В рамках приема граждан, проводимого в Браславе членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, генеральным директором «Витебскоблдорстроя» Владимиром Матвеевым, подробнейшим образом рассмотрели ситуацию вокруг моста, соединяющего деревни Михеевцы и Заречье Слободковского сельсовета. За свою характерную форму сооружение получило народное название Горбатый.
Дело в том, что с недавнего времени моста как такового нет: он разрушен. Построенное и ремонтируемое лишь силами местных жителей, сельсовета и отдельных организаций сооружение не выдержало массы груженого гравием грузовика. Одним опрометчивым решением кто-то не просто проломил бревенчатую конструкцию, но и породил массу проблем, в том числе, вполне вероятно, себе самому.
Местные говорят, что строительный материал из закрытого, кстати, карьера здесь возили регулярно. Мост же до поры до времени выдерживал такую наглость благодаря определенному запасу прочности, оказавшемуся, как выяснилось, небезграничным. По словам председателя сельсовета Павла Антоненка, он пытался бороться с нарушителями, но тщетно. Результат плачевен: теперь, чтобы из тех мест добраться до Браслава, нужно преодолеть порядка двадцати километров пути вместо шести, а две соседние деревни потеряли короткое сообщение. Но главное даже не это. Мост давно стал частью районной туристической инфраструктуры, причем и как звено в цепочке живописных маршрутов, и как самостоятельный объект.
На этом и заострила внимание жительница деревни Заречье, которая пришла на прием, заручившись поддержкой нескольких десятков односельчан. Заявительница просила В. Матвеева помочь в разрешении проблемы, найти способ восстановить переправу. Стоит отметить, что ситуация имеет ряд осложняющих моментов: мост ни у кого на балансе не состоит и вообще вроде бы как не существует, при этом находится в водоохранной зоне. По обрывочным данным, он был построен около 20 лет назад по инициативе местных жителей при поддержке национального парка и сельсовета, а позже подвергался основательному ремонту и тоже по принципу «всем миром». Сейчас же де юре никто не имеет права вкладывать в сооружение средства.
Для решения вопроса парламентарий буквально устроил мозговой штурм. Участие в нём приняли и руководство района, и дорожные организации, и сельхозпредприятие, и, естественно, сельсовет. В первую очередь выяснили, что в экономике региона мост не участвует, что избавило от необходимости планировать проход по нему тяжелой техники. Зато для людей переправа оказалась очень важна – это подтвердили все участники встречи. С учетом упрощенного «техзадания» необходимость возводить капитальное сооружение также отпала.
В итоге остановились на варианте, который можно назвать компромиссным: мост необходимо восстановить методом «народной стройки» в его прежнем виде, он должен не только обеспечивать пешую переправу, но и выдерживать проезд легкового транспорта. Не допускать же проезда тяжелых машин, считает В. Матвеев, в интересах самих местных жителей, со стороны которых также ожидается значительная инициатива.
К слову, такая толока подразумевает участие многих субъектов: в национальном парке пообещали лес, «Слободка-агро» подсобит бригадой рабочих, дорожники – техникой, сельчане – личным участием и при необходимости копейкой, организационные функции взял на себя сельсовет. Планируется, что при благоприятном стечении обстоятельств мост будет восстановлен уже к Новому году. «Мгновенных решений в таких случаях не бывает, но всегда можно прийти к конструктивному результату, особенно действуя сообща. Если мост нужен людям, он должен быть», – резюмировал парламентарий. ■