Найти тему
Марс Шакуров

Права человека и совершенствование законодательства Российской Федерации о донорстве органов и их трансплантации

Возможность трансплантации органов человека является выдающимся достижением медицинской науки. Данный метод является эффективным средством лечения многих болезней, а в ряде случаев - это единственный возможный способ продления жизни пациента. Трансплантация представляет собой вид оперативного вмешательства, направленного на пересадку органа от донора к реципиенту1 . Как отмечается в литературе, трансплантация всегда сопровождается сложными по своему техническому исполнению процедурами медицинского вмешательства и потому является одной из самых высокотехнологичных и многопрофильных областей современной медицинской науки2 . Вопросы трансплантации органов и тканей регулируются в настоящее время Законом РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека»3 , который был принят более 27 лет назад. Примечательно отметить, что за столь продолжительное время он изменялся всего 5 раз. Больше всего проблем в практике вызывает применение ст. 8 данного Закона, которая предусматривает презумпцию согласия на изъятие органов (тканей) человека и их трансплантацию. Это означает, что забор донорского материала 1 Трансплантология и искусственные органы: Учебник / Под ред. Готье С.В. - Москва: Лаборатория знаний, 2018. - 322 с.: ISBN 978-5-00101-577-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1009432 (дата обращения - 12.02.2020 г.). 2 Алсынбаева Э.М. К вопросу о понятии трансплантации органов и тканей человека // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 4. С. 96. 3 Закон РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека" от 22.12.1992 N 4180-1 // Справочная правовая система «Консультант Плюс» разрешен в случае, если лицом, его близкими родственниками или законным представителем при жизни не было высказано возражение против такого изъятия. Такая законодательная формулировка неоднозначно воспринимается в российском обществе. В средствах массовой информации нередко публикуется информация о неправомерном изъятии врачами органов человека. Очевидно, что презумпция согласия на изъятие органов не должна рассматриваться как единственно возможный способ обеспечения нуждающихся пациентов донорским материалом. В этой связи все чаще звучат призывы о принятии нового закона о трансплантации. Не вызывает сомнений, что здесь требуется качественно иной подход к решению вопросов органного донорства, обеспечивающий соблюдение и защиту прав человека. Министерством здравоохранения РФ несколько лет назад был разработан проект Федерального закона «О донорстве органов человека и их трансплантации»1 , однако в Государственную Думу он до сих пор не внесен. По информации, представленной на федеральном портале проектов нормативных правовых актов2 , на данном этапе подводятся итоги общественного обсуждения и проведения независимой антикоррупционной экспертизы законопроекта. Прежде всего, необходимо отметить, что авторы законопроекта попытались обеспечить баланс прав и законных интересов как доноров органов, так и лиц, нуждающихся в трансплантации. Проект закона предполагает информирование населения о социальной значимости донорства. Представляется, что такая просветительская работа позволит 1 Проект опубликован на официальном сайте Министерства здравоохранения РФ: https://www.rosminzdrav.ru/documents/8145-proekt-federalnogo-zakona-o-donorstve-organovcheloveka-i-ih-transplantatsii (дата обращения - 15.01.2020). 2 Официальный сайт для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения // https://regulation.gov.ru/projects#npa=98296 (дата обращения - 15.01.2020). сформировать представления у граждан о необходимости и пользе добровольного безвозмездного предоставления своих органов после смерти для трансплантации, которая является одним из способов сохранения жизни больному человеку, может помочь восстановить его здоровье. Что касается системы посмертного донорства, которая предлагается проектом, то она остается прежней. Речь идет о презумпции согласия на изъятие донорских органов. Однако законопроект поясняет и детализирует эту формулу (ст. 13). В частности, предполагается ведение специального Регистра волеизъявлений граждан, в котором будет содержаться информация о несогласии совершеннолетнего дееспособного лица на донорство его органов после смерти. Если гражданин при жизни такое нежелание не выразил в форме, предусмотренной законом, его органы могут быть изъяты в целях трансплантации. В отличие от ныне действующего Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» новый законопроект подробно детализирует порядок выражения волеизъявления совершеннолетнего дееспособного гражданина о несогласии на изъятие его органов после смерти в целях трансплантации (ст. 14). Выразить несогласие на донорство органов можно в присутствии не менее двух свидетелей в устной или письменной форме и передать эти сведения сотруднику медицинской организации, в которой гражданин проходит лечение. Впоследствии эта информация направляется в Федеральный регистр волеизъявлений граждан. Принятие нового закона позволит решить проблему учета мнения близких родственников умершего относительно донорства его органов. Так, согласно ст. 15 проекта сотрудник медицинской организации должен сообщить супругу или близкому родственнику о смерти гражданина в течение часа с момента фиксации смерти головного мозга. При этом предусматривается, что отказ от трансплантации органов могут написать супруг (супруга), а при его отсутствии близкие родственники в течение трех часов после сообщения им сведений о смерти гражданина. Данные положения проекта подвергаются критике представителями медицинского сообщества, полагающими что подобная гуманизация закона отрицательно скажется на количестве проводимых трансплантаций в стране. Как показывает практика, граждане зачастую не готовы решать вопросы изъятия органов близкого человека для трансплантации. Тем не менее, представляется, что дефицит донорского материала не должен возмещаться за счет проведения операций с нарушением прав и интересов близких родственников, возражающих против трансплантации органов умершего. В этих целях государство должно использовать иные меры, связанные с всесторонней работой населения по информированию в необходимости развития донорства в нашей стране. Как справедливо отметил Конституционный Суд РФ в Определении от 10 февраля 2016 г. № 224-О1 , в этой связи необходимо адекватное распространение в обществе сведений о действующем правовом регулировании органного донорства, в том числе с привлечением институтов гражданского общества. В целом следует признать, что проект нового Федерального закона «О донорстве органов человека и их трансплантации» направлен на достижение большей открытости всего процесса изъятия органов для трансплантации и соответствует международным правовым актам о правах человека. Как отмечалось выше, данный законопроект в настоящее время представлен для всеобщего обсуждения. Это означает, что любой желающий может оставить свое мнение или предложения по предлагаемому правовому регулированию посредством электронной формы на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Очевидно, что совершенствование нормативных установлений по столь широко обсуждаемому в обществе 1 Определение Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2016 г. № 224-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бирюковой Татьяны Михайловны, Саблиной Елены Владимировны и Саблиной Нэлли Степановны на нарушение их конституционных прав статьей 8 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // Справочная правовая система «Консультант Плюс». вопросу как трансплантация возможно лишь с учетом общественного мнения. Поскольку в открытых источниках данные о таких мнениях и предложениях граждан не представлены, было проведено социологическое исследование по вопросам донорства органов. В опросе принимали участие студенты и преподаватели Российского государственного университета правосудия в возрасте от 18 до 70 лет, всего 269 человек. Опрос проводился в целях выявления их мнения о действующем правовом регулировании трансплантации органов и (или) тканей человека и последующей выработки предложений по совершенствованию законодательства в этой сфере. Участникам задавались следующие вопросы: 1. «Знаете ли Вы, что в соответствии с Законом РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» в России действует презумпция согласия, в соответствии с которой каждый гражданин по умолчанию согласен на посмертное донорство?». Мнение опрошенных разделились практически поровну: 51,3 % опрошенных не знают об этом, 48,7 % знакомы с данными законодательными положениями. 2. Знаете ли Вы, что согласно законодательству России, врачи не обязаны сообщать о планируемом изъятии и спрашивать согласие родственников на изъятие органов умершего близкого, если при жизни данное лицо либо его близкие родственники не заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей? Данный вопрос был уточняющим. Об отсутствии обязанности врачей спрашивать согласие родственников умершего пациента на изъятие органов знает 32,4% опрошенных, не знает об отсутствии обязанности – 67,6%. 3. Если бы к Вам сейчас обратились с просьбой официально выразить согласие или несогласие на завещание своих органов, были бы Вы готовы принять такое решение? Около половины участников (48,4%) были готовы сразу принять такое решение, 24,9% не готовы это сделать. 26,7% - участники, которые затруднились ответить на это вопрос. 1. Какое решение Вы бы приняли, если бы к Вам обратились с просьбой официально выразить согласие или несогласие на завещание своих органов? Большинство участников выразило готовность пожертвовать свои органы в случае наступления смерти (41%). Не дали бы согласие на изъятие своих органов 26,7%. Участников опроса, не имеющих четкой позиции по поставленному вопросу, и затруднившихся с ответом оказалось 32,3%. 5. Если бы Вы выразили несогласие на изъятие своих органов и (или) тканей после смерти, чем мотивировался бы Ваш отказ? Участники, которые выразили несогласие на изъятие своих органов, мотивировали свой отказ следующими причинами. Большинство из них не доверяют врачам (33,4%), а 8,2 % опрошенных мотивировали свой отказ религиозными убеждениями. Не хотят быть донором 23,5% опрошенных, примерно столько же (22,3%) опасаются, что информация о таком решении поставит под угрозу их жизнь или будет использована в недобросовестных целях. Анализ результатов социологического опроса выявил, частности, наличие следующих проблем: 1. Около половины участников не знают о предусмотренной в российском законодательстве презумпции согласия на изъятие органов и (или) тканей человека. Еще больший процент тех, кто не знает о том, что в настоящее время врачи не обязаны спрашивать согласие родственников на изъятие органов умершего, если при жизни данное лицо либо его близкие родственники не заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей. Стоит подчеркнуть, что опрос проводился среди юристов и будущих представителей юридической профессии. Вероятно, что этот процент был бы выше при проведении опроса граждан в целом по России. 2. Большинство опрошенных, не готовых дать согласие на изъятие органов, мотивировали свой отказ неверием врачам и опасением за свою жизнь, если станет известно об их волеизъявлении пожертвовать свои органы для трансплантации. Возможно при исключении данных криминогенных факторов количество граждан, которые не будут возражать против донорства своих органов после смерти, увеличится. Что касается иных результатов опроса, обращает на себя внимание высокий процент числа тех участников, которые готовы выразить согласие на завещание своих органов после смерти. Их 41%. Учитывая эти статистические данные, можно предложить внести следующие изменения в проект Федерального закона «О донорстве органов человека и их трансплантации»1 : 1. Предусмотреть возможность добровольного выражения совершеннолетними дееспособными гражданами письменного согласия на изъятие органов для трансплантации после смерти при сохранении презумпции согласия на такую процедуру. Это позволит решить ряд проблем, возникающих после смерти лица, при жизни официально не выразившего свою волю о посмертном донорстве, но не возражавшего против этого. Однако в таких ситуациях близкие родственники часто выступают против трансплантации его органов, выражая свою волю, а не волю умершего лица. 2. Многофункциональные центры предоставления государственных услуг должны разъяснять гражданам при их обращении право выразить добровольное согласие на донорство органов после смерти, принимать письменные заявления, заверяющие согласие лица на посмертное донорство, и передавать эти сведения в Федеральный регистр доноров органов, реципиентов и донорских органов. 1 Проект Федерального закона "О донорстве органов человека и их трансплантации"// Справочная правовая система «Консультант Плюс». 3. Гражданин, ранее выразивший согласие на изъятие органов для трансплантации, должен иметь возможность в любое время отозвать свое заявление через Многофункциональные центры предоставления государственных услуг. 4. В Федеральный регистр доноров органов, реципиентов и донорских органов ввести Регистр волеизъявлений, включающий сведения о согласии на изъятие их органов после смерти в целях трансплантации. Представляется, что применение подобного симбиоза двух систем - презумпции согласия и выраженного согласия на трансплантацию своих органов после смерти, даст импульс развитию донорства в нашей стране. Данные предложения по внесению изменений в проект Федерального закона «О донорстве органов и их трансплантации» были размещены на федеральном портале проектов нормативных правовых актов 15 января 2020 г. в разделе, содержащем информацию для публичных обсуждений законопроекта.