Найти в Дзене
Ещё один блог о кино

Промахи "неистового Виссариона". Какие великие книги не понравились Белинскому

Оглавление

Этот человек наводил страх не только на молодых и начинающих литераторов, но и на опытных корифеев, мастеров слова. Влияние Виссариона Григорьевича Белинского на русскую литературу XIX столетия было огромным, подавляющим. "Неистовый Виссарион" благодаря популярности своих идей у скептически настроенной молодежи, получил право "казнить и миловать".

И этим правом Белинский неоднократно пользовался, например, тогда, когда он "казнил" Николая Васильевича Гоголя за "Выбранные места из переписки с друзьями". Разгромное письмо критика Гоголь читал, побледнев, как стенка больницы. Многие современники Николая Васильевича были уверены, что именно беспощадное письмо "неистового Виссариона" привело Гоголя к безвременной гибели.

Виссарион Григорьевич Белинский. Знаменитый портрет Кирилла Горбунова.
Виссарион Григорьевич Белинский. Знаменитый портрет Кирилла Горбунова.

Известный литературный критик середины XIX-начала XX века Юлий Исаевич Айхенвальд считал, что полученный от публики Белинским "карт-бланш" оказал негативное влияние на литературный процесс в России. "Власть Белинского" была чрезмерно сильна, что привело к "обелинизации" литературы.

При этом, Айхенвальд с сомнением высказывался о критическом даре "неистового Виссариона":

Вообще, на каждом шагу своего критического пути Белинский становился жертвой аберрации, попадал в неслыханные безвкусицы, и это не искупается тем, что он потом от них отрекался или, наоборот, ради них отрекался от прежней истины.

Если с оценкой Белинского в адрес "Выбранных мест из переписки с друзьями" более-менее можно согласиться, есть немало великих книг, которые Виссариону Григорьевичу категорически не понравились. И, наоборот, он считал величайшими книги сомнительных художественных достоинств.

Книги, которые не понравились Белинскому

Сказки Пушкина, "Повести Белкина", "Капитанская дочка"

Прижизненное издание "Повестей Белкина".
Прижизненное издание "Повестей Белкина".

Творчество Пушкина вообще не было близко "неистовому Виссариону". При жизни поэта критик отдавал предпочтение Гоголю с его "Мертвыми душами" и "Ревизором". Критика существующего строя, голос за терзаемый царизмом народ - таковыми, по мнению Виссариона Григорьевича, должны были быть основные цели литературы.

Если до Пушкина основной пафос творчества художников был обличительный, наставнический или романтический, то основным пафосом творчества Пушкина является художественность.

По мнению Белинского, художественность как основной пафос творчества - это не есть хорошо.

Виссарион Григорьевич, прочтя "Бориса Годунова", восхитился поэтической силой поэмы, но, вместе с тем, обвинил Пушкина в том, что тот не смог проникнуть в тайну личности Годунова, "рабски во всем последовал Карамзину".

Сказки Пушкина, и вовсе, не оставили следа в душе Белинского, их он назвал "плодом довольно ложного стремления к народности".

Однако, больше всего Белинскому не понравились "Повести Белкина". По мнению критика, повести "недостойны ни таланта, ни имени Пушкина". Виссарион Григорьевич, сравнив произведения Пушкина с повестями своего любимого Карамзина, пришел к выводу, что "повести последнего имели для своего времени великое значение, а повести Белкина были ниже своего времени".

Прочтя "Капитанскую дочку", Белинский написал, что характеры Петра и Марии бесцветны, а сама проза Пушкина значительно ниже его поэзии и, уж тем более, прозы Гоголя.

В целом, признавая гениальность Александра Сергеевича, Белинский воздал ему недостойно мало, не оценил, не прочувствовал. Говоря о Пушкине, "неистовый Виссарион" будто бы всегда "держит фигу в кармане".

Стихи Баратынского

Евгений Баратынский - одна из самых известных "жертв" Белинского. Именно стараниями "неистового Виссариона" Евгений Абрамович был отодвинут во второй эшелон русской литературы.

О Баратынском Виссарион Григорьевич писал с особой злостью, как будто между ним и поэтом было что-то личное.

"Что это такое? Неужели стихи, поэзия, мысль?".

Писал Белинский об одном из лучших стихотворений Баратынского, и советовал тому не писать вовсе. В творчестве Евгения Абрамовича критику не хватало "социальной повестки", внимания к страданиям народным. Чистая поэзия, которую исповедовал Баратынский, была критику совершенно чужда.

После публикации стихотворения "Век шествует путем своим железным" Белинский заявил, что Баратынский "восстал против науки и просвещения". Для Виссариона Григорьевича это был приговор творчеству поэта. Для Евгения Абрамовича, человека, с юности страдавшего психическим заболеванием, это тоже стало своего рода приговором: вскоре он скончался от нервного приступа.

"Конек-Горбунок"

"Конек-горбунок". Обложка художника Н.А. Богатова. Издание 1914 года.
"Конек-горбунок". Обложка художника Н.А. Богатова. Издание 1914 года.

Отзыв Белинского о "Коньке-Горбунке" Ершова граничит с настоящим хамством. Сказка "неистовому Виссариону" не понравилась категорически, он определил ее, как нечто ненужное, жалкое и ничтожное.

О сказке г. Ершова — нечего и говорить. Она написана очень недурными стихами, но, по вышеизложенным причинам, не имеет не только никакого художественного достоинства, но даже и достоинства забавного фарса. Говорят, что г. Ершов молодой человек с талантом; не думаю, ибо истинный талант начинает не с попыток и подделок, а с созданий, часто нелепых и чудовищных, но всегда пламенных и, в особенности, свободных от всякой стеснительной системы или заранее предположенной цели.

В "Коньке-Горбунке", как и в "Сказках Пушкина" Белинский увидел столь ненавистную ему "псевдонародность", "квасной патриотизм".

Теперь другое время; теперь все хотят быть "народными", ищут с жадностию всего грязного, сального и дегтярного; доходят до того, что презирают здравым смыслом, и всё это во имя народности.

Белинский остался глух и к великолепной поэтике сказки Ершова, и к изумительному слогу, и к блестящему, по-настоящему, народному, юмору.

Книги, которые понравились Белинскому

Проза Владимира Даля

В наше время уже мало кто знает, но автор "Толкового словаря живого великорусского языка" Владимир Иванович Даль писал также и прозу под псевдонимом Казак Луганский. Например, «Мичман Поцелуев, или Живучи оглядывайся».

Безусловно, Владимир Даль - это невероятный талант, труженик, этнограф и лексикограф, без которого русский язык был бы другим. Однако, как писатель, едва ли он заслуживал такой оценки со стороны Виссариона Белинского, провозгласившего Даля:

"после Гоголя до сих пор решительно первым талантом в русской литературе".

Произведения Даля Белинский ставил значительно выше прозаических книг Пушкина.

"Странник" Александра Вельтмана

Александр Фомич Вельтман считается одним из первых писателей-фантастов в истории не только русской, но и мировой литературы. Книги Вельтмана предвосхитили и Жюля Верна и Герберта Уэллса.

Александр Фомич Вельтман.
Александр Фомич Вельтман.

Но для Белинского Вельтман был чуть ли не гением, равным Карамзину и Гоголю, что, мягко говоря, странно. Роман "Странник" Виссарион Григорьевич называл "одним из драгоценнейших алмазов нашей литературы". Это при том, что "Странник" - пример ранней русской беллетристики, приключенческий роман с элементами фантастики, написанный довольно тяжелым языком.

Джеймс Фенимор Купер

Беллетрист Джеймс Фенимор Купер, автор "Последнего из могикан" и "Зверобоя" был для Белинского "гением", "вековым исполином-художником".

Виссарион Григорьевич писал, что романы Купера он "пожирает с ненасытной жадностью".

Пристрастие к книгам Купера впоследствии стало поводом для многих критиков высказывать сомнения в самой компетенции Белинского. Ведь странно, когда ведущий критик огромной страны, светоч истины, зачитывается теми же книгами, что и гимназисты.

Обложка одной из книг полного собрания сочинений Купера, изданного в 1897 году П.П. Сойкиным.
Обложка одной из книг полного собрания сочинений Купера, изданного в 1897 году П.П. Сойкиным.

Другие литературоведы призывали не быть слишком строгими к "неистовому Виссариону", ведь читательские предпочтения - это личное дело каждого. В конце концов, и Пушкин "читал охотно Апулея, а Цицерона не читал".

Но в одном сходятся почти все современные критики: Белинский в свое время получил слишком больше влияние на литературу, и далеко не всегда он использовал это влияние во благо.

Всем добра!

Читайте хорошие книги, смотрите хорошие фильмы!

Еще больше статей про книги, про экранизации книг отечественных и зарубежных авторов, про иллюстрации к знаменитым книгам, про живопись, кино, литературу, философию, историю, интересных людей и невероятные события - на моем канале! Подписывайтесь!

Мои книги

Мой Инстаграм

Мой Фейсбук

Я на Автор.Тудей

Почитать другие статьи можно ЗДЕСЬ.