Простой на первый взгляд фильм, который изначально носил рабочее название «Звездная пыль», содержит несколько философских смыслов и оригинальную концепцию.
Буквально секунда нужна для того, чтобы двум, незнакомым между собой ранее, жителям Москвы попасть на планету Плюк в другую систему ценностей, в эпоху развитых технологий, которые легко сочетаются с глубоким социальным упадком. Место действия подобрано очень удачно – пустыня.
Здесь каждый за себя, самое важное – материальные ценности, полная духовная пустота привела к появлению крайне ограниченного языка, напоминающего набор междометий.
Очевидно, что жители планеты Плюк куда более развиты, чем земляне, они могут читать мысли и усвоить любую информацию на пару минут. Но все это не спасает их цивилизацию от упадка, однако сами они не способны этого понять, поэтому их вполне устраивает такой мир.
Новая реальность заставляет обычного советского человека частично пересмотреть свои взгляды и стать более гибким в общении с собеседниками. Данелия очень тонко показал, как реальность меняет человека, у которого с детства сформировались определенные принципы. Получается, что все советская действительность для Владимира Николаевича Машкова, не более чем привычка. В новой реальности он постепенно принимает ее правила.
С другой стороны, меняются и главные герои фильма с планеты Плюк – Уэф и Би. Меркантильные и циничные представители другой цивилизации позже совершенно искренне пытаются помочь скрипачу и Владимиру Николаевичу вернуться домой, рискуя быть превращенными в растения. То есть эволюционируют все герои.
Интересно представлено в фильме «Кин-Дза-Дза!» правительство Плюка, живущее на другой планете. Дела до простых людей ему нет, Смотритель и вовсе занят своими делами. Народ же разделен на пацаков и чатланинов по принципу разделяй и властвуй.
Один из главных образов фильма – спичка, она же – главное богатство, так как в отличие от денег в виде жестянок, спичка представляет не только энергию, но и конкретное знание – как ее использовать, а это на планете самое главное.
Режиссер фильма Георгий Данелия выступил с позиции братьев Стругацких, показав с космополитических позиций мир будущего, где есть материал и энергия, но нет энергия. При этом, режиссер постепенной трансформацией героев выразил уверенную надежду на их человечность в любых условиях.