После эпохи перевозок негров, золота, камеди, риса и табака, морская торговля Атлантического океана совершенно изменилась в отношении транспортируемых грузов. Однако это произошло лишь после целого ряда перемен в мореходном оборудовании; атлантическая навигация в этих переменах сыграла первую роль. Эти перемены, стимулируемые торговлей, в свою очередь способствовали развитию последней. Уже с XVI в. известны суда большого тоннажа. В XVII и XVIII в. самые крупные коммерческие, дак и военные, суда были от 1500 до 2000 т водоизмещения; и те, и другие были оснащены одинаково, именно имели три мачты с квадратными парусами. В конструкции и управляемости кораблей были в это время достигнуты большие успехи, нс до XVIII в. продолжительность плавания через океан совершенно не изменилась. Корабль Ост-Индской Компании средины XVIII в. плыл через Атлантический океан так же долго, как нефы и каравеллы Бартоломея Диаца и Васко да Гама. Однако менее чем за сто последующих лет мореплавание достигло блестящих успехов не столько благодаря раскрытию секрета долгот и изобретению хронометра, сколько благодаря изучению ветров и течений. Оба эти достижения были взаимно обусловлены, так как наблюдение за ветрами и течениями приобрело ценность лишь после того, как мореплаватели смогли точно установить географическое положение места наблюдения. В то же время, несмотря на то, что тоннаж судов сильно не увеличивался, конструкция их и парусное оснащение развились в сторону увеличения скорости их хода: время стало деньгами. Всё это наиболее полно использовала навигация по Атлантическому океану. В действительности разрешение астрономами и конструкторами хронометров «проблемы долгот» не было заслугой мореплавателей; но зато на основе навигационных документов были изучены ветры и течения Атлантического океана. Это было славным делом Мори, лейтенанта военного флота США, а позже директора Вашингтонской обсерватории.