Найти тему
GiDTrans.com

Монополии ответственны за кризис морских перевозок?

Экономист Марк Левинсон, написавший книгу о контейнерных перевозках, рассказал о том, что текущий логистический кризис связан не только с коронавирусом. По его мнению, причина в сознательных действиях монополистов и переориентации на мегакорабли. Он и ранее называл сверхбольшие корабли – основной проблемой морского транспорта.

С 60-х годов идет непрерывное укрупнение судов. Сейчас в порты заходит гораздо меньше кораблей, чем раньше. Но груза они везут намного больше. За счет этого создается повышенная нагрузка на портовые мощности, так как требуется больше времени на погрузку и выгрузку, а также площади для организации хранения и дальнейшей перевозки. В итоге, корабли проводят в гаванях больше времени.

А начиналось все в 60-х со здравой идеи: увеличить грузоподъемность судов, чтобы уменьшить издержки и сделать перевозки более эффективными. Это действительно позволяло уменьшить цены и нарастить объемы мировой торговли. Но только до 90-х годов. С 00-х рост размеров кораблей ускорился, но прирост эффективности от этого был уже в 4-6 раз ниже. И даже он осуществлялся в основном за счет более мощных двигателей и других технических решений, а не грузоподъемности.

При этом мега-корабли могут легко создать пробку в порту при любом внезапном изменении расписания.

Но, по мнению Марка Левинсона, от крупных судов не отказываются, потому что транспортные коллапсы выгодны монополистам. В первую очередь – контейнерным перевозчикам, таким как Maersk, MSC, COSCO, Evergreen. На всего 10 компаний приходится более 80% рынка.

Аналогичным образом выгоду извлекают и операторы терминалов порта, которые при любом дефиците могут взимать дополнительную плату, что увеличивает их прибыль.

Именно консолидация рынка привела к появлению настолько больших контейнеровозов. Отдельные судоходные линии просто не смогут гарантировать груз для надежной загрузки крупного корабля, но они могут сделать это благодаря взаимодействию друг с другом. Также они могут пролоббировать и строительство нужной инфраструктуры в портах.