Найти в Дзене
Fashion Factory

Зачем fashion-брендам коллаборации?

Оглавление

Когда известные музыканты хотят получить новых слушателей, они записывают совместные треки. Примерно то же самое происходит и с фешен-брендами: дизайнеры создают совместные коллекции, сотрудничают с селебрити или инфлюенсерами. Смысл коллаборации (в разговорах часто используют сокращение — коллаб) в том, чтобы каждый коллаборатор получил выгоду. В этой статье расскажем, какие бывают коллаборации, как всё организовать и как сделать, чтобы коллаборация была успешной.

С чего всё началось?

Совместные проекты — далеко не новый способ продвижения. Первой коллаборацией признан дуэт модельера Эльзы Скиапарелли и художника-сюрреалиста Сальвадора Дали в 1930-е годы. Результатом творческого союза стал выпуск сумок-телефонов, шляпок-туфель, платьев с изображением лобстера и креативных жакетов.

Шляпка-туфелька Сальвадора Дали
Шляпка-туфелька Сальвадора Дали

Настоящая популярность коллабораций пришлась на 2000-е, когда H&M стали регулярно привлекать к созданию коллекций известных дизайнеров и брендов. Первым дизайнером, сделавшим коллаб с H&M, был Карл Лагерфельд, а позже идею подхватили такие бренды как Balmain, Kenzo, Viktor & Rolf, Moschino, Jimmy Choo, Lanvin и многие другие. В 2021 году коллаб — неотъемлемая часть модной индустрии, и даже премиальные бренды часто презентуют совместные проекты.

Коллаборация Эльзы Скиапарелли и Сальвадора Дали
Коллаборация Эльзы Скиапарелли и Сальвадора Дали

Зачем брендам коллаборации?

Сотрудничество позволяет реализовать то, что затруднительно сделать в одиночку. У каждого бренда есть своя концепция и ДНК, а коллаборация с другими дизайнерами позволяет создать коллекцию с яркими отличительными чертами. Для чего нужна коллаборация, решают бренд-менеджер, маркетологи и креативщики. Только после этого бренд начинает поиски партнёра. Зачастую результат совместной работы бывает любопытным и неожиданным — это может пойти как на пользу, так и во вред, причём обоим коллабораторам, поэтому в начале пути важно правильно поставить цель сотрудничества.

Виды коллабораций

Коллаборация с селебрити

Привлечение влиятельной фигуры — хороший маркетинговый ход для любой сферы бизнеса, особенно для фешен. Такая методика продвижения и привлечения внимания эффективна, однако стоит помнить, что звёздная персона должна быть сопоставима с брендом. Формула коллаборации с селебрити выглядит так:

Ценности бизнеса + Ценности бренда * Известная личность / Ценности ЦА

Ценностями бизнеса является стратегия, которой придерживается бренд. У кого-то главная ценность — не вредить экологии, и поэтому бренд создает вещи из переработанных материалов; кто-то поддерживает бодипозитив, а кому-то хочется делать одежду исключительно из натуральных материалов. Совместный проект будет успешен, если известный человек вызывает симпатию у целевой аудитории бренда.

Яркий пример того, как работает этот метод в российском модном сегменте — коллаборация бренда «Эконика» с Аллой Пугачевой. Впервые коллекция была выпущена в 1990-е годы, а в 2016 году коллаб перезапустили: с тех пор в магазине «Эконика» можно увидеть обувь и сумки от Примадонны российской эстрады.

Alla Pugacheva x «Эконика», FW20/21
Alla Pugacheva x «Эконика», FW20/21

Если фешен-бренд, предлагающий одежду в винтажном стиле, пригласит для создания коллекции эпатажного рэпера, то коллаборация может быть не понята аудиторией. И напротив: когда есть совпадение ценностей бренда, известного персонажа и аудитории, то коллаборацию ждёт успех — так было с коллекцией Reebok x Oxxxymiron. При удачном выборе партнёра для коллаба ценности бренда и аудитории усиливаются, а не разрушаются. В то же время коллаборация не станет успешной, если будет очевидна: она должна удивить, но органично вписаться в историю и концепцию бренда.

Коллаборация Reebok с рэпером Oxxxymiron
Коллаборация Reebok с рэпером Oxxxymiron

Коллаборация с людьми искусства, художниками

Партнерство с фешен-брендами полезно художникам — они могут демонстрировать свое искусство на более широкую публику, у них появляется возможность получить новых поклонников, которые, вдохновившись коллекцией, купят творения художника. Кроме того, цена на работы творца может значительно повыситься.

Для модного бренда союз с деятелем искусство приносит не меньше пользы. Во-первых, коллекция обретёт элитарный характер и укажет на утончённость. Одежда, созданная в соавторстве с художниками, становится предметом искусства, а бренд-создатель воспринимается как символ интеллигентного образа жизни. Задача такой коллаборации — сделать художника более известным, востребованным и богатым, а бренды даёт возможность повысить статус, сформировать образ элитарности.

Наиболее яркие примеры — арт-коллаборации домов моды Dior и Louis Vuitton. Оба бренда ежегодно выпускают коллекции сумок, созданных в сотрудничестве с художниками. К слову, Dior и Louis Vuitton входят в один конгломерат — LVMH, а их проекты Dior Lady Art и Artycapucines имеют много общих черт. Иногда бренды «смотрят друг на друга» и по очереди сотрудничают с талантливым и успешным художником.

Арт-коллаборация Dior Lady Art с российскими художниками Recycle Group
Арт-коллаборация Dior Lady Art с российскими художниками Recycle Group

Российский каллиграф Покрас Лампас работал с YSL Beauty, M.A.C, Dries Van Noten, Comme des Garçons, Nike, adidas, Levi’s и Fendi.

LEVI`S x POKRAS LAMPAS
LEVI`S x POKRAS LAMPAS

Коллаборация двух брендов или бренда и дизайнера

Задача этого типа коллаборации — взаимовыгодный обмен целевой аудиторией, возможность выхода в новый сегмент, привлечение внимания СМИ и выделение на фоне других брендов.

Для выхода в новый сегмент

Пример того, как масс-маркет улучшил свою репутацию — первая коллаборация H&M с Карлом Лагерфельдом в 2004 году. Бренд показал, что продаёт не только базовые футболки и носки, но и уникальные вещи. Кроме того, H&M задал высокую планку, сделав коллекцию с именитым дизайнеров и став первооткрывателем коллабов для масс-маркета

Karl Lagerfeld x H&M — 2004 год
Karl Lagerfeld x H&M — 2004 год

Люксовые модные дома любят работать с брендами среднего ценового сегмента. Особенное внимание уделяется производителям спортивной и уличной одежды. Примерами таких коллабораций — Dior и Nike, Gucci и The North Face, Louis Vuitton и Supreme и многие другие.

Коллаборация Gucci и The North Face
Коллаборация Gucci и The North Face

Для поднятия статуса и привлечения внимания СМИ

Коллаборации двух брендов создаются не только для коммерческого успеха. Один из примеров неожиданного, но успешного коллаба — Gucci x Balenciaga. Два всемирно известных дома моды навели шум в прессе ещё до показа. Оба бренда — люксовые, принадлежат одному конгломерату, успешны и актуальны — так зачем же им делить славу на двоих? Не ради прибыли, а ради пиара. Поклонники Gucci и Balenciaga обеспечили домам коммерческий успех, но всё же главной идеей этой коллаборации было привлечение внимания.

Gucci x Balenciaga
Gucci x Balenciaga

Для усиления позиционирования

Петербургский бренд сумок и рюкзаков ARNY PRAHT активно использует коллаборации, где делает акцент на стиле и работе с талантливыми российскими дизайнерами. Совместно с ещё одним поклонником коллабов — российским брендом ZNY, ARNY PRAHT выпустил сумки из экокожи. ZNY позиционирует себя как бренд одежды для поколения Z, которое диктует абсолютную свободу самовыражения в обновленной реальности. Совместная работа была выгодной обоим брендам для расширения аудитории и усиления позиций в нише современных аксессуаров для молодого поколения.

Бренд-менеджер ARNY PRAHT Полина Суханова рассказала, что коллаборации — один из самых эффективных способов для привлечения новых клиентов. «Мы всегда делаем коллекции совместно с брендами, которые по своему УТП (уникальное торговое предложение — прим. ред.), мышлению и развитию похожи на нас — это гарантирует качественный обмен аудиторией. Конечно, сам коллаборационный продукт клиент купит на той стороне, которую знал изначально, но познакомившись с брендом-соавтором, вернётся за покупкой в будущем и к нему».

ZNY x ARNY PRAHT
ZNY x ARNY PRAHT

Для обмена опытом и привлечения новой аудитории

Летом российские бренды «Эконика» и USHATÁVA представили совместную лимитированную капсульную коллекцию. Основная цель коллаборации — обмен опытом и выход «Эконики» в более молодой сегмент. В коллекции представлены минималистичные, лаконичные и универсальные вещи, которые также близки по стилю бренду USHATÁVA. Этот проект — хороший пример того, как классический бренд с тридцатилетней историей может выйти на новую ЦА при помощи совместных проектов с молодыми марками.

EKONIKA x USHATÁVA
EKONIKA x USHATÁVA

Когда сотрудничают два бренда, каждый коллаборатор должен определить свои сильные стороны, чтобы впоследствии объединение сил привело к качественной и запоминающейся рекламной кампании, востребованной коллекции и повышению статуса участников проекта.

Сильные стороны коллабораторов могут быть абсолютно противоположными: об этом говорит популярность союзов премиальных брендов со спортивными, андеграундными и streetwear-брендами. Удивительно, но таким образом премиум-бренды показывают свой статус, возможность выйти за рамки привычного, завоёванную аудиторию и полнейшую уверенность в коммерческом успехе. Брендам среднего ценового сегмента такое сотрудничество приносит повышение статуса, привлечение платёжеспособного взрослого покупателя и хороший PR.

Коллаборация с брендом из другой сферы

Это могут быть музыкальный лейбл, авиакомпания, банк, кинематограф, производители мебели и так далее. В 2018 году Puma и «Союзмультфильм» выпустили коллекцию кроссовок с персонажами «Винни-Пуха» и «Ну, погоди!». Герои советских мультфильмов украсили кеды модели Suede, которая на год старше «Винни-Пуха» и «Ну, погоди!», вышедших на экраны в 1969 году. Продажи превзошли ожидания маркетологов: в интернет-магазине обувь закончилась через два часа после старта продаж, а через три дня закончился весь тираж. Коллекция кроссовок с героями советских мультфильмов продавалась только в России.

Успех коллаборации объясняется тем, что для жителей России персонажи советских мультфильмов — не просто напоминание о детстве, а целый культурный пласт. Зайца, волка и Винни-Пуха знают даже те люди, которые росли в 1990-2000 годы, хотя первые выпуски детских сериалов приходятся на 70-е. Аудитория любителей историй о зайце, волке, Винни-Пухе и Пятачке огромна и имеет размытые возрастные рамки. При этом сочетание героев «Союзмультфильма» и кед Suede от Puma объяснимо, ведь и мультфильмы, и данная модель обуви «родились» почти в одно и то же время.

Коллаборация Puma и «Союзмультфильм»
Коллаборация Puma и «Союзмультфильм»

Особая, по-настоящему питерская коллаборация — ARNY PRAHT x Зенит. Коллекция посвящена капитанской повязке любимого культурной столицей футбольного клуба «Зенит». «Мы как исконно петербургский и этичный брен, поддерживаем мульти-культурный футбольный мир и стиль родной команды — символа нашего города!», — так пояснил смысл сотрудничества бренд ARNY PRAHT.

ARNY PRAHT x Зенит
ARNY PRAHT x Зенит

Ещё один яркий проект ARNY PRAHT создан совместно с центром-фондом «Антон Тут Рядом», который помогает людям с расстройством аутистического спектра. У центра есть крутой узнаваемый мерч, знаменитый на всю страну. В его стилистике бренд петербургских сумок и рюкзаков создал совместную коллекцию рюкзаков и сумок, часть от выручки с которой перечислили на развитие центра.

Бренд-менеджер ARNY PRAHT Полина Суханова рассказала об успехе коллаборации: «Солд-аут случился на четвёртый день, мы были вынуждены выпускать несколько дополнительных партий, чтобы собрать хорошее отчисление для фонда и не обидеть никого из аудитории. О коллекции писали такие издания, как VOGUE Russia, Собака.ru, The Blueprint и другие.

Успех в том, что история и идея проекта были очень добрыми и близкими аудитории. На каждом изделии коллекции мы принтовали знаменитые и до глубины души пронзающие цитаты студентов центра: «Всё состоит из магии и кирпичей», «Пойду наберусь высоты», «Я тренирую своё волшебство». Вот такие фразы! И изделия получились очень красивыми: наши базовые модели, где одна стенка или карман были раскрашены в фирменные паттерны фонда».

ARNY PRAHT x «Антон Тут Рядом»
ARNY PRAHT x «Антон Тут Рядом»

Коллаборация как способ повышения ценности бренда

«Для лояльной аудитории, которая доверяет и выбирает бренд снова и снова, коллабы — это повышение ценности. Чаще всего коллекции, созданные в коллаборациях, ограничены тиражом. Те покупатели, которые следят за историей и судьбой бренда, коллекционируют наши модели — часто покупают продукт коллаборации, чтобы приобщиться к идее коллекции, если она откликнулась, или же чтобы обзавестись вещью, которая сложнее круглогодичной доступной базы идейно, а зачастую и внешне. Но самое крутое попадание, когда человек знает и любит оба бренда, выпустивших совместную коллекцию. Тогда случается мэтч (совпадение в пер. с англ. match — прим. ред.) и тут к продукту оказывается даже меньше возражений, чем это могло бы быть при выборе изделия без контекста коллаборации.

Коллаборация — это показатель, что бренд не стоит на месте: он развивается и ему не всё равно», — поделилась с нами Полина Суханова, бренд-менеджер ARNY PRAHT.

Коллабы позволяют выделяться на фоне брендов, выпускающих коллекции «в одиночку». Кроме того, перед выходом коллекции покупатели чувствуют себя как дети в преддверии Нового года: они не знают, чего ожидать, а поэтому им любопытно. Тот же эффект «подарка» вызывает сотрудничество модного бренда с общественной организацией или фондом помощи.

Многие бренды предпочитают не менять партнеров для коллаборации и выпускают совместно не одну коллекцию, а несколько. Этот ход хорош тем, что каждая новая коллекция, как правило, становится более удачной. Сотрудничая на постоянной основе, коллабораторы учатся работать друг с другом и исправлять ошибки, допущенные при создании предыдущей коллекции.

Примеры неудачных коллабораций

Не все коллаборации бывают удачными, но, к счастью, о плохих проектах быстро забывают. Прежде чем выпускать в публичное пространство рекламу или лозунги, стоит несколько раз взглянуть на результат работы под разными углами. Бренд-менеджеры и маркетологи должны быть в курсе всех важных событий, происходящих в мире в момент реализации коллаба.

В 2019 году бренд одежды Forever 21 решил сотрудничать с производителем здорового питания Atkins, но не учёл, что во всем мире растет популярность бодипозитива.

Ошибка коллабораторов заключалась в следующем: за каждую покупку Forever 21 дарил низкоуглеводный healthy-батончик. Аудитория восприняла этот жест как бодишейминг — дискриминацию людей, которые не вписываются в общепринятые стандарты идеального телосложения. Forever 21 не убедил покупателей в том, что батончики для похудения были подарком без подтекста, и принёс публичные извинения. Чтобы не допускать подобных оплошностей, бренд-менеджеры должны быть в гуще событий, чувствовать, что волнует покупателя и моментально улавливать общественно-политические течения.

Ещё один пример провального партнерства — капсульная коллекция Линдси Лохан и креативного директора марки Estrella Archs для Дома Emanuel Ungaro, вышедшая в 2009 году. После показа основатель дома моды Эммануль Унгаро (на тот момент уже отошедший от руководства) заявил, что коллекция, созданная Линдси вместе с Эстреллой, — полный провал и катастрофа. Коллекцию Линдси Лохан критиковали за отвратительное сходство с 80-ми годами, кричащие цвета и блестки, старомодные шарфы, нелепый крой и безвкусицу. Пресса долгое время пестрила заголовками о том, что голливудская дива опозорила Дом Emanuel Ungaro.

Коллекция Линдси Лохан для Emanuel Ungaro
Коллекция Линдси Лохан для Emanuel Ungaro

Абсолютно свежая коллаборация, судьба которой ещё до конца не ясна — Tiffany & Co x Supreme. Ранее Тиффани делал кампанию About Love с Бейонсе и Джей-Зи. Эта кампания была первым шагом к более молодому покупателю. Кроме того, бренд Tiffany, известный своей элитарностью и любовью ко всему безупречному, таким образом показал, что в современных реалиях понятие абсолютной и безупречной любви трансформируется. Роман Бейонсе и Джей-Зи известен скандалами, расставаниями и изменами рэпера. Пригласив для коллаборации такую пару, Tiffany показал, что бренд больше не следует за сказкой о красивой любви, а показывает, что любовь — это преодоление препятствий.

Теперь Tiffany сменил ориентир на ещё более молодую аудиторию, сделав коллаборацию с Supreme. Очевидно, что коллабораторы имеют мало общего как в своей истории, так и в ценностях, однако непредсказуемость гарантирует союзу как минимум внимание прессы. Первые плоды коллаборации были показаны 8 ноября в Инстаграм Tiffany & Co. Говорить об успехе или провале проекта пока рано: коллекция ещё не вышла полностью и не поступила в продажу. И всё же многие поклонники Tiffany не оценили этот шаг и оставили в инстаграме бренда негативные комментарии. Причина сомнений и неприятия в том, что долгое время Tiffany позиционировал себя как люксовый бренд, доступный не каждому, и уж точно недостижимый для молодежи. Для Supreme коллаборация с люксовым брендом — не первый опыт: ранее бренд успешно сотрудничал с Louis Vuitton.

Supreme x Louis Vuitton                               Tiffany & Co x Supreme
Supreme x Louis Vuitton Tiffany & Co x Supreme

Что делать и чего не делать?

Коллаборация — это риск и настоящая проверка на прочность. Пусть создание совместной коллекции — творческий процесс, но всё же не стоит забывать о конкретике и ответственности.

Ошибки, которые чаще всего допускают коллабораторы:

  1. Истории и ценности брендов не имеют ничего общего. Радикальное несовпадение ценностей ведёт за собой провал. Простой пример: если эко-бренд будет сотрудничать с нефтедобывающей компанией, то аудитория обрушится на него с критикой. Вряд ли такое внимание поможет продажам и продвижению бренда.
  2. Партнёрство не учитывает интересы покупателей. Коллаборация должна нести смысл для аудитории.
  3. Плохая коммуникация между партнёрами, неисполнение или отсутствие договоренностей. Об условиях сотрудничества стоит договариваться до реализации коллаба.

Чтобы коммуникация с партнером была успешной, следует:

  1. Определить зоны ответственности для каждого участника проекта, а также разделить обязанности внутри бренда. Все участники процесса должны знать, кто и за что отвечает.
  2. Не медлить и соблюдать дедлайны. Задержка на одном этапе неизбежно влечёт за собой задержку и на следующем: в итоге получается снежный ком из упущенного времени. В моде медлить нельзя: интересы аудитории и тренды не вечны!
  3. Заранее распределить вложения от каждого партнера и обговорить, как будет делиться прибыль с продаж.

Вывод

Коллаборация — это искусство, которое соединяет в себе креативность, умение безупречно строить коммуникацию, определять цели партнёрства и достигать результата, видеть интересы и потребности покупателя. Коллаборации помогают:

  1. Обрести новую аудиторию или выйти в новый сегмент.
  2. Повысить продажи.
  3. Выйти в новую категорию или нишу.
  4. Привлечь внимание СМИ, инфлюенсеров и блогеров, создать инфоповод.
  5. Повысить статус и узнаваемость бренда.
  6. Заявить о своих ценностях и принципах.
  7. Выпустить уникальную коллекцию и продукт, которую невозможно создать без партнера.
  8. Создать ажиотаж вокруг коллекции — как правило, продукт коллаборации выходит в ограниченном тираже.
  9. Обменяться опытом.

Для тех, кто хочет работать в модной индустрии, разрабатывать и придумывать fashion-коллаборации, Fashion Factory School разработала курс Бренд-менеджер в fashion. За шесть месяцев студенты освоят три востребованных направления: маркетинг, брендинг и продвижение, а также научатся формировать ценности компании, разрабатывать новые направления развития, создавать SMM и PR стратегии. Во время обучения студенты создают бренд-концепцию, а в конце курса HR-специалист поможет оформить этот опыт в резюме. Полгода увлекательного обучения для получения профессии мечты — заманчивое предложение, не так ли?

-17