1,6K подписчиков

Зачем водители повышают напряжение заряда батареи в авто

25K прочитали

В настоящее время Рунет переполнен разнообразной информацией относительно того, как и какими приборами надо правильно восполнять емкость разряженного стартерного аккумулятора (АКБ). Что неудивительно, поскольку для заряда автомобильных АКБ сегодня применяют как автоматические зарядные устройства (ЗУ), так и приборы с ручной установкой тока и напряжения. Как раз в отношении последних часто встает вопрос о том, какое максимальное напряжение надо выставлять при заряде батарей.

Фото автора
Фото автора

Так, одни автовладельцы машин утверждают, что напряжение заряда не должно превышать величину 14,2 В. Другие говорят, что его значение может достигать 14,8-15 В. Ну, а самые «продвинутые» водители считают, что и этого мало, и заряжать АКБ надо под «напругой» не менее 16 Вольт. Дескать, если на приборе есть режим «16 В», его и надо использовать.

Зачем нужен кальций

Как видим, мнения водителей по «зарядной» проблематике разнятся. Однако у производителей АКБ на этот счет давно выработаны четкие рекомендации. Взять, к примеру, компанию TAB (Словения), одного из ведущих производителей автомобильных батарей. Эта фирма ежегодно поставляет в нашу страну сотни тысяч АКБ, среди которых особенно популярны батареи одноименного бренда TAB, а также аккумуляторы марки Topla.

У обслуживаемой батареи перед каждым зарядом необходимо вывинчивать пробки из ее банок. Фото с сайта Drive2.ru
У обслуживаемой батареи перед каждым зарядом необходимо вывинчивать пробки из ее банок. Фото с сайта Drive2.ru

Основная масса поставляемых к нам словенских батарей – это кальциевые (Ca/Ca) источники тока. Они имеют ряд преимуществ, в числе которых - низкий уровень саморазряда, малые потери воды, стойкость к коррозии, большие пусковые токи, способность выдерживать большое количество циклов заряда/разряда. Благодаря этим качествам значительная доля словенских кальциевых АКБ, включая батареи TAB и Topla, выпускается в необслуживаемом варианте (с символами SMF).

Делаем все по правилам

Особенность SMF-аккумуляторов в наличии герметичной крышки с системой возврата конденсата. Поэтому при эксплуатации и, в частности, при заряде, они не требуют проверки плотности электролита или долива воды.

А вот у обслуживаемой батареи перед каждым зарядом необходимо вывинчивать пробки из ее банок (фото выше) для контроля плотности и объема электролита. Это одно из условий безопасности «зарядного» обслуживания таких АКБ.

Автоматическое ЗУ самостоятельно меняет напряжение и ток в зависимости от того, насколько полно заряжена батарея. Фото автора
Автоматическое ЗУ самостоятельно меняет напряжение и ток в зависимости от того, насколько полно заряжена батарея. Фото автора

К слову, безопасность при заряде АКБ должна всегда быть в центе внимания. Поскольку эта процедура сопровождается выделением газов, ее следует проводить в проветриваемом помещении и при плюсовой (примерно 20-25 градусов) температуре. Только в этом случае будут обеспечиваться оптимальные условия для качественного заряда батареи и эффективного восполнения ее емкости.

Контролируем напряжение

Вернемся к вопросу о том, какими приборами следует заряжать автомобильные аккумуляторы. Очевидно, что в плане применимости предпочтительнее будут автоматические ЗУ (фото выше). Несомненное удобство таких приборов в том, что они сами выбирают оптимальный режим заряда и автоматически меняют напряжение и ток в зависимости от того, насколько полно заряжена батарея. Кстати, максимальное напряжение, которое выдают такие аппараты, не превышает допустимых 14,8-15 В, что также продиктовано требованиями безопасности.

У полностью заряженной батареи напряжение составляет примерно 12,8 Вольт. Фото автора
У полностью заряженной батареи напряжение составляет примерно 12,8 Вольт. Фото автора

При применении «зарядок» с предустановкой тока и напряжения их значения надо выставлять вручную. Причем именно те, что рекомендованы производителем АКБ. Так, для батарей Topla и TAB напряжение не должно превышать 14,8 В, а зарядный ток – одной десятой емкости батареи. Аккумулятор считается полностью заряженным, если напряжение на его клеммах составляет не менее 12,8 В (фото выше). Контролировать напряжение нужно не менее чем через 8-12 часов после отключения АКБ от зарядного устройства.

Напоследок вернемся к напряжению 16 Вольт, о котором упоминалось выше. Такой режим иногда применяется опытными специалистами для некоторых типов АКБ, но лишь как дополнение к основному заряду (см. рекомендации выше). Такой«дозаряд» не стоит делать самому, особенно у необслуживаемой батареи. Ведь в ней под напряжением свыше 16 В начнется куда более интенсивное газовыделение, что требует повышенных мер безопасности. Однако проконтролировать этот процесс в герметичных SMF-аккумуляторах попросту невозможно.

Читайте материалы и по другим актуальным темам:

- Как избежать зимних проблем с АКБ при пуске холодного мотора

- Какие импортные АКБ водители покупают для своих авто чаще

- Самостоятельная замена батареи в машине: три важных момента