Быть искушённым киноманом в наше время просто и абсолютно не всегда дорого. Как правило, достаточно поставить саундбар 2.1, чтобы получить хорошую сцену. И даже если стоит задача развернуть систему формата 5.1 с физическими колонками, уже есть модели с протоколом WiSA, которые избавляют от прокладки кабелей – сигнал передаётся без провода. Но что дальше? Только стандарт Dolby Atmos с источниками звука сверху, это формат 9.1. Реально ли получить такой в обычной квартире? Оказывается, да – и сейчас расскажем как.
Кто это всё придумал?
Сам формат появился относительно недавно, Dolby Laboratories в 2012 году показали первый фильм с пространственным звучанием Dolby Atmos. Суть его заключается в том, что режиссёр, в отличие от поканальной записи для классических форматов, продумывает, где должен находиться источник звука в трёхмерном пространстве, кодируя его параметры. Затем уже система кинотеатра, используя расширенный набор колонок, в буквальном смысле развешанных вокруг слушателя, c помощью специального алгоритма воспроизводит его максимально локализовано. Состав компонентов в оборудованных Dolby Atmos кинотеатрах доходит до комплектации 61.3, и это не предел. Главная же проблема в переносе этого стандарта в домашние решения – это как раз потолочные динамики для равномерного покрытия и возможности отразить высоту звука. Развернуть Dolby Atmos у вас дома – задача не из простых, и разные бренды предлагают свои решения, мы же рассмотрим подход американской марки JBL.
Многие из нас знают этот бренд по наушникам и портативным колонкам – который год компактные акустические системы JBL занимают первые места в чартах продаж. Но далеко не все знают, что история бренда очень плотно связана именно с сегментом кино. В далёком 1946 году Джеймс Боллоу Лансинг регистрирует торговую марку JBL и первыми разработками стали 15-дюймовый динамик D101 и басовый драйвер D175, которые используются в разных устройствах до сих пор. И хотя разработками кинозвука Джеймс занимался ещё раньше, в рамках компании Altec Lancing, именно создание специальных звуковых катушек для кинотеатрального динамика D130 обозначило дальнейший успех JBL. История основателя компании закончилась не очень благоприятно, а вот созданный им бренд благополучно дожил до наших дней и более того – по-прежнему создаёт одни из самых передовых звуковых устройств в сегменте домашнего кино.
Звук повсюду
Так каким же образом можно организовать систему 9.1, соответствующую стандартам Dolby Atmos? JBL предлагает для этого новую акустическую систему Bar 9.1 True Wireless Surround, и попробуем кратко разобраться, как она работает. Модель представляет из себя собственно звуковую панель с комплектным сабвуфером. При этом боковые сегменты саундбара отсоединяются от основного корпуса – чтобы их можно было разместить позади слушателя. Так создаётся изначально физическое окружение компонентами системы, и вы точно распознаете звук, который в фильме должен звучать сзади.
Дальше начинается магия цифр и алгоритмов: звуковая панель и отсоединяемые элементы укомплектованы отдельными динамиками, направленными вверх, то есть по сути система вопреки названию представляет компоновку 5.1.4 , где основные 5 каналов направлены на слушателя, 1 для низких частот и 4 отвечают за локализацию трёхмерного звучания. Таким образом, используя естественное отражение звуковых волн от потолка, устройство может декодировать сигнал Dolby Atmos и направлять конкретный звук туда, где он должен быть по задумке режиссёра. Как это ощущается на практике?
Когда вы используете обычную стереопару или стандартный саундбар 2.1, вы можете распознать, где происходит событие только в плоскости перед вами, слева или справа. С разными системами пространственного 5.1 вы уже можете ощущать звук, который происходит сзади и немного в стороне от вас. Появляется ощущение, что действие не просто перед вами, а как бы вокруг, но всё равно в плоскости. Оно может быть масштабным, задействовать сразу несколько каналов, но почти наверняка вы не различите пролёт самолёта от промчавшейся машины.
С системой Dolby Atmos у звука появляется высота и направление в объёме. Вы можете не только понять, откуда и куда движется объект, но и неплохо определить, насколько он далеко от вас находится. Система выдаёт максимум реалистичности, любая баталия насыщается масштабом. Но интересней даже эффект от тихих сцен: когда что-то происходит сзади, хочется обернуться и проверить, что же случилось во время кино в реальном мире. В любом случае, звук в JBL Bar 9.1 True Wireless Surround доставит вам немало интересных наблюдений и опыта.
Технический практикум
От эмпирических ощущений перейдем к сухим цифрам. В JBL Bar 9.1 True Wireless Surround включает 9 динамиков в самой панели, ещё по два динамика в каждом из отсоединяемых элементов, и отдельный 10-дюймовый сабвуфер. Всё вместе выдаёт 820 Вт мощности – такой системы хватит на очень большую гостиную. Устройство подключается к любому источнику с Pass-Through HDMI разъемом, поддерживает разрешение 4К и Dolby Vision. Для включения в мультирум-систему или стриминга доступны Google Chromecast и Apple Airplay 2, с телефона можно подсоединиться по Bluetooth. Есть поддержка и недавно появившегося в России Spotify. Можно долго перечислять кодеки и форматы, которые поддерживаются, но оставим их изучение за рамками материала, благо устройство абсолютно универсально. Что действительно важно – это эмоции, которые можно испытать с Dolby Atmos у себя дома, и просто не представляем сценарий, в котором JBL Bar 9.1 мог бы вас разочаровать.