Найти в Дзене
Виктор Никитин

Последний год Джона Леннона

Оглавление
Джон Леннон
Джон Леннон

Убийство Джона Леннона в декабре 1980 года в возрасте 40 лет вызвало шок во всем мире. Его смерть закрепила его наследие как икону контр-культуры, с последователями по всему миру, которые выросли, слушая его музыку в течение предыдущих двух десятилетий.

В последние годы взгляд на жизнь Джона Леннона становится все более неоднозначным: его трудное детство и воспитание оказались в центре внимания благодаря популярному фильму "Nowhere boy" (Мальчик из ниоткуда)", в то время как его поведение по отношению к своим женам и детям также подверглось тщательному изучению, и скорее осуждению. Действительно, большая часть этой дискуссии основана на многочисленных откровенных интервью, которые Леннон дал различным изданиям, таким как Playboy и Rolling Stone, в последний год своей жизни, что означало его возвращение к общественной жизни после долгого перерыва.

Обстоятельства жизни Леннона в 1980 году важны для получения истинного представления о жизни художника, у которого были напряженные отношения со славой и который был сложным персонажем в целом. 1980 год также является решающим годом, поскольку он дает представление о будущем музыканта, который вышел из периода изоляции и трансформации с новым взглядом на мир, музыкальную индустрию и свое место в ней.

Джон Леннон оставил музыку на пять лет.

Джон Леннон с сыном Шоном
Джон Леннон с сыном Шоном

В 1975 году, через пять бурных лет после распада "Битлз", Леннон со своей второй женой Йоко Оно, согласно биографии, скрылся от глаз общественности. Это было сделано для того, чтобы сосредоточиться на воспитании своего второго сына, Шона. Леннон совершил много ошибок в воспитании своего первого ребенка, Джулиана, родившегося в 1963 году в разгар Битломании. Джон часто отсутствовал и эмоционально отстранился от воспитания Джулиана, о чем откровенно говорят его последние интервью.

Леннон безостановочно работал в "Битлз" на протяжении своих десяти лет и утверждал, что каждый момент жизни участников группы был спланирован менеджментом группы для них и за них, особенно во время гастролей. Но начало 70-х тоже не позволило ему надолго замедлить ход своей жизни. Леннон продолжил успешную сольную карьеру, начав с группы John Lennon/Plastic Ono Band в 1970 году. Он писал музыку для альбомов Ринго Старра, сотрудничал с Элтоном Джоном в 1974 году в "Whatever Gets You Through The Night", а также был соавтором и исполнителем "Fame" Дэвида Боуи в 1975 году.

С рождением Шона Леннон и Оно отошли "без какого-либо серьезного решения", как цитирует Леннона Дэвид Беннахэм, от музыки, которая доминировала в его жизни. В своем последнем интервью журналу Rolling Stone он заявил, что за пять лет он не написал ни одной песни.

1980. Возвращение Джона Леннона

Джон и Йоко
Джон и Йоко

Вернувшись в центр внимания осенью 1980 года, Джон Леннон объяснил, что с момента рождения Шона он взял на себя роль "домохозяина", а также заявил в интервью Playboy, что: "Было важнее встретиться лицом к лицу с самим собой и новой реальностью, чем продолжать жизнь рок-н-ролльного музыканта".

1970-е годы были десятилетием контрастов для Леннона, первые годы которого характеризовались взаимными уколами по поводу раскола "Битлз" и уходом от Йоко на 18 месяцев, названных "потерянными выходными", во время которых он и Йоко расстались, и Леннон вступил в ряды Гарри Нилсона и Кита Муна как заядлый пьяница и наркоман. Таким образом, возвращение Леннона в 1980 году после пяти лет нормальной жизни в семье представляло собой восстановление баланса во многих аспектах его жизни и его возвращение в музыкальную индустрию на его собственных условиях.

Леннон сказал Плейбою: "Для тебя естественно, что ты дышишь - вдох, выдох. Мы чувствуем, что хотим вернуться, и нам есть что сказать", предполагая, что он и Йоко почувствовали себя готовыми вернуться к общественной жизни на длительный срок.

Джон Леннон на Бермудах

Бермуды
Бермуды

Джон и Йоко часто принимали решения, используя карты Таро, согласно The Telegraph, и одно такое прочтение карт весной 1980 года сказало им, что Джон должен был отправиться в долгое путешествие на юго-восток. В то время Леннон, Оно и Шон жили на Лонг-Айленде, штат Нью-Йорк, от которого остров Бермуды находится в 700 милях к юго-востоку. Семья поселилась на Бермудских островах, выбрав дом на все лето 1980 года, и, что самое примечательное, Джон и Шон совершили это путешествие по морю.

Леннона научил ходить под парусом Тайлер Кониз из Нью-Йорка, и они подружились настолько, что Леннон пришел к нему, чтобы собрать команду для своего путешествия. Во время путешествия Леннон, как наименее опытный моряк, большую часть времени готовил еду для остальной команды, но история гласит, что после того, как сильный шторм свалил многих из более опытных членов экипажа с морской болезнью, Леннон встал у руля, направляя судно сквозь шторм.

Семья столкнулась со тихой и гостеприимной обстановкой на Бермудах, которая предоставила Леннону некоторую степень относительной анонимности, а также позволив ему вернуть свою творческую музу на два месяца, которые они оставались на острове летом. Именно на Бермудских островах Леннон начал писать свои первые песни за пять лет, что, к сожалению, также стало последним материалом в его карьере.

Джон Леннон начал снова писать песни, после того как услышал B-52'S

B-52'S
B-52'S

Ленноны жили в районе Бермудских островов с подходящим названием Fairylands (Волшебные земли), согласно путеводителю о Бермудах, к юго-западу от гавани Святого Георгия, где их яхта пришвартовалась после их трудного путешествия.

Одной вещи, которой не хватало Леннону последние пять лет, была ночная жизнь, и знакомство автора песен с современной музыкой, безусловно, пошло на убыль во время его перерыва. Исследуя ночные клубы вдоль Фронт-стрит в городе Гамильтон, Леннон утверждает, что наткнулся на молодую группу, выступающую под музыку, которую он никогда раньше не слышал. Песня, о которой идет речь, была "Rock Lobster" группы B-52'S, выпущенной в апреле 1978 года.

В своем последнем интервью журналу Rolling Stone Леннон заявил, что никогда раньше не слышал эту песню, но сказал, что она сразу же заставила его подумать о музыке для Йоко. Его супруга была лучше осведомлена о музыкальных направлениях того времени, чем ее отставший от жизни муж, знакома с движениями, которые появились в популярной музыке, от панка до пост-панка и новой волны в конце 70-х, и осознание того, что все меняется, очевидно, дало Леннону вдохновение, в котором он так нуждался, чтобы снова начать писать музыку. Он снова начал играть на гитаре уже на следующий день.

На Бермудах Джон написал первые песни.

Джон Леннон
Джон Леннон

Бермудские острова не только сыграли важную роль в последний год жизни Джона Леннона, поскольку помогли ему вернуться к музыке, но и, после длительного периода творческого бездействия, помогли ему открыть новые горизонты в своем творческом процессе — он впервые писал музыку без помощи наркотиков или алкоголя, предположительно, впервые в своей взрослой жизни. Музыканты, работавшие над альбомом, который впоследствии был записан Ленноном на Бермудских островах, Double Fantasy, вспоминают, что к 1980 году бразильский кофе был "единственным оставшимся наркотиком Леннона".

Одна из песен, написанных на Бермудских островах, напрямую затрагивает этот аспект меняющихся привычек Леннона. "Cleanup Time", которая будет записана осенью 1980 года - это, по словам историка Джона Блейни, название, полученное из разговора Леннона с продюсером Джеком Дугласом, в котором они обсуждали, сколько их друзей и знакомых пытались очистить себя после бурной жизни 70-х годов. В песне есть стихи: "На борту волшебного корабля совершенной гармонии нет крыс".

Джон Леннон написал 30 новых песен на Бермудах

Джон Леннон
Джон Леннон

Его двухмесячное пребывание на Бермудских островах, начавшееся в июне 1980 года, было описано как способствовавшее преодолению Ленноном долгосрочного писательского застоя и возрождению как его творческой музы, так и его интереса к написанию, записи и выпуску альбома. Существует несколько теорий о том, что именно на острове так повлияло на Леннона. Некоторые журналы, такие как Gentleman's Journal, указывают на сходство острова с Великобританией, отмечая, что, не выезжая в свою родную страну в течение девяти последних лет, возможно, пробудило что-то в Ленноне, чтобы заставить его творческие силы проснуться от глубокого сна.

Леннон позже установил прямую связь между 30 песнями, которые он написал за короткое время, проведенное на Бермудах, с опасным путешествием туда, и особенно с его шестичасовым управлением судном, пока его команда была в нерабочем состоянии. "Я был настроен, или что-то в этом роде, на космос, - позже сказал Леннон Плейбою, - и все эти песни пришли оттуда". Леннон сочинил свои наброски песен на акустической гитаре и сам записал результаты на магнитофон, включая материал для того, что в конечном итоге станет его последним синглом и альбомом, а также и другие работы, которые в конечном итоге будут выпущены только посмертно на "Milk And Honey", альбоме 1984 года.

Джон Леннон вернулся в Нью-Йорк и приступил к записям

Леннон вернулся с Бермудских островов полным сил и готовым выйти из своего добровольного заточения. Написав свою первую коллекцию нового материала за последние пять лет, Леннон начал собирать команду музыкантов и продюсеров, которые помогли бы превратить наброски идей, которые он изложил на Бермудах, в студийные дубли для окончательных версий его песен. По словам Rolling Stone, Леннон не собирался ничего доказывать - вместо этого его отношение было "просто наслаждаться самим процессом".

Студийные сессии начались в знаменитой нью-йоркской студии Hit Factory с участием музыкантов, включая легендарного гитариста Эрла Слика. Сессии также включали множество песен, написанных Йоко Оно, которыми она впервые поделилась с Джоном по телефону из Нью-Йорка во время его пребывания на Бермудских островах (она вернулась в США на три недели, чтобы заняться семейными делами), и многие из песен изначально возникли из этой рутины "звонок-ответ" между Джоном и Йоко.

А октябре Джон Леннон выпустил "(JUST LIKE) STARTING OVER"

Джон Леннон
Джон Леннон

Характер возвращения Леннона был подробно описан в названии его первого сингла за пять лет. "(Just Like) Starting Over ( Начать все сначала)" — это милый сингл, который точно отражает единство его отношений с Йоко Оно в годы, предшествовавшие его выпуску, причем вступительные такты особенно напоминают тему возрождения и трепета возвращения на музыкальную сцену - которая уже не так знакома, как когда-то.

Песня, по сути, состоит из трех фрагментов, говорится в Библии Битлз, причем первый раздел, первоначально озаглавленный "Моя жизнь", появился в зачаточной форме еще в 1979 году как песня о любви, которую Джон написал для Йоко. Две незаконченные части, ранее известные как "Не будь сумасшедшим" и "Худшее позади", составляют оставшуюся часть песни. Песня была собрана в окончательном виде только после того, как Леннон и Оно начали работать в студии в Нью-Йорке.

После релиза сингл достиг пика в Топ-10 как в чартах синглов Великобритании, так и в чартах синглов США, положив конец добровольному перерыву Леннона и сигнализируя о том, что у него все еще была восприимчивая и любящая его публика. Сингл будет его самым большим хитом в США после его смерти.

Джон и Йоко выпускают DOUBLE FANTASY

Джон и Йоко
Джон и Йоко

Студийные сессии в Нью-Йорке дали возможность записать альбом в течение двух месяцев - тот же период времени, который Леннон провел, заново возрождая свою творческую энергию на Бермудах. Double Fantasy, выпущенная 17 ноября 1980 года, повторяла структуру того, как песни были впервые написаны и разделены между исполнителями - Джоном и Йоко - песня, спетая одним из них, заставляла другого ответить песней. Итак, в списке песен есть Леннон, поющий "Я теряю тебя", на что Оно отвечает песней "Я двигаюсь дальше".

По рекомендации продюсера альбома Double Fantasy Джека Дугласа Леннон пригласил для записи "I'm Losing You" группу Cheap Trick, и они сделали этот вариант в студии The Hit Factory в NYC. Но позже от этой версии отказались, и в альбом вошла другая, звучащая помягче. Причина отказа не называлась, но догадок существует несколько. Некоторые, например, полагают, что во всём виноваты менеджеры группы Cheap Trick, будто бы запросившие большие деньги за использование этой версии. Более вероятно другое объяснение: Леннон посчитал, что этот вариант звучит чересчур жёстко и сделал помягче. Вторая версия более вероятна, и этот вариант не передаёт всех тонкостей переживаний, которыми насыщена альбомная версия. Эта агрессивная подача материала ограничивает вокальные возможности Джона.

Несмотря на такое напряжение, создающее большую часть драматизма альбома, тексты песен пронизаны образами домашнего уюта и семейного счастья, с которыми многие рецензенты в то время не соглашались. На самом деле, реакция на альбом после его выхода была, мягко говоря, неоднозначной, поскольку внутренние темы альбома и очевидное счастье Леннона были предметом споров для многих критиков. Оглядываясь назад, однако, эти видимые элементы показали душевное состояние Леннона в его последние дни, и альбом показал, что Леннон наконец начал находить баланс между общественной и частной жизнью и своим счастьем.

Джон Леннон и Пол Маккартни помирились в 1980 году

Пол и Джон
Пол и Джон

С момента распада Beatles в 1970 году у Джона Леннона и Пола Маккартни были напряженные и непростые отношения, начиная с того, что они выпускали друг в друга "язвительные стрелы" в виде песен, в которых они не щадили один другого. Леннон не согласился с некоторыми текстами песен с альбома Пола и Линды Маккартни 1971 года Ram, которые он интерпретировал как рассказ о своих отношениях с Йоко Оно. Позже Маккартни подтвердил Playboy, что песня "Too Many People" действительно была о Джоне и Йоко и что имя последней было в оригинальном тексте до того, как его отредактировали. Со стороны Джона злобное "How Do You Sleep? из Imagine, выпущенное в том же году, что и Ram, вряд ли могло быть о ком-то другом, кроме Пола.

Однако к середине - концу 70-х годов дуэт начал налаживать свою дружбу. Они ни раз встречались - один раз в 1974 году во время "Lost Weekends" и снова в 1976 году, когда они провели вечер вместе, смотря Saturday Night Live, в котором Лорн Майклс в шутку предложил Битлз 3000 долларов за участие в шоу.

Леннон и Маккартни в последний раз разговаривали в день 40-летия Джона Леннона, 9 октября 1980 года, по телефону, который Маккартни позже назвал "счастливым звонком". В день своей смерти два месяца спустя Леннон, как сообщается, сказал журналисту Дейву Шолину, что Маккартни всегда был ему "как брат".

Джон Леннон дал интервью за девять часов до своей смерти

Джон Леннон
Джон Леннон

Похоже, утверждение Джона Леннона о том, что ему и Йоко Оно было "что сказать" по возвращении, не было просто пустой риторикой. Во всяком случае, это было так, как будто "творческий колодец слов" снова наполнился за те годы, что Леннон был вдали от центра внимания. В дополнение к песням и музыкальным идеям, утверждение о том, что Леннон вновь обрел свой голос именно на Бермудских островах, также подтверждается множеством интервью и публичных выступлений, которые Леннон сделал за несколько месяцев до своей смерти.

В сентябре пара дала длинное интервью Playboy, которое охватывало все аспекты их карьеры, начиная с первых дней и заканчивая тем, как они работали в 1980 году, а также их семейную жизнь и мнения о своих бывших коллегах по группе и других современниках Леннона.

В пятницу, 5 декабря 1980 года, за три дня до своего убийства, Леннон дал интервью в своей квартире в Верхнем Вест-Сайде редактору Rolling Stone Джонатану Котту в течение целых девяти часов. Интервью было опубликовано только спустя годы — вместо этого Котт написал некролог на смерть Леннона, опираясь на впечатления о музыканте от более чем десятилетних широкомасштабных интервью и встреч с ним. Последнее интервью Леннона сегодня впечатляет как энциклопедическое представление о его жизни в 1980 году и его потенциальном будущем, если бы худшее не произошло всего несколько дней спустя. Леннон давал еще одно длинное интервью журналисту Дейву Шолину прямо в день убийства.

Джон Деннон был убит в Нью-Йорке 8 декабря 1980 года.

Газеты об убийстве Леннона
Газеты об убийстве Леннона

Ужас от убийства Леннона, совершенного публично, на глазах у его жены, одержимым фанатом, с которым он разговаривал и дал ему автограф на специально купленной для этого пластинке Double fantasy в тот же день, не требует подробных объяснений. Однако трагедия его смерти в возрасте 40 лет заставляет задуматься.

Леннон активно занимался продвижением своего нового альбома, встречался с поклонниками и работал в студии. Приняв решение об уходе из творческой жизни на пять лет в пользу семьи, и его последующее возвращение, показало, что жизнь Леннона была — возможно, впервые — идеально сбалансирована, и он относился теперь к музыке и славе на своих собственных условиях. И мирное пространство, которое он создал для себя и своей семьи во время своего перерыва, позволило ему задуматься о своем будущем, далеком от дней Битломании, когда его жизнь быстро развивалась по воле менеджеров и руководителей. Как он сказал в своем интервью Playboy в сентябре 1980 года: "С Божьей помощью, впереди еще 40 лет творчества".

DOUBLE FANTASY получил номинацию "Альбом года" на премии Грэмми.

У дома Дакота
У дома Дакота

Всеобщее горе после убийства Леннона сделало его последний альбом мультиплатиновым, и в итоге он получил премию Грэмми как альбом года. Смерть Леннона означала, что сугубо личные темы и тексты песен альбома стали для многих прозрением в его последние месяцы, в то время как для многих Грэмми, которую получил альбом, является памятником художнику, который просто хотел продолжать творить.

"(Just Like) Staring Over" стал хитом № 1 как в Великобритании, так и в США после его смерти, оставаясь на вершине Billboard 100 в течение пяти недель.

Фрезия
Фрезия

По данным Independent, альбом получил свое название от вида цветка фрезии, найденного в Ботаническом саду Бермудских островов, где Леннон провел свое последнее лето с Йоко и Шоном. Леннон сказал Rolling Stone: "Для нас это значит, что два человека представляют один и тот же образ в одно и то же время, вот в чем секрет названия".

===================

Очень длинная статья получилась. Но все-таки, возможно, она вызовет интерес, и всем дочитавшим до конца моя глубокая благодарность.