Найти в Дзене
Remont1969

Приключения австралийцев в пустыне. 1st Armoured Car Battery. 1916. Часть 4. Боевой пулемётовоз New Hudson

Краткая история мотоцикла-пулемётовоза New Hudson 6hp в составе созданного в середине 1916-го года автоброневого подразделения австралийских добровольческих сил - 1st Armoured Car Battery.

Включенный в состав первого австралийского подразделения боевых машин мотоцикл должен был выполнять роль разведчика и связного. Пулемётовозом он скорее всего стал случайно. New Hudson 6hp - просто хороший британский V-twin c коляской. Но этот мотоцикл есть почти на всех фотографиях 1-й секции австралийских бронеавтомобилей Австралийских Имперских Сил (AIF), сделанных в 1916-м году, и заслуживает хотя бы упоминания.

New Hudson 6hp Gun Carrier/Пулемётовоз на мотоцикле Нью Хадсон

Страна: Австралийский союз (Доминион Великобритании)

Год выпуска: 1916

Производитель: Vulcan Engineering Works

Кол-во: 1

Вооружение: M1895 Colt–Browning machine gun

Экипаж: 2

Бронирование: не бронировалась

Шасси: New Hudson 6hp Master Model Big Six

Производитель шасси: New Hudson Cycle Co

Двигатель: 6 л.с., 770 см³

Где посмотреть: Национальный мотоциклетный музей. (The National Motorcycle Museum Coventry Road Bickenhill, Solihull, West Midlands, B92 0EJ, United Kingdom (https://www.nationalmotorcyclemuseum.co.uk/

Использование в качестве боевых машин мотоциклов имеет самую давнюю историю среди всех моторных транспортных средств. Если считать трициклы и квадроциклы предками настоящих мотоциклов, то на переломе веков Симмс и Падингтон в Британии, Дэвидскон в САСШ, а Луцкий в Германии пытались построить коллаборацию двух новинок конца 19-го века - велосипеда с мотором и пулемёта. Военные не были готовы не только к подобным объединенным нововведениям, но и вообще к принятию обоих новинок по отдельности. Должно было изменится не только их мышление, но и сама техника должна была совершить качественный скачок на следующий уровень. Это и случилось к началу второго десятилетия 20-го века: и пулемёты, и мотоциклы стали достаточно надежными и привычными изобретениями механического века.

Истории разных вариантов "боевых мотоциклов" Первой мировой войны" будет посвящен отдельный цикл статей в самом конце запланированного проекта о боевых машинах Первой мировой войны. Но рассказ об австралийском Нью-Хадсоне правильнее сделать здесь в материалах об 1-м австралийской автобронеcекции - 1st Armoured Car Section, в которуюй этот мотоцикл входил.
1st Armoured Car Battery. в полном составе слева-направо - тендер Минерва, броневики Мерседес и Даймлер и пулемётовоз Нью-Хадсон в Египте на базе Минья
1st Armoured Car Battery. в полном составе слева-направо - тендер Минерва, броневики Мерседес и Даймлер и пулемётовоз Нью-Хадсон в Египте на базе Минья

Оснащение мотоциклом создаваемой в 1916-м году первой австралийской бронетанковой части - 1st Armoured Car Section было вполне естественным, батарея создавалась как самостоятельное боевое подразделение, в которое входили две боевые машины, блиндированные и вооруженные пулеметами во вращающихся башнях на шасси Мерседеса и Британского Даймлера, и машина тендер для перевозки имущества и боеприпасов на шасси автомобиля Минерва. Для связи между боевыми машинами между собой и с командованием, а так же для разведки предусматривалось легкое транспортное средство - мотоцикл. Можно предположить, что именно Нью-Хадсон оказался в подразделении во многом случайно, условно дареному коню в зубы не смотрят. Это мог быть любой мотоцикл того времени. Что подарили, на том и ездили, а подарили двухцилиндровый мотоцикл британского производства New Hudson Master Model Big Six.

New Hudson Cycle Co. была создана в 1890 году в Бирмингеме и занималась выпуском того, что у британцев, скованных законом о механических средствах передвижения, по которому скорость машины фактически ограничивалась скоростью бегущего человека, разрешалось, то есть велосипедов, а точнее "безопасных велосипедов". "Безопасные велосипеды" Нью Хадсон были достаточно рядовыми, но отнюдь не дешевыми.
-2

В 1899-м году богемские предприниматели Лаурин и Клемент начали в городе Млада Болеслав производство первого мотоцикла современного типа - Laurin & Klement Slavia A. Конечно самодвижущиеся велосипеды, типа "мопедов" русских эмигрантов во Франции Братьев Вернер или странных немецкие экспериментов Даймлера с Daimler Reitvagen или фирмы Hildebrand a Wolfmüller с индивидуальными транспортными средствами, случались и до L&K, но именно мотоцикл - относительно мощное, хорошо управляемое и имеющей потенциал к развитию с нормальной компоновкой - "мотор между ног" - средство передвижения построили именно в Младо Болеславе. Наиболее близким был путь к мотоциклу у производителей велосипедов и неудивительно, что на ежегодной выставке Stanley Show в ноябре 1902 года New Hudson Cycle Co показала два мотоцикла - один с двигателем De Dion-Bouton мощностью 2 л.с., а другой - с двигателем Minerva. Конструктивно изделие фирмы Нью Хадсон было фактически копией более раннего богемского мотоцикла Laurin & Klement Slavia и успеха не имело, за три года те же L&K шагнули далеко вперед в развитии мотоциклетной техники.

-3

В 1910-м году компания из Бирмингема снова попробовала выйти на рынок мотоциклов, но уже с двигателями как собственного производства, так и опционально с моторами от одного из лучших поставщиков мотоциклетных моторов в Европе - фирмы JAP. К ноябрьской мотоциклетной выставке 1913 года предлагаемый ассортимент мотоциклов New Hudson Cycle Co. был расширен, одновременно с гражданским одноцилиндровым двигателем объемом 211 см3 бирмингемцы показали два мотоцикла, ориентированные на военных, которые всё активнее присматривались к двухколесных торпедам. Это была одноцилиндровая модель объемом 499 куб и двухцилиндровая Master Model Big Six с V-образным двухцилиндровым двигателем объемом 770 куб. см с 50-градусным углом развала цилиндров. New Hudson Cycle Co была одной из первых фирм, которая в стандартной комплектации установила на двухцилиндровые мотоциклы трехскоростные передачи.

Добавьте описание
Добавьте описание

Мощности в 6 л.с. и приемистости двухцилиндрового 770 кубового двигателя хватало и для уверенной езды с коляской, на заводе такие мотоциклы выпускали серийно с 1913-года - New Hudson 6hp Big Six Motorcycle Combination Frame. Мотоцикл представлял из себя стандартный твин с прикрепленной с левой стороны рамой, на которую уже можно было монтировать какие-либо надстройки в том числе пассажирские. Двухцилиндровый двигатель New Hudson имел объем - 770 куб.см, размер цилиндра - 76 мм. х 85 мм., два цилиндра были установлены под углом 50 ° друг к другу. Трехступенчатая коробка передач имела передаточные отношения 4 ¾, 7 ½ и 15: 1 соответственно. Привод на колесо осуществлялся цепью от двигателя и ремнем от промежуточного вала.

Даймлер и New Hudson еще в Австралии
Даймлер и New Hudson еще в Австралии

Именно такая машина и попала ещё до начала войны в Австралию, а затем была подарена формирующейся бронеавтомобильной секции. Хотя часто можно встретить ссылку на то, что Нью Хадсон ставил на свои V-twin двигатели JAP, конкретно к австралийскому мотоциклу и музейному в Британии это не относится, на этих машиных стоял собственный двигатель New Hudson. В качестве вооружения использовали версию знаменитого пулемёта Кольта образца 1895 - M1895 Colt–Browning machine gun под британский патрон .303 дюйма (7,7 x 56R мм). Для ведения длительной непрерывной стрельбы пулемёт для британцев получил тяжелый ствол, что должно было устранить перегрев оружия и его заклинивание - обычное дело для американской версии пулемёта. В результате оружие получилось достаточно тяжелым - более 18 килограммов. Пулемёт на треноге устанавливался на раму боковой коляски. Такое расположение совсем не предусматривало применение его на ходу, да и стрелять прямо с коляски было не удобно. Не оснащенная опорами, особенно учитывая конструкцию пулемёта с тяжёлыми качающимися узлами, коляска не была стабильным основанием для оружия, Единственным приемлемым использованием боевого мотоцикла было применение его как пулемётовоза.

New Hudson еще в Египте
New Hudson еще в Египте

Отправленная 20 июня 1916-года в Египет 1st Armoured Car Section вошла в состав 2-й Легкой кавалерийской бригады (2nd Light Horse Brigade) и была переименована в"батарею", став 1-й Австралийской Батареей бронированных автомобилей - 1st Australian Armoured Car Battery. Попав на базу в южноегипетской Минье вместе с 11-й и 12-й британскими легкими автобатареями (Light Motor Batteries), вооруженными бронированными Роллс-Ройсами, австралийцы приняли участие в боевых действиях против синуситов. Бронетехника австралийского подразделения не сильно подходила для этого театра военных действий. Мотоцикл автомобильной батареи не упоминается, как участвовавший в чём-то отдельном от боевой работы подразделения, да и вообще не упоминается в хроники боевых действий. Скорее всего с ним просто не было проблем, или он вообще не использовлся за пределами лагеря. Вместе с боевыми блиндированными машинами после трех месяцев боевой работы мотоцикл был сдан на хранение в Каир при перевооружении части на легкие патрульные Форд-Т, используя которые австралийцы и вошли в историю Первой мировой.

Даймлер и New Hudson еще в Австралии
Даймлер и New Hudson еще в Австралии

Один из мотоциклов New Hudson 6hp Big Six Motorcycle Combination Frame с коляской хранится в Национальном мотоциклетном музее Британии, в котором экспонируется более тысячи моделей 120-ти мотоциклетных марок. Так же еще несколько В-Твинов от Нью Хадсон принадлежат британским коллекционерам и их можно увидеть на слетах и смотрах.

Другие публикации о легких боевых машинах на шасси трициклов и квадроциклов можно в этом канале почитать здесь:

Драгуны на колёсах. Trycycle Gun Carrier. 1899. Боевые трициклы 26-го Среднеэссекского велосипедного

Pennington’s Machine Gun Carriage - история инженера-афериста

1.2. Loutzky Motor Schnelfeuergeschütz

Kriegsfahrzeug Cudell

3.1. Davidson-Duryea Light 3-Wheeled Car - Пулемет на колесах

2.2. Simms Motor Scout - Первый вооруженный автомобиль

Публикации о британских броневых машинах, которые принимали участие в боевых действиях со стороны союзников и машинах на шасси Мерседес можно посмотреть здесь:

Приключения австралийцев в пустыне. 1st Armoured Car Battery. 1916. Часть 1. Бронированный Даймлер.

Приключения австралийцев в пустыне. 1st Armoured Car Battery. 1916. Часть 2. Бронированный Мерседес.

Бельгийские пионеры. Часть 2. Automitrailleuse Minerva. Первые серийные бронеавтомобили

5.15. Бельгийские пионеры. Часть 8. Automitrailleuse Minerva. 1914. Полубронированные самоделки.

5.16. Бельгийские пионеры. Часть 9. Autocanon Minerva. 1914. Красиво, но бесполезно.

5.17. Бельгийские пионеры. Часть 10. Automitrailleuse Minerva. 1914. Командирская Минерва или Пежо?

5.19. Бельгийские аутсайдеры. Часть 16. Automitrailleuse Minerva. 1928. Последняя бронированная Минерва.

5.20. Бельгийские пионеры. Часть 17. Automitrailleuse Minerva. 1919. Модернизация первых броневиков.

5.21. Бельгийские пионеры. Часть 18. Automitrailleuse Minerva. 1928. Теперь и с башней.

Германские бронетяги. Часть 5. Radpanzer Minerva М1914. 1916. Германский фейслифтинг бельгийского броневика.

На службе короне...в Индии Часть 20. Minerva Armored car Indian Pattern. 1915. Не только в Бельгии...

Жестянка Лиззи для России. Ford Model T RNAS Armoured Car. 1916. Настоящая "техничка".

Бельгийские пионеры. Часть 4. Auto Blindée Mors. Франко-бельгиец. С лучшей стороны на обоих фронтах.

У страха глаза велики. Autocanon Ford model T. 1914. Подразделения пушечных машин на Таити.

Первый польский броневик. Ford FT-B. 1920. Жестянка Лиззи в бронированной конфедератке против РККА.


Источники:

David A Finlayson & Michael K Cecil. Pioneers of Australian Armour in the Great War. Pen & Sword Military. 2017

https://www.awm.gov.au/advanced-search?query=1st%20Armoured%20Car%20Battery&collection=true&facet_type=Photograph

https://www.gracesguide.co.uk/New_Hudson_Cycle_Co

https://www.veteranvogn.no/historikk/kongelige-minervaer/

https://cybermotorcycle.com/marques/new-hudson/new-hudson-1915-models.htm

https://www.awm.gov.au/collection/C1255520