- это инвестиционная площадка, или еще одно "поле чудес" на территории региона? Кто виноват в том, что тормозится реализация инвестиционных проектов по диверсификации моногородов в регионе?
Как и обещали, редакция «Мультифора ТВ», по результатам своих журналистских расследований, продолжает освещать тему, касающуюся реализации крупных инвестиционных проектов в регионе, в частности так называемых территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР). Их у нас в области реализуется всего - 2 (два). Это ТОСЭР "Линево" и "Горный".
Как реально обстоят дела в ТОСЭР "Линево" редакция уже информировала читателей в своей предыдущей статье.
Теперь попробуем рассмотреть, а что же происходит у нас в настоящее время на инвестиционной площадке ТОСЭР "Горный".
Немного истории: р.п. Горный образован в середине ХХ века для добычи камня, который использовался для перекрытия Оби при сооружении Новосибирской ГЭС. Население - 9,4 тыс. человек. Площадь - 7464га. Градообразующее предприятие: Горновский завод спецжелезобетона - филиал АО «БетЭлТранс», на нем работает четверть трудоспособного населения, еще 8% заняты на каменном карьере АО «Новосибирское карьероуправление». В настоящее время почти половина населения работает вне поселка. В общем, р.п.Горный в классическом виде представляет собой обычный моногород, со всеми вытекающими из этого проблемами.
Весной 2019г., в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.04.2019г. №429 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Горный», на территории поселка была создана инвестиционная площадка, под развитие, которой было выделено более - 150 га.
Судя по анонсам пресс-службы правительства региона ТОСЭР «Горный» является одной из наиболее привлекательных площадок региона для локализации бизнеса, которая позволит к 2028г.: диверсифицировать экономику города; снизить зависимость от градообразующего предприятия; повысить инвестиционную привлекательность города; создать более - 650 постоянных рабочих мест; привлечь - 3,5 млрд. руб. инвестиций (!).
Прошло фактически уже 2 года с момента создания ТОСЭР "Горный", редакции кажется, что уже можно подвести какие-то предварительные итоги ее деятельности и перспективы развития.
Так в настоящее время официально зарегистрированы, либо ожидают присвоения статуса резидента ТОСЭР "Горный" 4-е коммерческие структуры. Вот что удалось узнать о них из официальных источников:
1. ООО «Диабаз», зарегистрировано в качестве резидента в марте 2021г. Инвестиционный проект «Развитие производства диабазовой муки». Планируется выпускать до - 7 тыс. тонн продукции в год. Инвестиции в проект - 14 млн. руб., из них - 43% собственные средства, и - 57% заемные. Предполагается создать - 14 новых рабочих мест;
2. ООО «Горный Базальт», ожидает получение статуса резидента. Инвестиционный проект: «Строительство завода по производству теплоизоляционных изделий из базальтового волокна». Общая сумма инвестиций - 334 млн. руб. Срок реализации проекта - 2022г. Планируется создать - 57 новых рабочих мест;
3. ООО АГРОФИРМА «НОВЫЙ ПУТЬ», ожидает получение статуса резидента. Инвестиционный проект: «Строительство тепличного комплекса для производства сельскохозяйственной продукции». Под тепличное хозяйство планируется выделить в аренду земельный участок площадью - 2,5 га. Инвестиции в проект - 56,23 млн. руб. Планируемое количество новых рабочих мест - 68. Ввести комплекс в эксплуатацию планируется к 2023г., выход на полную проектную мощность ожидается в 2026г.
4. ООО «Шантон», ожидает получение статуса резидента. Инвестиционный проект: «Строительство грибного комплекса полного цикла". Инвестиции в проект - 500 млн. руб. Компании был выделен земельный участок под строительство комплекса. К возведению комплекса мощностью до - 900 т/г планировалось приступить весной 2021г. Планируемое количество рабочих мест – 38.
Прожекты резидентов, конечно, впечатляют, но редакции, да наверно и нашим читателям, особенно жителям, проживающим на этой самой территории опережающего социально-экономического развития, хотелось бы знать, а как реально обстоят дела с реализацией этих инвестиционных проектов на местах, привлечением инвестиций, созданием новых рабочих мест и т.д.
Для этих целей мы запросили интересующую нас информацию в Минэкономразвития Новосибирской области и администрации Тогучинского района.
Вот что нам ответили: в областном бюджете на 2021г., предусмотрены субсидии на реализацию мероприятий по созданию объектов инфраструктуры на ТОСЭР «Горный» в сумме - 66,55 млн. руб., в том числе возмещение затрат инвестора по созданию объектов инфраструктуры - 11,9млн. руб. Объем инвестиций, осуществленных непосредственно резидентами ТОСЭР «Горный» составляет - 1,376 млн. руб. (!) В настоящее время только один резидент ТОСЭР «Горный» фактически осуществляют свою производственную деятельность. По данным администрации Тогучинского района инженерная инфраструктура выполнена в полном объеме только для ООО «Диабаз», для остальных инвесторов планируется начать выполнение работ по возведению инженерной инфраструктуры только в 2022г. (?!)
Интересно, а на что тогда были потрачены выделенные в 2021г. из бюджета Новосибирской области денежные средства в объеме - 66,5 млн. руб. Ведь как следует из ответа Минэкономразвития денежные средства как раз и были выделены правительством Новосибирской области на разработку ПСД и строительство объектов инфраструктуры. Чиновниками планировалось до конца текущего года обеспечить полностью всей необходимой инфраструктурой инвестиционные площадки, чтобы дать старт намеченным к реализации проектам. Похоже, не получилось. Ни один муниципальный контракт так и не был реализован в этом году. Правда, вот куда все-таки были потрачены бюджетные средства, хотелось бы знать. Придется поинтересоваться еще у администрации Тогучинского района.
Одним из основных показателем эффективности ТОСЭР, как инструмента поддержки развития моногородов изначально было определено создание новых рабочих мест.
Всего за период 2019-2021г.г. в ТОСЭР «Горный» было запланировано создание - 177 новых рабочих мест. Согласно данным, взятым из открытых источников (https://www.rusprofile.ru) в настоящее время - 16 человек работает в ООО "Диабаз" и по одному сотруднику числится в штате у других резидентов (наверно в качестве директоров), в общем, будем считать, что создано новых рабочих мест - 19. И всего то!
Да, показатели, если честно сказать, не совсем впечатляют. В принципе правительство Новосибирской области и само признает низкий экономический эффект от деятельности резидентов ТОСЭР на данном этапе. По мнению чиновников, для этого есть несколько причин:
- это в целом сложившаяся общеэкономическая ситуация в стране в условиях пандемии Covid-19, когда внутренние планы (стратегии) инвесторов были изменены в сторону сохранения имеющихся параметров бизнеса, а не его расширения;
- отсутствие уже готовых инфраструктурных мощностей для инвесторов (так создание инфраструктуры в «чистом поле» требует больших средств со стороны регионального бюджета, зачастую не оправданных экономическим эффектом от реализации проектов);
- достаточно сложный и растянутый во времени механизм привлечения федерального финансирования на развитие инвестиционных площадок. В своей предыдущей статье редакция уже затрагивала эту тему, освещая истинные причины ликвидации "Фонда развития моногородов" (далее - Фонд), отвечающего за распределение федеральных средств по регионам на реализацию программы развития моногородов. Так при софинансировании Фондом регионов, предполагалось строительство инженерно-транспортной инфраструктуры ТОСЭР аж до 95% от стоимости проекта: сетей водоснабжения, водоотведения, тепло, электро- и газоснабжения, а также автомобильных дорог и железнодорожных веток, линий связи. Однако в связи с передачей правительством РФ в ноябре 2020г. полномочий Фонда - госкорпорации ВЭБ РФ софинансирование ТОСЭР в регионах было временно приостановлено.
Несмотря на то, что в соответствии с федеральным и региональным законодательством резидентам ТОСЭР на территории Новосибирской области с момента получения статуса резидента предоставляются существенные налоговые льготы и преференции (подтверждается налоговыми органами), большого ажиотажа среди коммерческих структур стать участниками этого инвестиционного проекта мы пока не видим.
Да и из тех, кто официально уже зарегистрировался в ТОСЭР, за исключением нескольких резидентов, так никто еще и толком не начал работать. Соответственно в ближайшее время, да и в обозримом будущем, каких либо инвестиций, создание новых рабочих мест, диверсификации экономики моногородов и т.д. ждать не приходиться.
По данным налоговой службы всего несколько резидентов в настоящее время в обоих ТОСЭР осуществляют хозяйственную деятельность это: ООО «ПК» "Профильсталь» (Линево), ООО «НовАЗ»(Линево) и ООО «Диабаз» (Горный). Так за период 01.01.2019г. по 01.07.2021г. ими было уплачено в консолидированный бюджет РФ - 3.1 млн. руб. и в государственные внебюджетные фонды - 1.2 млн. руб.
Вот интересно, а сколько удалось этим резидентам сэкономить средств на налоговых льготах и преференциях при осуществлении своей коммерческой деятельности, за период нахождения в статусе резидента ТОСЭР. Налоговые органы, почему то отказываются предоставить эту информацию редакции, ссылаясь на ведомственные ограничения. А жаль. Говорят в чужой карман не прилично заглядывать, но поверьте у редакции к этому не праздный интерес.
Так как к этим резидентам у редакции тоже есть определенные вопросы. Мы уже писали в предыдущей статье свои подозрения по поводу деятельности резидента ТОСЭР "Линево" -ООО «ПК «Профильсталь» и реализации им инвестиционного проекта «Создание завода по производству изделий и профилей, выполненных с помощью холодной штамповки и гибки». По странному стечению обстоятельств в районе р.п. Линево также располагаются производственные мощности крупного производителя в регионе кровельных и фасадных материалов/конструкций ООО "Металл профиль Восток". Не исключена вероятность того, что вновь зарегистрированный резидент ТОСЭР просто занимается реализацией товаров и услуг, произведенных этим производителем, получая при этом, существенные налоговые льготы и преференции как резидент ТОСЭР.
Насколько известно редакции в р.п. Горный раньше также располагалось производство по изготовлению диабазовой муки. В данном случае также не исключена вероятность того, что вновь созданное ООО, и зарегистрированное в качестве резидента ТОСЭР, использует уже имеющиеся мощности для реализации продукции под своим именем, получая при этом налоговые льготы и другие преференции (так например компания "Диабаз" получила льготный заем в размере 5 млн. рублей по ставке - 3,25% (!) от Фонда микрофинансирования Новосибирской области).
Также резидентам ТОСЭР предусмотрено бесплатное подключение к муниципальным сетям и низкие тарифы на электроэнергию. Тоже неплохое подспорье для бизнеса.
Вот только объем инвестиций, осуществленных непосредственно резидентами ТОСЭР «Горный» как то не соизмерим с теми преференциями и налоговыми льготами, которые им предоставляются, всего то - 1,376 млн. руб. Хотелось, чтобы налоговые органы все-таки заинтересовались этими резидентами и проверили их деятельность, может быть подозрение редакции не беспочвенно.
Как показывает практика, в последнее время инвесторов желающих стать резидентами ТОСЭР немного. Так в чем же причина? Давайте разберемся.
По мнению специалистов, основным дестабилизирующим фактором для инвестора в принятии решения по участию в проекте и его реализации в перспективе, является долгое ожидание создания готовой инфраструктуры, экономически получается не выгодно ждать, когда все построят и подведут коммуникации.
В качестве косвенного подтверждения этого может, служит то, что в 2021г. из реестра ТОСЭР "Линево" уже вышли следующие резиденты: ООО «Эвалинк» (учредитель ООО «Обувь России»), ООО «Лантан», ООО «АМИ». Под вопросом стоит и дальнейшая перспектива участия в ТОСЭР "Горный" резидента - ООО "Шантон" (так по данным Минэкономразвития Новосибирской области реализация инвестиционного проекта инвестором отложена на неопределенный срок из-за изменения стратегии компании).
Как мы видим, причина ухода резидентов ТОСЭР проста, местные муниципальные власти не торопятся обустраивать инженерную инфраструктуру территорий отведенных по ТОСЭР, а зачастую просто банально "тырят" даже те скудные ассигнования, которые выделяются (редакция уже писала об этих фактах в своей предыдущей статье по ТОСЭР "Линево").
Заказчиком строительства объектов инфраструктуры ТОСЭР выступают администрации муниципальных образований, которые осуществляет процедуру отбора подрядных организаций для проведения проектных и строительных работ, контролирует ход их исполнения. Распорядителем бюджетных средств выступает Министерство ЖКХиЭ Новосибирской области. Получается, что если что, то есть с кого спросить.
Редакция и в этот раз решила не отходить от своей практики, и проверила в «живую», как на месте обстоят дела, с обустройством этой самой инфраструктуры на территории опережающего социально-экономического развития "Горный".
И знаете, что увидели там наши журналисты, не поверите, как всегда, опять голые поля и заброшенные участки.
Представим к вниманию читателей для наглядности несколько фотоснимков (можно было бы и еще их больше представить, но поверьте, на них тоже ничего нет) с разных ракурсов инвестиционных площадок ТОСЭР "Горный" (фотографии были сделаны в августе 2021г., кстати, и к сегодняшнему времени ни чего не изменилось).
В ТОСЭР "Линево" хоть какие-то признаки "деятельности" были видны на территории инвестиционной площадки, а здесь сами все видите.
Так вот в период создания в 2019-2020г.г. инвестиционных площадок ТОСЭР в регионе, и регистрации резидентов в открытой печати местные СМИ, ссылаясь на интервью чиновников правительства Новосибирской области, много писали красивых реляций и прожектов на эту тему.
Особенно, на этом поприще, отметилось областное АО "Агентство инвестиционного развития Новосибирской области" (далее – АИР). На официальном сайте АИР позиционирует себя в качестве куратора всех инвестиционных проектов в регионе, в том числе по привлечению инвесторов в ТОСЭР. Процитируем по этому поводу руководителя агентства А.Зырянова: - «Агентство — это как единое окно, в которое обращается инвестор. Мы берем на себя решение организационных вопросов, и это позволяет предпринимателям сосредоточиться на бизнесе»... Вообще странная, какая то организация это агентство с непонятными функциями и задачами, находящаяся на бюджетном финансировании, и к тому же ни за что не отвечающая. Оказывается контроль, за выполнением резидентами всех условий реализации своего инвестиционного проекта на территории ТОСЭР возложены исключительно на Минэкономразвития Новосибирской области и администрации муниципальных образований. Эту информацию нам любезно предоставила само АИР, куда мы обратились, как курирующей организации, по вопросам реализации инвестиционных проектов в ТОСЭР в регионе.
Интересно получается, одни презентации проводят, а другие за все это должны потом отвечать (!).
Как наверно читатель заметил в последнее время, что то очень мало на тему о ТОСЭР в СМИ стали писать. Знаете почему? Да потому, что похвастаться то не чем. Ведь здесь на что рассчитывали чиновники, что польются потоком бесконтрольно бюджетные средства через "Фонд развития моногородов" на реализацию программ развития моногородов в регионе. Здесь как говориться можно и что-то построить, а что-то и "попилить", а тут возьми и случись оказания, новый премьер-министр Мишустин осенью 2020г. эту лавочку прикрыл, ликвидировав по причине коррупции и казнокрадства институты развития, опасаясь дальнейшего разворовывания бюджетных средств. И когда теперь вопросы федерального софирансирования территорий опережающего социально-экономического развития в регионах будут решены, пока никто не знает.
Вот и получается, что местным чиновникам нести этот груз тяжело (ввиду отсутствия необходимых денежных средств в бюджете региона для финансирования в полном объеме эти инвестиционные проекты), а бросить нельзя (сильно уж распиарена эта тема, да и по шапке можно из центра за это получить, проблемы то государственные).
Посмотрим, как дальше будут развиваться события. Редакция планирует и дальше отслеживать ситуацию по реализации инвестиционных проектов ТОСЭР в регионе.
Да и хотелось бы еще, чтобы наши доблестные правоохранительные органы все-таки поинтересовались у чиновников регионального Правительства, что там вообще происходит на этих инвестиционных площадках на самом деле, и куда тратятся бюджетные средства.
Обращение к читателям:
Если вы стали очевидцем ЧП или чего-то необычного, а также, если Вам есть чем поделиться с жителями города и региона на злободневные темы обращайтесь в редакцию:
адрес: э/почты: multiforatv@gmail.com
И не забудьте подписаться на нас в соцсетях