка!
После драки окровавленная парочка входит в отель, все на них оглядывается. В номере он приказывает ей разбудить его и привести свое лицо в порядок. Она видит в зеркало опухшее от ударов лицо, но внутри уже зародилась злость, живая и настоящая. Она выходит, видит, что он спит и сбегает с одной сумкой.
Она бежит в никуда, плачет, кидается под машины, куда подальше от него. От музыки и момента мурашки. Входит избитая в первый попавшийся мотель, просит номер и говорит, что у неё лишь 36 центов. У мировой звезды!!! Для них её посещение — честь, они дают ей номер. Видимо, это поворотный момент.
Наконец-то они разводятся!
Между Тиной и Айком начинается суд. Очень драматично, что она на суде она не имеет материальных претензий и просит только имя, которое она заработала кровью и потом. Он настаивает, что имя ей дал он. Ну, как собаке, чего вы) Ему не нужны никакие деньги, только ее полное уничтожение могло бы его угомонить. Но суд на её стороне, имя остаётся за ней. Тина начинает сольную карьеру. Её замечает другой продюсер.
Песни отныне такие: «Я так удивлена, что люди опустились».
Очередное интервью с новым продюсером. Она наконец-то говорит не о том, что хочет Айк, а о том, чего хочется ей.
У неё начинается свободная, лёгкая, вольная жизнь. Но куда же без пингов и сталкинга?
Сталкинг — преследование абьюзером жертвы,. Обычно караулит ее в местах, где она может появиться, с целью шантажом и манипуляциями вернуть назад.
Её подстерегает муж. Цветы костюмы, предложения, попытки поговорить пару минут... начинается! И она слушает! Даёт ему гребаные две минуты.
Что такого в двух минутах, спросите вы? Когда я изучала абьюз, я узнала, что психопату достаточно 12-ти секунд, чтобы внушить жертве свою власть, когда она ослабла, пока его не было рядом.
Он приказывает ей сесть в машину. И она садится! Он уже довольно потирает ладошки. Конкретного разговора нет, пляшет вокруг, да около. Но ему точно что-то нужно. Да, я не ошиблась, его сажают в тюрьму и ему нужны деньги. Все, что он с неё поимел в суде, он спустил. Он рассказывает ей сказки про новую песню о любви к ней:
— Давай споешь ее ради меня, сделаем на ней деньги?
— Нет. У меня своя группа.
— Да что там у тебя за группа? (опять обесценивает). Слушай я скучаю, я изменился, давай возвращайся… (начинается сахарное шоу).
Обесценивание — способ манипуляции жертвой, когда все, что ей важно, все, в чем она преуспела абьюзер уничтожает, делает незначительным, принижает ее достижения, увлечения и радости.
Благо, она не слушает, хочет уйти, он одергивает ее руку. Она вылетает, разбивая окно у его машины. Он злобно шипит, что еще не все кончено.
В дом приходит сын. Взрослый здоровый лоб, которого избил отец. Говорит, что у отца поехала крыша и Тину он хочет убить в Ритце на выступлении, говорит, что она не выйдет на сцену.
Тина в гримерке в Ритц. Сцена слишком тихая. Мне опять страшно. В гримерку заявляется он. Начинаются угрозы, он достаёт пистолет. В глазах очень знакомая ярость. Тон очень знакомый.
Она спокойно говорит ему, что сейчас её ждёт толпа народу. На его глазах слезы.
Откуда слезы? Да просто он понял, что сейчас не получится её убить. Вот, что его раздосадовало. А вы думали ему стало стыдно или он что-то осознал?
Песни уже другие. «Мне все ясно, я знаю этому имя. Кому нужны второсортные чувства? Кому нужно разбитое сердце?». Она не орет музыка не рвет уши. Она поёт о любви. Эта песня стала хитом.
Узнали для себя что-то новое об абьюзе? Или о героине фильма и великой певице?
#абьюзер #нарцисс #психопат #тинатернер #музыка #газлайтинг #психология #кино