Ярость не слепая - ярость в очках. Боевой римейк знаменитого триллера.
(Straw Dogs, 2011, США)
40 лет - подходящий временной разрыв, с которым надо снимать римейки классики. Тогда, когда свидетелей оригинальной картины осталось не так уж много, да и память у них теперь не та, что в молодости.
Впрочем, оригинальным "Соломенным псам" Сэма Пекинпы ("Дикая банда", "Конвой" и др.) грех пока жаловаться на зрительское забвение. Эта лента 1971 года с Дастином Хоффманом ныне считается у Пекинпы одной из лучших и всяк истинный поклонник триллеров, в том числе молодой, хотя бы раз, но ее посмотрел. Или, как минимум, о ней слышал. Поэтому и "Соломенные псы" Рода Лури ("Последний замок", "Форпост") были восприняты сей привиредливой аудиторией неоднозначно, пусть и сняты они тоже весьма достойно.
Хотя, как по мне, ругают Лури почем зря.
Ну, превратил он главного героя, интеллигента-очкарика Самнера, из великого математика в голливудского сценариста, ну перенес место действия из английского графства Корнуолл в американскую Луизиану, ну слегка "подмелодрамил" финал... Но в остальном-то дух и смысловой посыл оригинала Род бережно сохранил, да и кое-какие сюжетные нюансы по-современному ужесточил.
И у него, как у Пекинпы, есть всего один персонаж, которому чисто по-человечески сопереживаешь - это Самнер (здесь его играет Джеймс Марсден). Добившийся всех своих успехов, денег и ништяков лишь упорным трудом и интеллектом, тогда как все до единого прочие герои картины...
...О, да, тут собрана прямо-таки целая кунсткамера нервно-агрессивного лузерства!
И речь не только об обиженных на весь мир, провинциальных обитателях Луизианы, в чью деревню приехал Самнер со своей женой Эми (Кейт Босворт), дабы вдали от городской суеты написать очередной сценарий. Местные же, в отличие от него, трудоголика, принципиально не любят вкалывать больше 3 часов в день, зато гонора и беспардонности в них - хоть ковшом отчерпывай.
Речь также идет об Эми, которая не считает зазорным сидеть на полном иждивении у супруга. Но при этом дуется, что ей с ним, видишь ли, скучно. И как она с этим борется? Занимается на досуге самообразованием, чтобы, подкачав свой недалекий умишко, научиться интересному общению с человеком интеллектуального труда?
Да вот еще - это ж как надо с утра до вечера перенапрягаться! Нет, Эми за свою недалекость мужу жестого мстит! Чтобы позлить его, она заигрывает с окрестным "пролетариатом" - бывшими друзьями ее детства и юности. И даже не задумывается о том, каких животных она столь яро дразнит, тряся пере ними своими фронтальными и тыловыми округлостями.
Возможно, в чем-то Самнер тоже неправ. Но это он не со зла, а лишь от недостатка житейского чутья и еще не выветрившегося из него, идеализма молодости. Ибо мозолить глаза озлобленным неудачникам своей шикарной "тачкой", пухлым кошельком и женой-фотомоделью - не лучшая идея. Особенно на их территории, где тебе явно никто не симпатизирует.
Короче говоря, почва для назревающих конфликтов здесь и так щедро унавожена. А ведь это далеко не единственные "оголенные провода" в сюжете - хватает и других, не менее пожароопасных.
Главная движуха попрет, однако, не сразу, а лишь за полчаса до финала, но артподготовку к ней скучной тоже не назовешь. Буквально каждая сцена тут планомерно накаляет наши нервы, поэтому очень не хочется, чтобы развязка истории вдруг разочаровала.
К счастью - не разочаровывает. И дает мощный выброс эмоционального пара не только всем героям, но и нам с вами, именно на такой бешеный исход всех их "тёрок" и надеявшихся.
Как говорится, а нечего было злить культурного сценариста в очечках, а иначе озвереет - мало уж точно никому не покажется.
***
В общем, не понимаю, за что ругают этот римейк пекинповской классики. Потому что именно как римейк он сделан весьма качественно и с уважением к оригиналу. Да и американские "рэднеки" у Рода Лури выглядят куда естественней в своем злобном бескультурье, чем холеные британские провинциалы у Сэма Пекинпы.
А вот актера калибра Дастина Хоффмана Лури и вправду не хватает. Пусть даже Джеймс Марсден в целом неплохо сыграл голливудского мажорика средь деревенских амбаров, однако до мастерства в будущем дважды оскароносного Хоффмана ему, конечно, далековато.