870 подписчиков

"Снегурочка" Островского - анализ

1,2K прочитали

Что символизирует главная героиня пьесы и чему хочет нас научить эта "Весенняя сказка", написанная А.Н. Островским в конце весны 1871 года?

Чтобы ответить на эти вопросы, проанализируем образ главной героини пьесы. Сначала - о внешнем, о том, что на поверхности.

Холодная и манящая красота

С первого взгляда снежная пришелица из иного мира могла бы показаться ведьмой, так как в определенном смысле приносит жителям села беды и раздоры. Простая земная девушка жалуется на Снегурочку в беседе с ней же:

А парни наши
С ума сошли; оравами, стадами
Без памяти кидались за тобой,
Покинули невест, перебранились,
Передрались из-за тебя.

Чем же так привлекательна главная героиня, неужели только красотой? Нет. Красавиц много, но только из-за Снегурочки так сходят с ума все мужчины в царстве берендеев. Почему же?

Более всего Снегурочка манит своей непостижимостью и загадочностью. Она прекрасна и в то же время недоступна. Все в в ней соблазнительно говорит о любви и в то же время она дышит абсолютно нетронутой чистотой и крайним равнодушием к обычным земным страстям. Вот эти противоречия и доводят мужчин до безумия! Поэтому Снегурочка - ярчайший архетип роковой, фатальной женщины - таинственной и манящей именно своей неподдельной тайной.

Она представляет собой - соединение несоединимого, живой оксюморон. Она родилась от двух существ-антагонистов - сурового, грозного старика Мороза и беззаботной, вечно юной Весны-Красны. Поэтому в самом характере Снегурочки заложено противоречие. Она якобы холодна (в этом и убежден ее отец Мороз - не очень-то проницательный, видимо).

Но ведь с самого начала, еще живя в своем темном лесу, девушка уже обратила внимание на пастушка Леля. Она что-то явно предчувствует, как бы заранее согласившись на свой трагический конец ради любви. Поэтому, когда ее уводят старики Бобыль и Бобылиха жить к себе, она говорит своим родителям не до свидания, а прощай.

Душевная красота Снегурочки

Итак, холодна ли Снегурочка? Или она - просто глубока, как Татьяна Ларина, которая так же отваживала всех кавалеров, пока не нашла того, кому будет "век верна"? Снегурочка говорит:

Зачем они гонялись вслед за мною,
За что меня покинули, не знаю.
Напрасно ты зовешь меня суровой.
Стыдлива я, смирна, а не сурова.

А может, совсем наоборот, она умеет любить намного лучше, чем все те, чье сердце она считает теплее своего?

Кто холоден, бездушен и расчетлив, так это, например, ее бесстыжие приемные родители - Бобыль и его жена, которые хотят обирать народ с помощью обаяния Снегурочки.

Кто холоден душой, так это Лель, в которого безнадежно влюблена Снегурочка, пастух, олицетворяющий непостоянную страсть. Лель - это тот самый Евгений Онегин, который разбил сердце Татьяны. Как Татьяна с тех пор уже не будет прежней, так и Снегурочка в тот миг, когда видит равнодушие Леля, прощается со своей былой спокойной девичьей жизнью.

Как больно здесь, как сердцу тяжко стало!
Тяжелою обидой, словно камнем,
На сердце пал цветок, измятый Лелем
И брошенный.

Кто холоден душой, так это богач Мизгирь, сначала сватавшийся к Купаве и обещав ей верность, а после встречи со Снегурочкой моментально забывший свое обещание и свою ответственность перед Купавой. Само его имя (означающее "хищный ядовитый паук, тарантул") - говорящее. Влюбиться-то в другую можно, всякое бывает, но ведь не настолько хладнокровно бросить бывшую любовь, без единой капли раскаяния, без толики колебаний совести. Мизгирь сам и признается откровенно в своем холодном легкомыслии:

В пылу любви, немало обещаний;
Да разве их запомнишь после? Клятвы
Цепями ты считаешь, я — словами,
Не помню их, и сердца не вяжу:

За оскорбление своей любви Купава проклинает неверного Мизгиря. Однако быстро же она его забудет и упадет чуть позже в объятия Леля.

Чета Бобылей, Лель, Мизгирь - эти герои только кажутся теплокровными, теплое у них лишь тело, а на самом деле они намного холоднее и бесчеловечнее Снегурочки. Цена же любви Снегурочки высока, не зря говорит она Мизгирю:

Любви моей не купишь.

Она чувствует и стыд за поведение Мизгиря, и сострадание к несчастью Купавы, оставленной им. Но из жалости и чувства долга по отношению к своим приемным родителям она соглашается принять Мизгиря как жениха, так как они мечтают о богатом свате:

Сбирайте дань, завистливые люди,
С подружкина несчастья, богатейте
Моим стыдом. Не жалуйтесь, согласна
Притворствовать для ваших барышей.

Ирония любви? нет, не любовь, а страсть.

То, что в пьесе называется "любовью", - это не любовь, а физиологическое влечение, тот абсолютный минимум, который необходим для рождения детей. Пусть это "чувство" недолговечно, как сама весна, но необходимо для продолжения жизни на земле. Для многих людей этого достаточно, чтобы вступить в отношения. Но таким свойством натуры, как подобная поверхностность, обделена чистая, глубокая и целомудренная Снегурочка. Для создания отношений ей нужно было нечто большее, чем большинству смертных. Такие, как она, привязываются не скоро, но зато навечно. Ну чистая Татьяна Ларина.

Едва познакомившись с Лелем, и даже задолго до того, еще наблюдая за ним издали, Снегурочка сразу полюбила его, это видно. Страдает она не от того, что она якобы не умеет любить, а оттого, что легкомысленный возлюбленный не смог понять ее чистого чувства, и любовь ее оказалась безответной.

"Снегурочка". Пролог.
"Снегурочка". Пролог.

Никто из окружающих ее героев на такую глубину чувств не способен.

Поэтому похотливый Лель (славянский аналог греческого фавна) оставил ее без сожалений. Ему нужна "не детская любовь".

Поэтому снежная красавица просит Весну сделать что-нибудь, чтобы ей стать ближе к Лелю, чтобы понравиться ему. Это настоящее безумное отчаяние. Но виной ему не какой-то реальный недостаток Снегурочки, а лишь неспособность окружающих оценить ее душевные достоинства. Их недостаточно высокий уровень души для этого. Наивная Снегурочка просит маму Весну научить ее любви-страсти, любви физиологической (термины не из пьесы), чтобы легкомысленный Лель обратил наконец на нее свое внимание.

Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слез.

Жаль, что мама Весна, такая же впрочем легкомысленная и поверхностная по своей сути, как и берендеевцы, не сумела оценить ситуацию и рассказать разницу между любовью-влечением и истинной любовью, ради обретения которой никому не нужно меняться, менять свою натуру. Родной человек полюбит тебя такой, какая ты есть во всей твоей красе. А если он уже так легко тебя покинул, то зачем за ним гоняться?

Но мама Весна была хоть и доброй, но в глубине души несерьезной (во всем этом похожа на Леля), и видимо сама не знала иной любви, кроме страсти. Что для весны вполне естественно. Она исполняет просьбу дочери, лишь предупредив ее, что свою страсть (состояние, которое все в пьесе называют любовью) Снегурочка должна будет прятать от солнца.

Одев на Снегурочку свой волшебный весенний венок, мама исчезнет с последним днем весны, и символически дитя Весны, Снегурочка, превратится во взрослую девушку. Начинается первый день жаркого лета (1 июля, Ярилин день). Силами мамы Весны с дочерью происходит волшебное превращение, и в ее крови начинает кипеть гормональный коктейль из любовных дум и грез:

Ах, мама, что со мной? Какой красою
Зеленый лес оделся! Берегами
И озером нельзя налюбоваться.
Вода манит, кусты зовут меня
Под сень свою; а небо, мама, небо!
Разлив зари зыбучими волнами
Колышется.

Мама Весна объясняет дочке, что поскольку благодаря ее волшебному дару дочке пришло время влюбиться, то влюбится та абсолютно в первого попавшегося, как и бывает в жизни ( как с Татьяной - кстати было очень похоже - "Пришла пора, она влюбилась").

А в народе про такую гормональную горячку говорят еще хлеще - "Любовь зла, полюбишь и козла". Конечно, такое обманчивое и опасное чувство, которое обуяло внезапно созревшую красавицу - ни разу не любовь (которая бывает только к родственной душе), а лишь слепая страсть, самообман. Именно в точности это и случается со Снегурочкой. В таком внутренне опьяненном состоянии влюбится она в того, кто первым попадется ей на глаза - в Мизгиря - человека гордого, беспринципного, безжалостного, про него уже мы говорили. Слушать других он не привык, потому не прислушается к отчаянным мольбам Снегурочки скрыть их страстное чувство от Солнца, иначе оно грозит ей гибелью. Насильник по натуре, он и здесь заставит Снегурочку поступить по его воле - оставаться под лучами солнца и вместе со всеми встречать Ярилин день. В итоге Снегурочка погибнет.

В очах огонь… и в сердце… и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю, таю
От сладких чувств любви!

Тенелюбивый цветок, Снегурочка не выдерживает напора палящего огня. Она гибнет от "любви", но такова была цена, на которую она была готова. (Все это также очень напоминает "Русалочку"). Многие ли из нас готовы отдать свою жизнь за миг любви? А вот Снегурочка именно такова. Так кто больше умеет любить - кто ни во что не ставит любовь, кто быстро воспламеняется и так же быстро охладевает? Кто меняет партнеров как перчатки ( а таковы берендеи в пьесе). Или тот, кто, как Снегурочка, раз полюбив, способен умереть ради этого?

Но гибель ее оказывается счастьем для племени берендеев, потому что именно из-за Снегурочки (чтобы растопить, уничтожить ее) Ярило, ревнующий Весну-Красну к Морозу и ненавидящий плод их любви Снегурочку, и показался из-за туч, а показавшееся солнце было добрым знаком для людей в этот день.

Уничтожение Снегурочки освободило Весну от дружбы с бывшим любовником Морозом, и поэтому на землю вернулось тепло - у Весны больше нет мотивов общаться с царем холода.

Берендеи, празднуя возврат тепла, во главе с их праведным царем не имеют никакой жалости к смерти Снегурочки, потому что ее иная, высокая натура им в общем-то осталась чужда и непонятна. И она лишь мешает для продолжения жизни на земле, не так ли? Она выявляла темные пятна на людях, поскольку она являлась ослепительно светлым пятном, а это и восхищало, и раздражало, и являлось причиной раздоров. Люди не смогли ее понять, оценить, спасти. Истинное место таких особенно светлых существ - наверное, не среди людей. Но в то же время память о них закладывается в самые красивые мифы и сказки, в которых люди все-таки нуждаются.

Что символизирует главная героиня пьесы и чему хочет нас научить эта "Весенняя сказка", написанная А.Н. Островским в конце весны 1871 года?-2