Избавление от административных регламентов по предоставлению публичных услуг: значение и оптимальный способ Getting rid of administrative regulations on the provision of public services: the value and the best way Аннотация: В данной работе автором поднимаются проблемы регулирования некоторых административных отношений с помощью регламентов. Предлагаются способы решения вышеназванных проблем. Рассматривается опыт зарубежных стран. Ключевым способом разрешения ситуации, по мнению автора, является разработка и введение Федерального закона "Об Административных процедурах". Abstract: In this work the author raises the problems of regulation of some administrative relations with the help of regulations. The ways of solving the abovementioned problems are proposed. The experience of foreign countries is considered. The key way to resolve the situation, according to the author, is the development and introduction of the Federal law "On Administrative procedures". Ключевые слова: административные регламенты, закон об административных процедурах, административные процедуры, публичные услуги, регламент предоставления услуг. Key words: administrative regulations, law on administrative procedures, administrative procedures, public services, regulations on the provision of services. В Российской Федерации каждый орган исполнительной власти предоставляет государственную или муниципальную услугу, помимо прочих нормативно-правовых актов, на основании административного регламента. Административный регламент исполнения государственных функций – нормативный акт, который устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами [6]. Из этого следуют предполагаемые цели существования регламентов – детально урегулировать получателю услуги процедуру реализации права на получение публичной услуги, также детализировать деятельность должностных лиц во избежание коррупции и иных злоупотреблений. Но нами будут подняты следующие вопросы: рационально ли существование такого огромного количества нормативно-правовых актов (далее – НПА) и есть ли способ регулировать указанную деятельность иным методом? В Постановлении Правительства РФ от 16.05.2011 N 373 закреплены требования к разработке административных регламентов, например, сроки, стандарт предоставления, номера телефонов структурных подразделений органа и т.п., плюс ко всему, необходимо проведение экспертизы проекта регламента. Также не стоит забывать о самом процессе разработки НПА федеральных органов исполнительной власти [5]. Из этого следует, что создание и принятие административного регламента – трудоёмкий процесс, требующий значительных ресурсов. Плюс ко всему, ФОИВ необходимо обеспечить отсутствие противоречия между положениями отдельных документов, что не всегда является возможным в виду огромнейшего массива существующих регламентов. Периодически у должностного лица, оказывающего услугу, возникает ситуация, при которой содержание регламента противоречит положениям ФЗ. Данная ситуация не всегда может положительно сказаться на правах граждан. Нельзя и вести речи о гарантированно качественном, оперативном получении услуги заявителями, которые являются ключевыми в сфере получения публичных услуг [2] Плавно переходим к иным проблемам, существующими в анализируемых нами административных отношениях. Для того, чтобы наглядно показать существующую проблему, я провела опрос среди 50 человек из разных городов, возраста, профессии. 35 человек не пользуются регламентами при взаимодействии с органами исполнительной власти (далее – ОИВ), а 15 пользуются, как правило, в силу профессиональной принадлежности. Из 35 опрошенных 15 не знают или не задумывались о существовании регламентов, а 20 – не видят в них смысла по различным причинам. То есть практически каждый опрошенный не считает регламенты чем-то полезным и необходимым. Ко всему прочему, действительно, вся нужная информация размещается в Интернете на официальных сайтах, для заявителей практически теряется смысл и необходимость изучать огромные по содержанию документы. Также зачастую регламенты полностью копируют положения федеральных законов, не привнося ничего качественно нового, в связи с чем непонятна целесообразность существования подобных НПА в принципе. Иногда, наоборот, чрезмерное зарегулирование приводит к «сверхформализму» и излишней бюрократии при получении заинтересованным лицом соответствующей услуги. Необходимо найти способ решения данной проблемы. Однако просто отменить действие всех регламентов, регулирующих предоставление публичных услуг, на наш взгляд, представляется невозможным. В виду отсутствия общего регулирования административных процедур, получение услуг для заявителя станет затруднительным. Существование правовых пробелов, высокий уровень дискреции станут полем для коррупции и злоупотребления должностных лиц своими полномочиями. Обратимся к практике иных стран с целью изучения их законодательства в рассматриваемой нами сфере. Европейские государства нашли выход из данного положения, поэтому уже несколько десятков лет назад коренным образом изменили систему регулирования административных процедур. Например, в Германии в 1976 г. было принято решение о создании Закона «Об административных процедурах», который является базовым. Он не унифицирует процедуры или не учитывает их особенностей. НПА устанавливает общие принципы и виды процедур, права и обязанности участников, регулируя все существующие административные процедуры. Также возникают улучшения и для гражданина. Ему будет легче определить необходимый для него процедурный закон, пронаблюдать и проконтролировать администрацию. Закон об административных процедурах по праву называют «основным законом администрации». Единая система оптимизирует предписанный Конституцией принцип верховенства закона. Тем не менее, процедурные нормы находятся также в отраслях особого административного права. Это позволяет лучше учитывать специальные обстоятельства дела. Поэтому в конкретном единичном случае необходимо проверять, вытесняет ли общее процедурное право отдельную регулировку или его надо привлечь дополнительно [4]. Юристы убеждены в том, что установление общих принципов деятельности публичной администрации способствует повышению оперативности и эффективности административных процедур, будь то процедура предоставления государственных и муниципальных услуг или же иная установленная законом процедура [1]. Необходимость существования ФЗ «Об административных процедурах» неоднократно обосновывалась различными теоретиками в научных трудах [3] Рассматриваемая нами в данной работе проблема не является единственной причиной для создания подобного НПА, однако в рамках темы мы не будем останавливаться на иных преимуществах Закона о процедурах. На основании вышесказанного, следует сделать общий вывод. Для решения рассматриваемой проблемы необходимо создание ФЗ «Об административных процедурах», иные варианты не решают сложившуюся ситуацию или же усугубляют ее. Нерациональным, на наш взгляд, является излишняя «заурегулированность» общественных отношений по получению публичных услуг или, наоборот, отсутствие общих принципов такового. Существование административных регламентов не влияет на качественную характеристику предоставления публичных услуг, так как уделяет внимание частному, практически игнорируя общее. Отсутствие в российской доктрине баланса регулирования приводит к повышенной коррупции, затруднению в получении публичной услуги заявителем, нарушению сроков, делая, тем самым, услугу некачественной. Административные регламенты, действительно, являются устаревшей формой «управления» процедурами по получению публичных услуг. И этим балансом, несомненно, выступает ФЗ «Об административных процедурах», который решит эти и многие другие проблемы, как правового, так и неправового характера. Список литературы 1. Малявина Н. Б. «Административные процедуры в зарубежных странах»// Вестник Челябинского государственного университета, 2008. 2. Хазанов С.Д. Административные процедуры: определение и систематизация // Российский юридический журнал № 1. 2003. с. 59. 3. Хазанов С. Д. «К проблеме формирования административных процедур»// Административное право и процесс № 4. 2005с. 46. 4. Ян Ц. Основы законодательства об административных процедурах в Германии // Ежегодник публичного права 2014. с. 362. 5. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 25.09.2018) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", "Собрание законодательства РФ", 18.08.1997, N 33, ст. 3895. 6. Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 N 373 (ред. 17.11.2018) «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", "Собрание законодательства РФ", 30.05.2011, N 22, ст. 3169.