Сегодня в нашей рубрике "Занимательная графомания" поговорим о писателях-любителях, а точнее об авторах, для которых литература скорее хобби, нежели источник пропитания. Ну вот, к примеру, занимаешься ты виноторговлей, а писать книги страсть как хочется. И ты пишешь, издаешься, журнал себе покупаешь. И плевать, что от писанины твоей у читателей кровь сочится из глаз, да и занятный когда-то журнал со временем превращается в мещанскую нудятину; на все упреки у тебя один ответ - могу себе позволить. Или есть у нас еще один владелец заводов, газет, пароходов - тот по совместительству поэт-песенник. Включите любой музыкальный канал - там песен двести на его стихи гуляет. И каждый из нас его песни слышал, но если попросят какую-нибудь из них напеть, то я, например, точно застопорюсь, так как ни одного запоминающегося "шлягера" среди них не обнаружено. Вот и наш сегодняшний герой, профессор медицины Джош Бейзел, сочинитель из когорты "писателей не кошелька, но сердца". И об этом желательно вспомнить, если вдруг вам в руки случайно попадет один из двух его криминальных романов.
Издательство "Corpus" само по себе довольно снобское. Они выпускают отличный нон-фикшн, интересные книги по истории и политологии, да и говоря об околодетективных жанрах - Донна Тартт, Жоэль Диккер, Джон Вердон, все это их подопечные. В общем, издательство с репутацией. Но и оно изредка позволяет себе пошалить, периодически издавая приблуду из разряда "королева-мать расследует смерть корги в Виндзорском замке". И среди всего этого почившего в отстое непотребства, "Дикая тварь" получает шанс на выживание по той простой причине, что она безумно веселая. Как говорил наш любимый доктор Хаус - нет смысла тратить время на книгу, если она не смешная. И это, к сожалению, единственный(хоть и весомый) аргумент в ее защиту.
"Дикая тварь"(2012) вторая книга из цикла про Питера Брауна, бывшего врача, волею обстоятельств ставшего наемным убийцей. За ним охотятся итальянская мафия, русские бандиты и арийское братство, поэтому по программе защиты свидетелей он работает судовым медиком на круизном лайнере, где рвет зубы и режет аппендиксы членам экипажа по видеоинструкциям с ютуба. Но однажды с ним связывается загадочный миллионер-отшельник и предлагает работу - Питер должен сопровождать палеонтолога Вайолет Херст(молода, хороша собой и, разумеется, безбашенная аки Стас Барецкий) в экспедицию на озеро Уайт, где творятся странные вещи. На протяжении четырехсот лет ходят легенды про обитающее в озере существо, но в последнее время оно что-то совсем распоясалось. И это уже не просто байки коренных жителей о пропаже домашнего скота, а вероятная причина гибели двух молодых людей. Поэтому группа состоятельных филантропов под предводительством некоего Реджи Тригера организует экспедицию в Миннесоту, цель которой определить природу смертоносного существа - научная загадка все это или обыкновенный развод. Помимо наших героев в поход отправляется довольно пестрая тусовка: семья миллионеров, два брата-бизнесмена, иллюзионист из Лас-Вегаса, популярный певец, священник и... бывшая губернатор Аляски, вице-президент Сара Пэйлин.
Для подобных мозгодробительных опусов я когда-то употребил термин "смузи-детектив". Это книга, что называется, с модной повесточкой и закосом под интеллектуальность. С одной стороны в ней достаточно рассуждений про экологические катастрофы, альтернативные источники энергии, религию и эволюцию, космологию и "пазухосводчатость", а приложения и примечания в конце романа занимают более шестидесяти страниц. С другой стороны мы имеем огромное количество мата, непристойностей на грани фола и анализ сексуальной жизни персонажей "Скуби-Ду".
Позволю себе немного лирики, чтобы к этому вопросу больше не возвращаться, да и пример как раз весьма красноречивый - когда я возобновил работу над блогом, то решил делать тексты только про книги, которые мне понравились. Можно считать это вызовом самому себе - хейтерства в сети хватает с избытком, а ты попробуй написать о хорошем. Ругать умеет каждый, а ты попробуй-ка похвалить(этот принцип не затрагивает обзоры на новинки издательств, увы, там без критики никак не обойтись). Поэтому если я и пишу о книге в негативном ключе, все равно она заслуживает определенного внимания, иначе я бы о ней не упоминал. Да, действительно "Дикая тварь" с литературной точки зрения ужасна. И скорее всего правы те, кто называет ее мусором, но это очень веселый мусор(в голове "веселый мусор" как-то умнее звучало, а сейчас попахивает группой "Воровайки"). Но если вдруг на вас накатит дурное настроение и захочется уйти с головой в какую-нибудь разухабистую дичь, не забывайте про книгу Бейзела - оттягивает не хуже Тома Шарпа, Кристофера Бакли или "Джеймесона".
Рейтинг романа по версии crime fiction: 1 из 5
Fейк Fакт: "Дикая тварь" занимает третье место в списке "100 великих книг" по версии актрисы взрослого кино Адрианы Чечик. Уступает она лишь трактату Аристотеля "Политика" и роману Роберта Пёрсига "Дзен и искусство ухода за мотоциклом".
#современный_детектив_crime_fiction