Найти в Дзене
Honey Badger Technology

Кто такая эта ваша Метавселенная?

Оглавление

Недавно основатель сети Facebook Марк Цукерберг представил ребрендинг компании, в том числе и новое название - Meta. Вместе с этим на YouTube была выложена почти полуторачасовая презентация Metaverse. Эта статья для тех, кто как и я, ничего не понял. Было сложно, но я разобрался.

Начнем с того, что, наверное, кроме самого Марка и его друзей рептилоидов мало кто что-то смог понять из этой презентации. Я бы даже сказал, что разговор о том, что же такое “Метавселенная” похож на разговор о том, что означает “Интернет” в 1970-х годах. Новые формы коммуникаций давно находятся в процессе создания, но никто точно не знает как именно они будут выглядеть. Так же как и в те времена все говорили о скором появлении “интернета”, хотя далеко не все представления о нем были верны. Идея Метавселенной окружена огромной маркетинговой шумихой.

Серьезно, кто она такая эта ваша Метавселенная?

Чтобы помочь вам понять, насколько расплывчатым и сложным может быть этот термин, предлагаю вам выполнить следующее упражнение: мысленно замените “метавселенная” на “киберпространство”. В большинстве случаев смысл предложения особо не поменяется. Это потому, что этот термин на самом деле относится не к какому-то одному конкретному типу технологий, а скорее к широкому изменению того, как мы взаимодействуем с технологиями. И вполне возможно, что термин станет столь же устаревшим, даже если конкретная технология, которую он описывает станет обычным явлением.

Я бы описал это так: технологии, составляющие метавселенную, включают в себя виртуальную реальность, в которой миры продолжают существовать, даже когда вы находитесь вне их; а так же дополненную реальность, которая сочетает в себе аспекты цифрового и физического миров. Однако, для доступа не требуется только VR или AR. Виртуальный мир, как например вселенная Fortnite, к которой можно получить доступ через ПК, игровые консоли или смартфоны, тоже может быть частью метавселенной.

Большую часть этого всего составляет цифровая экономика, где пользователи могут создавать, покупать или продавать товары. И в идеалистических представлениях метавселенной эти товары будут существовать на всех платформах вашего аккаунта. Если вы покупаете рубашку в магазине, то можете надеть ее в кинотеатр. Тут примерно такая же фишка, только с различными платформами, где вы можете свободно переносить вещи из своего инвентаря туда и обратно так же легко, как и аватарку из одной соц. сети в другую.

Трудно разобрать что все это значит. Потому что когда вы слышите описания, подобные тем, что выше, вы задаетесь довольно логичным вопросом: “А разве это все еще не существует? Например, World of Warcraft это виртуальный мир, в котором игроки могут покупать и продавать товары. В Fortnite вообще проводятся концерты и выставки. А еще можно надеть VR очки и оказаться в своем личном виртуальном доме. Это что, всё метавселенная? Просто какие-то новые виды игр?”

Ну да, но нет. Сказать, что Fortnite это “метавселенная”, все равно что сказать что Google это “интернет”. Даже если вы проводите много времени в Fortnite, общаясь, покупая вещи, обучаясь и играя, это не означает, что он охватывает всю метавселенную. Точно так же как Google - составляющая интернета, которая строит его ключи безопасности, обрабатывает данные, точно так же создатели Fortnite Epic Games создают часть метавселенной. И это не единственная компания, которая это делает. Часть работы над Метавселенной будет проделана гигантами Microsoft и Faceb… простите, Meta, и многие другие компании. Такие как Nvidia, Unity, Roblox и даже Snap работают над созданием инфраструктуры, которая может стать метавселенной.

И на этом этапе дискуссии о том, что такое Метавселенная, начинают тормозиться. У нас есть смутное представление о том, что же мы можем назвать метавселенной, и мы знаем какие компании инвестируют в эту идею, но мы все еще не знаем что это. Facebook, точнее Meta (простите, не могу привыкнуть), думают, что там будут фальшивые дома, в которые можно будет пригласить друзей, а Microsoft думают, что смогут использовать виртуальные конференц-залы для обучения новых сотрудников или общения с коллегами, которые работают удаленно.

Все эти видения варьируются от оптимистичных до откровенных фанфиков. В какой-то момент во время презентации Метавселенной компания показала сценарий, в котором девушка сидит на диване и листает instagram, видит видео о концерте, который проходит на другом конце света, а в следующем кадре она стоит в виде голограммы (типа как в Мстителях) рядом с подругой, может смотреть ей в глаза и они обе видят плавающий текст, парящий над сценой. Это кажется крутым, но никак не показывает реальный продукт, или даже возможный продукт будущего. Фактически, это подводит нас к самой большой проблеме Метавселенной.

-2

Почему в Метавселленой есть голограммы?

Когда интернет только появился, в нем постепенно появлялись новые технологии и возможности взаимодействия. Такие как общение на большом расстоянии, гиперссылки, и многое другое. Эти инновации были строительными блоками, которые складывались в структуры, которые мы сейчас и называем Интернетом: веб-сайты, приложения, социальные сети используют эти элементы. И это не говоря уже о периферии, которая не является частью интернета, но необходима для его работы (клавиатура, дисплеи, мышь, сенсорный экран). В Метавселенной есть некоторые новые строительные блоки, такие как возможность размещать сотни людей на одном сервере (в идеале будущие версии смогут размещать тысячи или даже миллионы людей на один сервер), или датчики, отслеживающие движения, которые могут различать куда смотрит человек или где находятся его руки. Эти технологии очень захватывающие и футуристические.

Однако есть ограничения, которые невозможно преодолеть. Когда такие компании как Microsoft или Fa-- кхм, Meta демонстрируют вымышленные видео о своем видении будущего, они часто склонны замалчивать то, как именно люди будут взаимодействовать с метавселенной. Гарнитуры VR по-прежнему очень неуклюжи. Большинство людей испытывают головные боли и укачивание, если носят их слишком долго. А еще стоит вопрос о том, как люди могут носить их на публике и не выглядеть как абсолютные придурки. То есть они демонстрируют идею, но не показывают реальности громоздких гарнитур и дурацких очков. Ненавижу разрушать эту иллюзию, но голографическая женщина из презентации… Это просто невозможно, даже с очень продвинутыми версиями существующих технологий. Не существует возможности создания дурацкого трехмерного изображения в воздухе, независимо от того, что вам скажет Железный Человек.

Такое приукрашивание реальности часто присутствует в видеодемонстрациях того, как может работать Метавселенная. В одном из кадров были показаны персонажи, парящие в космосе. Они привязаны к иммерсионной воздушной установке или они просто сидят за столом? Человек, изображенный голограммой - есть ли у этого человека гарнитура, и если да, то как сканируется его лицо? Иногда человек берет виртуальные предметы, но затем держит их в своих физических руках. Это все вызывает намного больше вопросов, чем ответов. С одной стороны, они стараются продемонстрировать свое видение будущего, не сильно опираясь на техническую составляющую. Но такая демонстрация сильно усложняет процесс определения какие из показанных технологий могут однажды стать реальностью. Если VR гарнитуры станут достаточно удобными и дешевыми для повседневного использования (существенное если), то возможно идея игры в покер с друзьями, парящими в космосе в виде голограмм и может стать реальностью.

-3

Какая сейчас Метавселенная?

Парадокс определения Метавселенной состоит в том, что для того, чтобы она была будущим, мы должны определить настоящее. У нас уже есть MMO, которые представляют собой целые виртуальные миры, цифровые концерты, видеозвонки с людьми со всего мира, онлайн-аватары и коммерческие платформы. Итак, чтобы продавать что-то как новое видение мира, в нем должен быть какой-то новый элемент. Важно помнить обо всем этом, потому что, хотя и заманчиво сравнивать идеи Метавселенной, которые у нас есть сегодня, с ранним Интернетом и предполагать, что все будет улучшаться и прогрессировать линейно, но это не само собой разумеющееся. Нет никакой гарантии, что люди захотят болтаться без ног в виртуальном офисе или играть в покер с нарисованным Марком Цукербергом, не говоря уже о том, станут ли технологии виртуальной и дополненной реальности когда-либо настолько бесшовными, чтобы быть такими же распространенными, как сегодня смартфоны и компьютеры.

Может даже случиться так, что любая настоящая «метавселенная» будет не более чем классными VR-играми и цифровыми аватарами в вызовах Zoom, но в основном это просто то, что мы все еще считаем Интернетом.

Наша группа ВК

Наш Инстаграм