«Многие уже пытались описать события, происшедшие среди нас, рассказанные нам очевидцами, от начала видевшими происходившее и служившими Богу, провозглашая слово Его. Тщательно изучив всё от начала и до конца, я решил записать для тебя, достопочтенный Феофил, последовательное изложение всех событий, чтобы ты был уверен в достоверности того, чему учили тебя» (Евангелие от Луки).
Благая Весть написана Лукой примерно в 60-х годах I века н.э. Как считают исследователи Библии, Евангелист Лука был врачом по профессии. Он был обращен из язычников (эллинов) и сопровождал Апостола Павла во многих его миссионерских путешествиях, и злоключениях. Наверное, он был одним из немногих путешественников и сподвижников Павла, которые оставались с ним до самого его конца, то-есть до смерти Павла (ср. Лк 1:1-4 → Деян 1:1-4 → 2 Тим 4:10 → Деян 28:30-31).
Благая Весть – Евангелие и Деяния, эти две Книги были написаны Лукой для Феофила, чтобы показать истинность того учения которому этот христианин Феофил был наставлен (ср. Лк 1:1-4; Деян 1:1-4). Точно мы не можем сказать, кем был этот Феофил – его социальное положение, профессия, национальность, где проживал? Но мы можем точно знать, что он был христианином и что, как и другие христиане проживавшие в разных уголках тогдашней Римской империи (Iвека), получил эти написанные ему Послания, сохранил Их и возможно размножил – так как мы с вами, можем сегодня прочитать их, спустя почти 2000 лет (ср. Кол 4:16; 1 Фес 5:27).
Первая Книга (или Послание), которою Лука написал Феофилу называется Евангелие. Евангелие – это греческое слово, означающее «благую весть», «радостную весть», «весть о спасении» – это Весть о Царстве Небесном, Весть о спасении от грехов и пороков, Весть о Сыне Божьем, Весть о Духовном мире для людей.
Вторая Книга которую написал Лука Феофилу, как продолжение первой, называется Деяния. И означает то, что делали Апостолы и проповедники Благой Вести на земле, после того как Иисус покинул этот мир и Воцарился на Небесах. Деяние – это их дела и продолжение истории о распространении Благой Вести.
Обе Книги были написаны судя по всему, в одно время (в 60-х годах), с небольшим интервалом друг от друга. И обе они охватывают период времени примерно в 70 лет, от рождения Христа, примерно в 6 г.д.н.э. и до 62 года н.э.
Первая Книга (Евангелие) повествует нам о жизни Христа и целиком посвящена Ему. Его рождению, пророчествам о Нём, Его учению, Его жизни и смерти. А также Его воскресению и вознесению. События этой книги происходят примерно с 7 г.д.н.э по 27 г.н.э.
Вторая Книга целиком посвящена распространению Благой Вести после вознесения Христа на Небо. И её «героями» в основном выступают Апостолы и Евангелисты. Но самые главные её «герои» – это два Апостола, Пётр и Павел. События этой Книги происходят примерно с 27 по 62 годы.
Первая часть или первая Книга (Евангелие), это Книга о Христе и Благой Вести от Бога, которую принёс Христос людям. Также эта Книга о том, что жертвенная смерть Христа даёт людям спасение в вечности, если только они захотят принять её и последовать за ней в своей жизни.
Евангелие
Глава 1: Цель написания данной Книги. Пророчество о рождении и само рождение Иоанна Крестителя. Пророчество о рождении Иисуса Христа, от Марии и Духа Святого. Время происходящих событий в этой главе примерно 7 г.д.н.э.
В 3 стихе мы видим имя человека, кому была адресована эта Книга, но мы не можем знать о нём многого, кроме того, что он был христианином. В 5 стихе слова «во дни Ирода», указывают примерно на 7 год до н.э. В 8 стихе слова «перед Богом», говорят нам что он служил в Храме Иерусалимском.
В 27 стихе говорится что он была «обручённой мужу», это означает, что она была помолвлена с Иосифом. В 32 стихе в переносном (в образном) смысле имеется в виду, что Иисус и так всегда являлся Сыном Бога, даже до Своего земного воплощения. И отец у Него не Давид, а Сам Бог. Опять же, здесь идёт как бы переносный (образный) смысл «по плоти», чтобы исполнилось пророчество Бога.
В 28 стихе слова «благословенна ты между жёнами», означает не почитания её как «Девы Марии» в различных религиях (Католицизме, Православии), а то, что ей Бог «доверил» осуществить рождение Мессии (Христа). 34 стих можно перевести так; «Как же я могу забеременеть, если я ещё не жената»? 37 стих можно перевести так; «Что Бог сказал, то непременно сделает»!
В 48 стихе слова «ибо отныне будут ублажать меня все роды», это говорится в образном значении, так как Мария знающая законы Бога, не могла сказать о себе, что «отныне будут поклоняться мне все люди, как божеству». Это лишь образ того, что её будут помнить как женщину, которая удостоилась чести родить Мессию (ср. Исх 20:3-5; Рим 1:20-23; Отк 19:9-10). Она в своём роде была как некий пророк, святой, Апостол, вот в таком значении она имела в виду сказанные ею слова. Её просто будут помнить за это, не более того.
В 78 стихе слова «которым посетил нас Восток свыше», означают образ восходящего солнца, как образ света пришедшего в этот мир в образе Христа. В 79 стихе тот же образ Христа, что и в 78 стихе. Здесь также, таким же поэтичным и аллегорическим языком объясняется приход Мессии в этом мир к людям. В 80 стихе, последние слова этого стиха, означают приблизительно 23 год н.э.
Глава 2: Рождение и первые годы жизни Иисуса (вкратце). Время происходящих событий в этой главе приблизительно с 6 г.д.н.э. по 6 г.н.э.
Эта глава интересно тем, что в ней говориться о рождении, а также хотя и кратко, но достаточно интересно и о первых 12 годах жизни, и взросления Иисуса.
В 7 стихе сказано, что Иисус родился в «яслях». Ясли – это место или загон где находятся домашние животные. В 19 стихе слово «слагая», означает – запоминая. В 37 стихе говорится что Анна служила в Храме «день и ночь», но это не значит что она делала это буквально без перерыва, перерывы были (ср. Иез 4:1-15; 3 Цар 17:1-6). Она просто имела особый дар и особое служение, которое и «заставляло» её находится или жить при Храме.
В 42 стихе Иисусу уже 12 лет и это примерно 6 год н.э. А в 52 стихе просто, кратко и лаконично говорится о взрослении Иисуса до своего тридцатилетия (до 24 года н.э.).
Глава 3: Служение Иоанна Крестителя. Начало служения Христа. Родословие Христа. Время происходящих событий в этой главе приблизительно 24 год н.э.
В 1 стихе «пятнадцатый год правления», это 24 год. Но в некоторых исторических хрониках мы можем увидеть, что это 29 год. Здесь проблема заключается лишь в том, что мы не можем точно сказать, какой точно был год? Но приблизительно можем и потому я предполагаю что это 24 год. По своей сути, разница в пять лет большой роли в нашей вере в Истину, думаю, не должна играть. Так как мы верим смыслу и сути Послания, а не занимаемся математическими расчётами, которые тем более, не могут быть точно рассчитаны из-за неизвестности некоторых переменных (ср. 1 Тим 1:3-7).
В этом же 1 стихе говорится об «Итурее и Трахонитской области», эти области находились в Сирии, восточнее Средиземного моря. А «Авилинея» находилась рядом с Итуреей.
В 15 стихе слова сказанные об Иоанне Крестителе «не Христос ли он» – это значит «не обещанный ли он Богом Мессия». В 19 стихе «Ирод четвертовластник», это Ирод Антипа. А «жена» брата его, это Иродиада, племянница Ироду Антипе. Она сначала была замужем за Иродом Филиппом (своим дядей), братом Ирода Антипы тоже по отцу (но матери у них были разные). И как мы понимаем, все троя были родственниками, два брата и их племянница, которая сначала была женой одного дяди, потом стала женой другого.
Глава 4: Испытание Иисуса Дьяволом, перед началом Его служения. Иисус начинает своё служение (начинает благовествовать Евангелие, это благовествование сопровождается чудесами). Время происходящих событий в этой главе примерно 24 год.
В этой главе мы читаем о:
- испытании Иисуса, перед своим служением;
- благовестие Иисуса в Галилее;
- отвержении Иисуса, своими соплеменниками в своём родном городе.
В 5 стихе возможно идёт речь о тех царствах, которые уже существовали на тот момент времени. В 6 стихе судя по всему образное выражение или условность («и я, кому хочу, даю её») выражающееся в том, что Сатана конечно же может влиять на этот мир, но не может управлять им, ибо он не Бог! Его власть распространяется до тех пор, пока ему разрешено что либо (ср. Иов 1:12; 2:6). В конечном счёте, всем руководит Бог.
В 29 стихе слова «свергнуть Его», означают – сбросить Его с утёса. 30 стих можно понять так: «но Он увернулся от толпы, «обхитрил» их». В 31 стихе слово «их», означает – людей (израильтян). В 38 стихе слова «в дом Симона», то-есть будущего Апостола Петра. В 39 стихе слова «служила им», означает – заботилась о приготовлении пищи и т.п.
В 40 стихе говорится о том что, либо они целый день приходили к нему, либо к вечеру. Но возможно что Иисус всю ночь исцелял больных, а на утро решил покинуть их селение и идти дальше (ср. с 41 по 44 ст.).
Глава 5: Иисус продолжает Своё служение. Избрание первых Апостолов. Время происходящих событий в этой главе примерно 24 год.
В этой главе мы читаем о:
- призвании Петра, Иакова и Иоанна, на служение Благой Вести;
- исцелении больных (история с парализованным);
- призвание Матфея, будущего Апостола, на служение Благой Вести;
- благовестие и учении Иисуса, народу израильскому и фарисеем.
В 1 стихе «Геннисаретское озеро», это Галилейское озеро или другое название Галилейское море. С 36 по 39 стихи Иисус говорит одну притчу и смысл этой притчи, если её обобщить, таков – старое вино лучше, то что Я принёс вам, лучше прежнего (имеется в виду учение или Завет).
Глава 6: Иисус продолжает Своё служение и благовествование. Он учит и исцеляет людей. Что значит быть христианином (каким хочет видеть Бог человека)? События этой главы происходят примерно в 24 году н.э.
- Спор о субботе (Что можно, а что нельзя делать в этот день?);
- Избрание 12-ти Апостолов;
- Исцеления людей;
- «Нагорная проповедь» Иисуса.
В 9 стихе на вопрос Иисуса можно ответить так – нужно действовать по обстоятельствам, но соблюдать при этом Божью волю. В 13 стихе слово «Апостолы» означает – посланники. С 21 по 25 стихи говорится не о буквальных нищих и богатых, а говорится о духовной нищете и о духовном богатстве. То-есть о бедной или сокрушённой душе человека, как и о богатой, пресыщенной, чванливой, ничего не ценящей душе.
31 стих здесь является ключевым стихом отрывка с 27 по 35 стихи. В этом отрывке Иисус не говорит о том, что мы должны быть «уничтожены или унижены» другими людьми. Здесь идёт речь о том, что мы просто должны быть добры ко всем людям (хорошим и плохим) и помогать им тем, чем мы можем им помочь.
Слова Иисуса в 40 стихе относятся лишь к верующим, к их вере, но не к другим сферам жизнидеятельности человека (ср. Ин 15:20). То-есть здесь имеется в виду, что вы будете подобны Мне. С вами будут также поступать, как поступают со мною.
Глава 7: Иисус продолжает Своё служение и благовестие в Галилеи. События главы происходят примерно в 24 году.
- Исцеление слуги Сотника;
- Воскрешение сына вдовы в городе Наин;
- Иоанн Креститель посылает своих учеников к Иисусу с вопросом;
- Иисус говорит об Иоанне Крестителе;
- Иисус учит людей;
- Женщина помазавшая ноги Иисуса миром.
32 стих можно перефразировать так – мы звали вас, но вы не захотели прийти. В отрывке с 33 по 35 стихи смысл таков – никто вас не устраивает, ни тот, ни другой.
Глава 8: Иисус продолжает Своё служение и благовествование о том, что Царство Божие пришло на землю. Иисус продолжает исцелять и воскрешать людей. События этой главы происходят примерно в 24 году.
- Иисус продолжает Своё благовествование;
- Притчи о Царствии Божьем;
- Родня Иисуса хочет увести его домой;
- Усмирение бури на Галилейском озере;
- Изгнание легиона бесов;
- Исцеление женщины страдавшей кровотечением;
- Воскрешение дочери Иаира.
Глава 9: Иисус и Его ученики продолжают благовествовать о Царствии Божьем, а также исцелять людей и изгонять из них бесов. Царство Божье – наступит с приходом Нового Завета. События этой главы происходят примерно с 25 по 26 годы.
- Избрание двенадцати Апостолов на служение;
- Иисус накормил 5000 человек 5-ю хлебами и 2-мя рыбами;
- Кто такой Иисус;
- Преображение Иисуса на горе;
- Изгнание беса из юноши;
- Кто больший в Царствии Божьем;
- Путь Иисуса в Иерусалим.
48 стих говорит нам о вере и любви, к братьям и сёстрам по вере. А также о том, что вера наша, должна быть искренней как у детей. И также о том, что тот кто «чист» и «прост» как ребёнок, является более ценным и чистым для Бога, чем тот кто «умён» и «хитёр» среди вас (христиан).
Глава 10: Иисус продолжает Своё благовествование. Его ученики также подключаются к благовестию и исцелению людей. События этой главы происходят примерно в 26 году.
- Избрание ещё 70-ти учеников для благовествования о Царствии Божьем;
- Наставление Иисусом своих учеников;
- Притча о добром Самаритянине;
- Иисус в доме Марфы и Марии.
В 6 стихе слова «сын мира», могут означать выражение – если примут вас. В 21 стихе слово «младенцам», означает – простой смертный, ничего не значащий, не статусный и не великий человек.
Глава 11: Иисус продолжает благовествовать, учить и исцелять людей. События этой главы происходят примерно в 26 году.
- Научи нас молиться;
- Просите и дано будет вам, ищите и найдёте;
- Сатана Сатану изгоняет;
- Притчи об Ионе, Царице юга и Ниневитянах;
- Свет в мире и в человеке;
- Иисус обвиняет книжников, фарисеев и законников в грехах.
В 13 стихе слово «злы», означает – плохие люди или являться плохим человеком. В 19 стихе слова «сыновья ваши», означает – ученики Иисуса или многие израильтяне. В 31 стихе слова «от пределов земли», означает – другая дальняя страна. В 34 стихе слова «светильник тела есть око», означают – аллегорию на чистоту помыслов человека.
Глава 12: Иисус продолжает учить людей праведной жизни, чтобы потом они попали на Небеса (в Царство Небесное). События этой главы происходят примерно в 26 году.
- Последуйте Богу и делайте дела достойные Бога;
- Не заботьтесь о тленном, но заботьтесь о духовном;
- Будьте готовы к пришествию Сына Человеческого;
- Кому дано много, с того много и спросится;
- Я принёс разделение в этот мир;
- Вы умеете различать различные физические явления в этом мире, но не можете отличить добра от зла.
В 5 стихе этой главы, слова «бойтесь Того» означают – бойтесь Бога.
Глава 13: Иисус продолжает учить и исцелять людей, направляясь в Иерусалим. События этой главы происходят примерно в 26 году.
- Если не раскаетесь, умрёте;
- Исцеление женщины в день субботний, в синагоге;
- Притчи о Царстве Небесном;
- Тесны врата и узок путь, первые и последние;
- Два пророчества.
30 стих можно перефразировать так – некоторые язычники, это те последние, которые будут первыми, а некоторые Иудеи которые первые, будут последними. А в 35 стихе, судя по всему, Иисус говорит о 70 годе н.э.
Глава 14: Иисус продолжает учить и исцелять людей, направляясь в Иерусалим. События этой главы происходят примерно в 26 году.
- Позволительно ли врачевать в субботу;
- Возвышение и унижение;
- Делай добро не в долг;
- Много званных, но мало избранных;
- Бог, на первом месте;
- Подумай, сможешь ли ты.
15 стих можно объяснить так – блажен кто попадёт в рай! С 16 стиха идёт притча о том, кто же попадёт в рай? В этой притчи: «один человек», это Бог. «Рабы этого человека», это посланники (Ангелы, пророки, евангелисты) Бога. «Званные» и не пришедшие на ужин, это те кто отказался слушать и повиноваться словам Бога. А «хромые, увечные и путники», это те кто поверил и принял слова Бога, и последовал им.
С 26 по 35 стихи говорится, что мы должны любить больше Бога, нежели этот мир и всё что в нём. А перед тем как стать христианином, вам нужно хорошенько подумать – а нужно ли вам это? И если вы всё же подвизались, то несите свой крест до конца!
Глава 15: Иисус продолжает учить народ притчами. События этой главы происходят примерно в 26 году.
- Притча о пропавшей овце;
- Притча о пропавшей драхме;
- Притча о блудном сыне.
Глава 16: Иисус продолжает учить народ притчами. События этой главы происходят примерно в 26 году.
- Притча о неверном управителе;
- Не можете служить двум господам;
- С сего времени, пришёл Новый Завет;
- Притча о Богаче и Лазаре.
9 стих можно перефразировать так – приобретайте Царство Небесное всем чем можете и всем, что у вас есть! 11 стих можно перефразировать так – итак, если вы не приобретали Царство Небесное всем чем могли, то кто вас туда пустит? И в 11 стихе слово «поверит», означает – доверит.
В 17 стихе слово «прейдут», означает – исчезнут. А в 18 стихе говорится о разводе между супругами. И подразумевается, и разрешается, развод только по причине прелюбодеяния одного из супругов, все остальные случаи развода, являются греховными.
Глава 17: Иисус продолжает учить народ притчами и исцелять его. События этой главы происходят примерно в 26 году.
- Грехи и соблазны;
- Вера;
- Исцеление десяти прокажённых;
- Можно ли увидеть Царство Небесное;
- Придут дни.
В 1 стихе сказано «невозможно не прийти соблазнам», это значит – люди всегда будут соблазнять друг друга злом. Во 2 стихе слова «малых сих», означает – христиан. В 3 стихе слово «покается», означает – измениться, признать свою неправоту. В 5 стихе слова «умножь в нас веру», означают – дай нам духовной силы.
10 стих этой главы относится к Апостолам I века. Для нас же, он служит примером того, что мы должны просто делать своё дело и нести свой крест в терпении, и труде. 20 и 21 стихи можно сравнить с Посланием к Колоссянам 1:13. А с 23 по 37 стихи можно сравнить с Евангелием от Матфея, 24 глава (в этих стихах говорится о конце Иудейской эпохи и разрушении Иерусалима).
Глава 18: Иисус продолжает Своё благовествование людям и их исцеление, приближаясь к Иерусалиму. События этой главы происходят примерно в 26 году.
- Молитесь и не унывайте;
- Не возвышайте себя и не гордитесь собой;
- В таковых есть Царство Небесное;
- Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную;
- Трудно «богатому» войти в Царство Небесное;
- Пророчество Иисуса;
- Исцеление слепого.
В 34 стихе слово «сокровенны», означает – непонятны. В 39 стихе говорится «заставляли его молчать», это означает – что они не хотели, чтобы он кричал или орал на всю округу.
Глава 19: Иисус продолжает учить людей и благовествовать им. Иисус пришёл в Иерусалим. Последние дни Иисуса перед распятием. События этой главы происходят примерно с 26 по 27 годы.
- Иисус и мытарь Закхей;
- Притча о Господине и десяти минах;
- Торжественный въезд Иисуса в Иерусалим;
- Пророчество об Иерусалиме;
- Иисус в Доме Отца Своего.
В этой главе примечательна притча о Господине и десяти минах. Господин в этой притчи – это Иисус. Граждане, которые ненавидели Господина – это Иудеи (не все конечно, а определённая их категория). Рабы Господина которые получили мины – это олицетворение христиан, которые должны употребить свои дары (мины – веру, знания, умения, таланты и т.д.) от Бога, в дело, для того чтобы Имя Бога и Его Слово прославлялось, почиталось и исполнялось.
Глава 20: Иисус продолжает учить людей в Иерусалиме. Искушение Иисуса вопросами от книжников, фарисеев, саддукеев и первосвященников. События этой главы происходят примерно в 27 году.
- Начальники Иудейские приступили к Иисусу, требуя у Него отчёта;
- Притча о Господине и Его винограднике;
- Притча о краеугольном камне;
- Попытки начальников Иудейских скомпрометировать, подловить, очернить, обвинить Иисуса;
- Христос – чей Он сын;
- Остерегайтесь законников.
В 9 стихе слова «один человек», означает – Бог. «Виноградари» в этом же стихе – это священники и лица начальствующие над народом Иудейским. А «виноградник», это земля или народ Бога. В 10 и 11 стихах слово «раб» олицетворяет собой – посланников Бога (пророков, евангелистов). А слово «прибив» в этих стихах, означает – что их избили или побили. В 13 стихе слова «сын мой», означает – Иисуса Христа.
Глава 21: Иисус продолжает учить людей. Пророчество о 70-м годе. События этой главы происходят примерно в 27 году.
Эта глава полностью посвящена пророчеству и наставлению Иисуса своим ученикам, о событиях 60-х и 70-х годов I века н.э.
В 12 стихе слова «предавая в синагоги», означает – будут судить вас в синагогах ваших. 13 стих можно перефразировать так – помните, что Я заранее сказал вам это. В 26 стихе слово «на вселенную», означает – землю, на которой есть цивилизация. Но в данном случае Иисус говорит о территории тогдашней Римской Империи, по которой и распространялось Божье Слово (ср. Мф 24 гл. и Мк 13 гл.).
В 28 стихе слово «восклонитесь», означает – воспряньте, не бойтесь. 31 стих можно сравнить с Посланием к Колоссянам 1:13. 32 стих можно перефразировать так – всё что Я сказал вам, сбудется при вашей жизни. В 33 стихе слова «прейдут», означают – исчезнут. А в 36 стихе предлог «на», нужно читать как «во».
Глава 22: Иисус наставляет своих учеников. Пасха, перед распятием Иисуса. Иисус арестован Синедрионом. События этой главы происходят примерно в 27 году.
В 1 стихе «опресноки» – это пресный хлеб, который Израильтяне должны были печь и есть на праздник Пасхи и после неё в течении недели. В 36 стихе слова «купи меч», да и другие слова, означают образное выражение, олицетворяющее собой готовность к духовной жизни и битве. Это видно из контекста 35-38 стихов. И вполне вероятно, показывает нам, что теперь Благовестники должны будут сами позаботиться о себе и своих нуждах, а также своей защите. Конечно же, забота эта не означает что они будут оставлены Богом, но имеется в виду то, что теперь в некоторые моменты жизни они должны будут делать то, что раньше им делать было не нужно (заботиться о хлебе насущном ср. 35-36 ст.), так как рядом с ними был Бог. В 41 стихе слова «вержение камня», означает – бросок камня. «Отошёл на расстояние броска камня».
Глава 23: Суд Пилата и Ирода над Иисусом. Распятие и смерть Иисуса. События этой главы происходят примерно в 27 году.
31 стих можно перефразировать так – если зелёное дерево уничтожают (то-есть Меня), то что будет с вами (сухими деревьями)? Или можно перефразировать так – ибо если такое делают (убивают праведников) в хорошие времена (когда вокруг мир), то что будут делать в плохие (когда придёт война и голод)?
В 54 стихе слово «пятница», означает по русски, что этот день был субботний, то-есть 6-й день. А слово «суббота» в этом стихе, означает воскресение, 7-й день, если перевести на современный русский стиль расчёта недели. Так как раньше неделя включала в себя 7-мь дней, и у Евреев 7 день назывался Суббота – «День покоя» (ср. Быт 2:2-3; Исх 35:2). В современном обществе в некоторых странах 7-й день (воскресение) остаётся 1-м днём недели (Воскресение, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой, Суббота). Но в большинстве стран, как и в России, 7-й день именуется – воскресение.
Глава 24: Воскресение Христа и последующие события за этим. Христос передаёт последние наставления и заповеди своим ученикам. Вознесение Христа. События этой главы происходят примерно в 27 году.
В 1 стихе как мы можем видеть, идёт речь о Воскресном дне, просто раньше это был «понедельник». В современной России, неделя начинается, если взять суть воскресного дня, со «вторника». Просто люди договорились между собой, что теперь будут считать «воскресение» 7-м порядковым номером в неделе.
16 стих можно перефразировать так – от их взора, это было сокрыто. Возможно они даже не могли помыслить, что это был Он (Христос), их распятый учитель (ср. 21 и 25 ст.).
27, 44 и 46 стихи можно привести как защиту против Мусульманской критики. В этих стихах очень ярко и красноречиво Иисус говорит о том, что Писания (Библия) небыли переписаны или изменены людьми. Они как были изначально не искажёнными, такими остаются и по сей день!
В 32 стихе слова «не горело ли в нас сердце наше», означают – что когда Христос изъяснял им всё, они готовы были уже как бы признать Его, узнать Его. А 45 стих можно перефразировать так – дал понять им, объяснил им, растолковал им всё.
В 49 стихе слово «обетование», означает – обещанное, предсказанное, предречённое Богом. И в этом же стихе слова «силою свыше», означает – Духом Святым.
Продолжение: во II части