Вообразим ситуацию из фэнтези про “попаданцев”. В Москву-1771 переносится современный человек.
И оказывается посреди Чумного бунта.
Напомню, как это было. Во время эпидемии обезумевшая толпа ломанулась громить карантины и больницы. Первой жертвой оказался архиепископ Амвросий, который пытался остановить распространение заразы и запретил массовое поклонение иконе, якобы сильно помогавшей от чумы, а саму икону убрал от греха подальше. За такое святотатство архиепископа забили кольями.
Примем как условие, что наш путешественник во времени получил более-менее научное образование, после которого духовно не возрождался (через канал “Царьград”); соответственно, он не испытывает симпатий к крепостному праву и абсолютизму. Оказавшись в XVIII веке, он видит своими глазами, как бедность народа, плохое питание и бытовая антисанитария способствовали инфекции, и может оценить качество тогдашних противоэпидемических мер. Ведь наука об инфекционных болезнях только-только зарождалась, начальство было коррумпировано и ненадежно: в критический момент главные должностные лица просто сбежали из Москвы, бросив врачей на произвол судьбы, т.е. толпы.
И что же: пришельцу из XXI века следовало бы отнестись с пониманием к зомби-апокалипсису? Поддержать такую разновидность революционного движения масс?
Наверное, нет. Это было бы поддержкой не народа, а его болезни (конкретно бактерии Yersinia pestis). Болезнь - не альтернатива никакому политическому режиму, даже реакционному. А чтобы использовать эпидемию как рычаг для раскачивания власти, нужно быть нравственно ближе к вышеупомянутой чумной палочке, чем к Homo sapiens.
Сцены из 1771 г. повторились во время эпидемии холеры в 1830 - 1831 гг. Долой карантин, врачи всё врут, “никакой холеры нет, а на улицах хватают здоровых и их в больницах отравляют ядом и даже живых кладут в гроб”.
Никогда не думал, что без машины времени столкнусь с чем-то подобным, и не в сводках новостей, а в своем ближайшем окружении. Т.н. “ВИЧ-диссидентство” (“СПИДа не существует, это заговор американского империализма против размножения свободолюбивых народов”) распространялось в основном на Африканском континенте, Россию практически не затронуло. Сейчас бредни по поводу COVID-19 массово воспроизводятся среди моих соотечественников с дипломами солидных вузов.
Пытаюсь общаться с ними как со здоровыми цивилизованными людьми. “Скороспелые вакцины сомнительной эффективности”? Что ж, давайте конкретно по каждой. К “Спутнику” аргументированных претензий нет даже у конкурентов. Побочные эффекты минимальны (намного опаснее пользоваться автотранспортом). Не верите нашим чиновникам - ОК, я тоже не верю, вот вам данные из Аргентины. Сомневаетесь в эффективности прививки? Вот результаты моих собственных анализов на нейтрализующие антитела. Неужели производители тест-системы Abbott сговорились с нашим центром Гамалеи? Боитесь QR-кодов, как ока Саурона? Но вы и без них под контролем - с тех пор, как приобрели смартфон (у меня его, кстати, нет). Наконец, статистика смертности там, где носят маски и прививаются, - и там, где продолжаются дискуссии о “недопустимости принуждения”. Сравните.
Бесполезно.
В ответ мне воспроизводят по кругу одни и те же заклинания про “сегрегацию” и “концлагерь”. По мере обострения процесса добавляется наркоманская лексика (“вмазаться”, “ширево” etc.) и откровенная шиза типа “население будет лишено иммунитета, чипировано и подсажено на субстанции, меняющие сознание”.
Здесь нет позиции, с которой можно отнестись с пониманием (даже частичным). И спорить не о чем. Больные выступают не против каких-то конкретных неправильных постановлений или неэффективных препаратов. Они против любых мер, которые могли бы помешать свободному распространению заразы (пока не было вакцин - проклинали “намордники”).
За два года медицинская наука собрала огромный материал по проявлениям коронавирусной инфекции: респираторным, желудочно-кишечным и пр. Видимо, есть и такое специфическое осложнение, которым должны заниматься психиатры.
Илья Смирнов, историк
Не забывайте подписываться на наш канал!
Еще больше новостей по социально-трудовой тематике вы найдете на сайте газеты - www.solidarnost.org