Между чиновниками и техническими специалистами – инженерами, конструкторами, технологами – никогда не было любви и взаимопонимания. Первые всегда презирали тех, кто готов был заниматься созидательной деятельностью не только ради власти и материальных благ. Вторые всей душою ненавидели бюрократов, мешающих реализовывать им смелые замыслы в силу своего невежества и раздутого самомнения. Это противостояние продолжается и сегодня и, наверное, будет длиться вечно.
Желание написать статью на эту тему возникло у меня после того, как на моём канале в ходе обсуждении статьи «Автомобиль, который был не нужен» появились комментарии одного крайне любопытного персонажа. Тем, кто желает лучше понять, о чём шла речь, имеет смысл ознакомиться с материалом, на который дана ссылка. Я же приведу лишь один конкретный пример, характеризующий направленность суждений моего оппонента.
Психологии созидания и обогащения
Чтобы стало понятно, почему я, как инженер-конструктор, не люблю чиновников и категорически не согласен с подобной точкой зрения, придётся сделать небольшое отступление. Вот, на днях, перегорел у меня очередной электрический чайник. Увы, но подобная бытовая техника, выпускаемая в настоящее время, редко служит больше года. Причём это не зависит от стоимости электроприбора и названия фирмы-производителя. Осознавая это, сильно не расстроились, и уже собрались приобретать замену. Но тут супруга нашла спрятанный в загашнике чайник марки Philips, много лет назад приобретённый покойной тёщей. Думаю, что конкретная модель была изготовлена как минимум 10 лет назад. Так вот, она работает и сегодня, а качество её изготовления существенно отличается (явно в лучшую сторону) от нынешних поделок.
Изготовленная более 40 лет назад советская кофемолка «Элмаз», купленная ещё моим дедом, тоже продолжает прекрасно выполнять своё назначение, несмотря на то, что пластик, из которого изготовлены корпус и прозрачная крышка, от времени покрылись царапинами и сетью мелких трещин. Она пережила пару новых моделей, благополучно отправленных в утиль. Никого это не удивляет?
А всё это потому, что на данном этапе чиновники побеждают технарей. Добросовестному инженеру, даже ради получения большой прибыли, вряд ли придёт в голову идея создания техники, в концепцию которой заложено программируемое старение. Ведь он прекрасно понимает, что средства, потраченные на производство недолговечного оборудования, можно потратить куда более целесообразно. Например, разработать новые, более совершенные механизмы и технологии. В силу особенностей своей психологии настоящие технари стремятся созидать, а не разрушать.
Чиновники мыслят совсем иначе. Их интересует не некий абстрактный прогресс, а личные блага – власть, положение в обществе, деньги, личный комфорт. Они свято уверены в том, что есть только два мнения, одно - их, второе - неправильное. Хуже всего то, что в последнее время возобладала точка зрения, будто существуют «руководители вообще», которым неважно чем руководить, строительством домов или добычей нефти, производством автомобилей или лечением людей. Это явление характерно не только для России, но и для всего мира. И оно ведёт человечество к катастрофе.
Жертвы бюрократизма
Но вернёмся к автомобилям. Приведу несколько конкретных примеров, демонстрирующих, к чему могут привести волюнтаристские решения чиновников. Начну издалека, с 1956 года. Именно в это время на дорогах СССР появился междугородний автобус ЗИС-127.
Для своего времени это была прорывная модель, с просторным салоном и удобными сидениями. Она оснащалась вполне современным шестицилиндровым дизельным двигателем мощностью 180 л. с. и развивала максимальную скорость 95 км/час. Для сравнения, одновременно выпускавшийся легковой автомобиль ГАЗ М-20 «Победа» развивал максимальную скорость 105 км/час. Жаль только изготавливали ЗИС-127 недолго. В 1960 году его сняли с производства.
Причина банальна. Кто-то из формировавших ТЗ чиновников настоял, чтобы за основы были взяты американские образцы техники. В результате ширина автобуса составляла 2680 мм и не соответствовала принятым в Европе стандартам (2500 мм). Из-за своих габаритов ЗИС-127 просто не вписывался в узкие, на тот момент шириной не более 3 метров, полосы советских и европейских дорог. Как следствие, перспективный проект закрыли. А ведь сколько было потрачено сил и средств на его реализацию.
Грамотный технарь никогда не совершил бы подобной ошибки. Он бы начал с предварительных исследований, и приступил к разработке проекта, лишь проанализировав полученные данные и сделав соответствующие выводы. Однако против приказов вышестоящих руководителей инженер-конструктор бессилен.
Перенесёмся на четверть века вперёд. В то время, когда среди чиновников возобладала точка зрения, что населению страны необходимы легковые автомобили компоновки 2+2. Подавалось это под соусом, что такая техника востребована у молодого поколения. В доказательство ссылались на опыт капиталистических стран.
Как следствие, были выданы ТЗ на проектирование новых образцов техники, и в производство пошли такие модели как ВАЗ-2108, ВАЗ-1111 и ЗАЗ-1102.
При этом никто из высоких руководителей не задумался о том, что на пресловутом Западе и в СССР совершенно разный уровень автомобилизации населения. Где-нибудь в Германии или США модель компоновки 2+2 покупали как второй, а то и третий автомобиль в семью. В Японии переход на компактные малолитражки оказался вынужденным, связанным с перенаселённостью страны. Но в Советском Союзе, с его острой нехваткой личного транспорта, налаживание массового выпуска подобной техники было необоснованным.
Работая в то время в НАМИ, я, по просьбе редактора институтской газеты, провёл опрос сотрудников и выяснил, что лишь 10% от общего числа опрошенных заинтересовано в приобретении компактных малолитражек с тесным салоном. Остальные отдали предпочтение полноразмерным седанам, хэтчбекам и универсалам. Ведь молодёжь, со временем, взрослеет, обзаводится семьями и детьми, которые уже не помещаются в машинах компоновки 2+2. Инженерам это было очевидно, но переубедить чиновников им не удалось.
Отдельный разговор – попытка наладить производство ВАЗ-2111 сразу на трёх предприятиях – ВАЗ, СМЗ и КАМАЗ. Если в случае с заводами в Тольятти и Саратове это было хоть как-то оправдано, то нагружать производством легковых автомобилей специализирующийся на выпуске грузовиков КАМАЗ оказалось явно нецелесообразно. И это не говоря о том, что изготавливая одну и ту же модель в трёх разных местах нужно было либо изготавливать три комплекта технологической оснастки, а это дорогое удовольствие, либо возить готовые комплектующие за сотни километров.
Технологическое отставание
Чиновники неоднократно навязывали советским конструкторам автомобилей разрабатывать новые проекты, беря за основу успешные зарубежные модели. Напрасно инженеры доказывали руководству, что для реализации смелых замыслов им не хватает технологической базы, что нужно идти путём Японии, приобретающей не готовые производственные линии, а новейшие технологии. Увы, новые технологии стоили дорого, а объяснить закосневшим бюрократам, что купив целиком завод, ты получаешь ничего, кроме возможности выпускать конкретную модель автомобиля, оказалось невозможным.
Наглядным примером может служить история с Москвичом-2141. Сколько ни доказывали технари АЗЛК, что у них уже имеется несколько перспективных проектов собственной разработки, для реализации которых требуется технологическое переоснащение предприятия, тщетно.
Чиновники остались глухи ко всем доводам и потребовали. Чтобы КБ АЗЛК разработало и запустило в производство новый легковой автомобиль, взяв за основу успешную для своего времени модель Simca-1510. Указание пришлось выполнять. Но и тут случалось немало казусов. Например, выяснилось, что на Simca-1510 центральная стойка кузова приварена к поперечине потолка встык. А СССР технологией сварки сложных профилей встык на тот момент не располагал. Варили внакладку, что приводило к увеличению массы готовых изделий.
Не сумев решить проблему самостоятельно, технологи АЗЛК вырезали из кузова французского авто интересующий их кусок железа и отослали в институт Патона, находившийся в Киеве и специализировавшийся на технологиях сварки. Через месяц пришёл ответ, в котором сообщалось, что как это сварено, специалисты института не имеют понятия, но встык варить тоже умеют. В качестве доказательства к письму прилагалось два куска трубы, сваренных трением. Пришлось использовать устаревшую технологию. Со временем технологическое отставание СССР, по крайней мере в области автомобилестроения, только увеличивалось.
Заключение
Вот так и живут на разных полюсах чиновники и технари. Я не берусь прогнозировать, что будет дальше. Но точно знаю одно: если чиновники победят окончательно, жизнь станет невыносимой. Электрические чайники придётся менять не раз в год, а раз в месяц. Реальный прогресс будет подменён его имитацией. Хотя, понятное дело, моя точка зрения – это точка зрения технаря.