В повести "Обелиск" Василь Быков описывает подвиг учителя, но не тот подвиг, который добывается с оружием в руках. Он описывает духовный подвиг учителя, который до последнего остался со своими учениками. Главный герой как Януш Корчак, даже перед лицом смерти не отказался от своих учеников и распил вместе с ними эту горькую чашу до дна.
В начале повести описывается то горе, которое хлебнуло человечество во время войны. Но это горе не сломило Русского человека, не превратило его в тряпку, не сделало нытиком своей тяжелой ноши. Люди не стали поддаваться уговорам лени, а стали больше трудиться и в итоге были награждены Страной, которая была первая в мире, во всех направлениях.
"Что мы сейчас есть как нация и граждане - это заслуга сельских учителей" - эта цитата лучше всех дает характер всей повести.
Перед началом войны из Белоруссии бежали Польские паны, которые местное население и за людей то не считало. Паны убежали оставив после себя множество искалеченных детских душ, которые излечивать пришлось нам. Учитель Мороз Алесь Иванович провел тяжелую работу с детьми и добился того, что они перестали бояться и почувствовали себя снова свободными людьми. А затем пошло учение и не просто учение, а приобщение к труду. Чтобы к детям пришло понимание, что только благодаря труду, человек может добиться многого.
Школа располагалась на территории бывшей польской усадьбы. Дети приютили бездомных собак, так как взрослым они были не нужны и они предложили их утопить. Не за долго до этого момента дети проходили Тургенева "МУ-му" и решили, что собаки будут жить в школе, учитель только порадовался этому поступку. Алесь Иванович постоянно сетовал, на то, что не хватает книг, ведь читать любят все.
И однажды на них свалилось счастье, в заброшенной усадьбе они нашли среди книг на иностранных языках, все тома толстого. Вывозили книги на подводе с лошадью, но учитель провалился под лед и потом заболел. Но будучи больным он читал детям вслух Толстого и объяснял нюансы. Читал детям "Войну и Мир". Он был одним из тех учителей, за которым бегали дети.
Прошло только несколько лет и дети стали забывать беспредел польских панов, переставали считать себя быдлом, начинали радоваться жизни, восхищаться природой, но пришла война.
Хоть и готовились к этой войне, а все равно оказались не готовы. Да как готовыми то быть если люди, которые занимали должности, были активистами, агитировали всех в комсомол, с криком "Кончилась Ваша власть" переходили на сторону немцев и становились полицаями. Если тот кому ты верил, чтобы спасти свою шкуру сдает тебя немцем.
Но учитель Мороз Алесь Иванович как ни в чем не бывало продолжил учить детей. Упрекали его многие при немецком режиме работаешь. Но ему было чего ответить. Пока есть возможность я буду учить детей. На нашу землю пришел агрессор, чтобы убить и поработить нас всех, - не будем учить детей мы, будут учить они. Немцы будут оболванивать наших детей насаждая им свою культуру. А я не затем их два года учил, очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь опять разчеловечили.
Немцы распространяют листовки, газеты провокационные ругающие нашу власть. Ругают капиталистов, буржуазию, но общими словами, ничего конкретного, а молодые поверят им. Это человек в возрасте уже с жизненным опытом - его не проведешь. Нет, за наших ребят я еще поборюсь !
И после того, как его учеников поймали полицаи и пытали. Учитель пошел к немцам. Нет он не сдался немцам, он пошел к своим ученикам, он даже не верил, что их оставят живыми. Учитель хотел до конца остаться со своими учениками, дать им понять, что они не брошены, они не одни. Поступок - героя. Учитель не боялся никого ни немцев , ни полицаев, потому, что он был духовно выше их и думаю они это чувствовали. Своим героическим примером учитель показал, как нужно защищать родину без оружия. Была и другая цель этого поступка, чтобы немцы видели какой настоящий Русский человек, не тот кто перешел в полицаи к ним, а тот кто до последней капли крови будет сражаться за свою Родину, за своих детей и почувствовали свою ущербность.
Заканчивается повесть душевными переживаниями автора, что у тех людей, которые знают о войне только по газетам, книгам и фильмам, появилась душевная слепота. Они стали относиться к войне как к чему-то обыденному, уже пройденному.
Душевная слепота зародилась, в 1960 годах, а что уж сейчас говорить, - нужно лечить !