Российский Антикварный Салон проходит с 24 по 28 ноября. Традиционно ведущие галереи представили в Гостином дворе самые лучшие произведения искусства способные стать жемчужиной даже самой авторитетной коллекции.
Главная идея организаторов Салона 2021 – показать, что искусство неотъемлемо от жизни. Центральный павильон посвящен новому проекту LIFESTYLE «Искусство интерьера». На стендах представлены макеты интерьеров, которые можно дополнить антиквариатом. Такое решение подчеркивает мысль кураторов: искусство повсюду. В остальном пространстве Гостиного двора расположились галереи и антикварные салоны, представившие свои самые ценные экспонаты.
Золотой век русской живописи
Пимен Орлов – художник, учившийся у Карла Брюллова, и ставший последователем итальянского жанра. Его портреты стали яркими примерами портрета эпохи романтизма. Основные черты этого направления – нейтральный фон, и взгляд модели внутрь себя, через который передавали философское настроение, задумчивость и глубину внутреннего мира.
Орлов родился в семье мельника, но живописью увлекся еще в детстве. Вопреки желанию семьи, он поступил в Академию художеств в портретную мастерскую Карла Брюллова – ведущего портретиста первой четверти XIX века. Портреты, выполненные в манере учителя, дали возможность студенту заработать денег и продолжить обучение.
Портрет Е.Н. Ханыковой выполнен в петербургский период (ранние годы творчества, до отъезда живописца в Италию). Девушка была замужем за тайным советником, который был близок к императору Александру I. Художник особенно старательно прописывает головной убор девушки, напоминающий восточный тюрбан – в это время появилась мода на культуру Османской Империи, и восточные элементы свободно сочетались с европейским костюмом.
Еще одним примером ориентализма в живописи стало полотно немецкого художника Людвига Крейгера. Художники не могли попасть в гарем султана, поэтому при изображении одалисок руководствовались своим воображением. Чаще всего наложниц изображали обнаженными, чтобы подчеркнуть их чувственность и основной смысл жизни: дать удовольствие и отдохновение правителю. Их тела полны неги, а взгляд томный. Они всегда расслабленны и манящи. Роскошь султанского дворца живописец подчеркивает роскошной леопардовой шубой, на которой восседает девушка, а восточную экзотику – в украшениях и причудливом кувшине. Такие картины часто встречались в гостиных дворянских домов.
Модернизм и советское искусство
Юрий Ильич Репин – единственный из четырех детей Ильи Репина, продолживший дело отца. Начальное художественное образование он получил в мастерских княгини Марии Тенишевой, где преподавал его отец, а дальше учился в Императорской Академии художеств – ведущем учебном заведении в области изобразительных искусств. В портрете сына прослеживается влияние отца, но в то же время и черты живописи импрессионистов, которыми увлекался Репин-младший. Крупные мазки и фактурная живопись здесь сочетаются с тонкой психологической характеристикой: художник изображает юношу-эстета, играющего на мандолине.
Через 10 лет после написания портрета Дий Репин пропал без вести, при попытке незаконно пересечь границу СССР. Последующее расследование прояснило его судьбу: сын и внук прославленных художников был обвинен в антигосударственной деятельности и приговорен к расстрелу.
Николай Рерих увлекался этнографией, ездил в экспедиции с целью изучения особенностей народной культуры в далеких регионах. В 1920-х годах художник ездил на Алтай и Тибет, и впечатления от этой поездки стали поводом к созданию множества живописных полотен. Творчество Рериха – уникально и самобытно. Свободно объединяя различные этнические мотивы, живописец старался раскрыть метафизическую красоту каждого народа, сохранившего свои национальные особенности. В этом полотне большие локальные пятна сочетаются с детализированной проработкой костюма шамана, причем его фигура без лица – некая условность, символ верований, а не конкретный человек.
Основоположник футуризма в поэзии, Бурлюк с детства увлекался рисованием, и учился изобразительному искусству в «Королевской Академии» в Мюнхене. Как ни странно, основывая революционные поэтические движения, в живописи он был не чужд реалистической традиции, что можно увидеть в натюрморте. Единственное, что говорит о Бурлюке как о модернисте, это инфернальное синее освещение, характерное для жанра ноктюрн (ночного пейзажа). Однако эта работа говорит о близости к символистам больше, чем к футуристам, потому что колористической доминантной полотна являются тигровая лилия – цветок, наделенным множеством метафорических значений.
Советский живописец Юрий Пименов обожал театр, и писал в своих воспоминаниях о работе над спектаклями: «Я узнал, этот незнакомый для зрителя мир изнутри. <...> я познакомился с тем, как свет освещает и меняет расписанный холст, как бутафорские материалы на сцене становятся драгоценными и как спектакль, собранный по частям из разных цехов, от разных мастеров, превращается в нечто единое и целое...»
Декорации Пименова очень динамичны. Вихрь мазков закручивает зрителя в хаотичном движении, среди которого с трудом различаются цирковые артисты, поражающие воображение искусством джигитовки.
Российский Антикварный Салон – одно из центральных событий мира искусства, которое дает возможность увидеть все разнообразие частных собраний, и познакомиться с полотнами известных художников, которые не находятся в свободном доступе.