«Все лгут» — частенько говорил доктор Хаус в одноимённом сериале. Эти же слова из года в год повторяют миллионы покупателей, обманутых на очередной фальшивой распродаже.
Значит ли это, что никому нельзя верить, а сэкономить на распродаже не получится? Вовсе нет! Сейчас я расскажу как не попасться на крючок доморощенных маркетологов.
Как появились распродажи?
Распродажа — это снижение цен на определённые товары. И под распродажей мы подразумеваем что-то массовое и общедоступное. Если вы сторговались на рынке с продавцом до скидки — распродажей это не стало.
Мнения относительно появления распродаж разнятся. Многие уверены, что их устраивали русские купцы на ярмарках ещё в допетровское время. Когда под конец ярмарки, чтобы не тащить скоропортящийся товар назад, по дешёвке продавали то, что не успели раньше — лучше получить хоть что-то, чем не получить ничего.
Фомин день
Со временем у московского купечества даже сложился обычай, в первый понедельник после Пасхи – Фомин день – отдавать остатки нераспроданных за год товаров «сидельцам», то есть своим же приказчикам. А уж те сбывали дармовой товар в полцены.
«Фомин понедельник – это ярмарка-гулянье, забавное изобретение русских купцов, которым заблагорассудилось условиться в день св. Фомы немножко поднадуть московских жителей, сбыв за порядочную цену гнилые и вышедшие из моды товары. Несмотря на то что всякий понимает эту совсем не глупую выдумку промышленности, слова дешевые товары заставляют толпу народа всякого звания отправляться с раннего утра в Ряды»
Кокорев Иван Тимофеевич «Москва в очерках 40-х годов XIX века»
На одной из таких ярмарок появилось выражение «остатки — сладки». В 1808 году с такими словами к известному в купеческой среде Михайло Федоровичу пристал назойливый торговец изюмом. Царьградский изюм был действительно хорош, цена — вдвое ниже обычной, вот Михайло и согласился. Правда «остатков» оказалось больше трёх килограмм...
Михайло Федорович решил, что раз уж он, тёртый калач и опытный торговец, попался на такую уловку, то простой люд клюнет на такую приманку. Уже через неделю над его лавками в Ножевом ряду появились объявления о распродаже остатков товаров по сниженным ценам. От покупательниц — а в Ножевом ряду, несмотря на грозное название, продавались в основном модная галантерея: кружево, перчатки, шляпки и обувь — не было отбоя.
Через год похожие объявления появились и у конкурентов торговцев мануфактурными товарами Локтева и Майко.
Всё по 5
За океаном же изобретателем распродаж принято считать Фрэнка Вулворта. В 1873 двадцатилетний Фрэнк работал простым продавцом. Ценников тогда не было, и цену назначал сам продавец, составляя мнение о платёжеспособности человека и выставляя персональный счёт. Но Фрэнк не любил общаться и плохо торговался, отчего его продажи шли из рук вон плохо.
Однажды владелец магазина поставил Фрэнку ультиматум: или он выполняет план, или ищет новую работу. За ночь юный продавец придумал отчаянный план. Френк пришёл на работу пораньше и на все товары налепил бумажные ярлычки с ценами. А весь залежавшийся на складе товар собрал в одну коробку, которую подписал «всё по 5 центов!». Эту коробку он поставил прямо у кассы.
Покупатели видели её и теряли голову – как же дёшево! Ранее не нужный хлам раскупали как горячие пирожки, а Френк едва успевал пробивать покупки. За день он перевыполнил план в шесть раз.
После этого Вулворт понял, что пора работать на себя. Он занял у друзей 300 долларов и открыл собственный магазин, в котором все товары стоили 5 центов. Первый магазин обанкротился за пару недель, но Френк не отказался от своей идеи. Он открыл новый магазин, расширив ассортимент — к пятицентовым товарам прибавились вещи, которые продавались за 10 центов. Этот формат взорвал рынок. К началу XX века в империю Вулворта входили 59 магазинов с общим оборотом более 5 миллионов долларов.
Моду на ценники и распродажи быстро подхватили другие магазины.
Через несколько лет стало заметно, что пик продаж приходится на первую пятницу после Дня Благодарения. Чтобы опередить конкурентов и выиграть битву за кошельки покупателей, магазинам приходилось снижать цены. Лучше продать больше, но с меньшей наценкой, чем остаться вообще без продаж. Американские бухгалтеры традиционно записывали расходы красными чернилами, а доходы – чёрными. И в эти день красные чернила им были не нужны. Отсюда и появилось знакомое всем название...
«Чёрная пятница»
Если в интернете вы наталкивались на видео, где обезумевшие люди сметают с полок всё подчистую, скорее всего, вы смотрите очередную запись именно с Чёрной пятницы.
В пылу азарта люди скупают всё — намного больше, чем планировали. И хоть скидки снижают прибыль продавца от продажи конкретного товара, общий оборот компенсируют эти потери. В экономике такая стратегия называется win-win. Или по-русски — все в выигрыше.
Однако, где пахнет большими деньгами, там всегда появляются мошенники.
Нечистые на руку продавцы и откровенные аферисты поняли, что слова «скидка» и «распродажа» - магические, после чего начали творить настоящие чудеса.
Как нас обманывают на распродажах
Самый популярный приём – фальшивые ценники. Скажем, в магазине лампа статуэтка стоит 200 рублей. Перед распродажей продавец пишет стоимость в 300 рублей, зачёркивает, указывает скидку 33% и подписывает 199 рублей внизу. Предложение смотрится очень соблазнительно из-за внушительной цифры скидки, вот только реальная выгода всего один рубль. Технически, закон соблюдён, скидка есть, но вот выгоды вам с этого почти никакой.
Второй приём – фальшивые скидки. Задолго до распродажи начинается подорожание товара, а в саму Чёрную пятницу цена становится прежней. Скидка есть, товар недавно стоил дороже, вот только реальной выгоды вам нет.
А третий приём – вместе дешевле. В комплекте несколько товаров, вместе получается бесспорно выгодно, вот только реально нужен вам только один, за остальные же вы переплачиваете просто так. С одной стороны, так действительно выгодно всем, но если бы вы взяли только что-то одно нужное – вы бы потратили меньше денег. Хотя, вдруг и вправду пригодится потом…
Или же можно просто подарить это тому, кому это пригодится. праздник же всегда найдётся: день Божоле, день святого Валентина, филиппинский новый год или же...
День холостяка
В Китае традиционно сильны семейные ценности. Одинокие мужчины подвергаются давлению со стороны общества и родных. Их называют «shengnan», что переводится как ненужный, оставленный.
Поэтому день холостяка стал символом борьбы с устаревшими устоями. в В 1993 году этот праздник придумали студенты Нанкинского университета.
Студенты без пар решили отмечать свою независимость, противопоставляя день четырёх единиц опостылевшему Дню святого Валентина. Со временем праздник начал распространяться за пределы кампуса и плотно вошёл в жизнь китайцев всех возрастов. Одиночество перестало быть пороком – оно стало осмысленным выбором или простой данностью.
И именно этот день Дэниэль Чжан посоветовал Джеку Ма, основателю Alibaba group, сделать днём распродаж.
Первый День холостяка состоялся в 2009 году на Taobao Mall, ныне известном, как TMall. Слоганом было «Даже если у вас нет парня или девушки, вы можете закупаться как сумасшедшие». Вся кампания держалась на призыве не грустить об одиночестве, а радовать себя, поскольку вы независимы и можете себе это позволить. Распродажа прошла успешно, а уже в следующем году в этот день продажи поднялись на 1700%. Общий оборот составил свыше 135 млн долларов.
И это с учётом того, что тогда будущий интернет-гигант Alibaba Group работал только на внутренний рынок!
В 2018 Alibaba зафиксировала рекордные продажи именно в день холостяка. За первые 85 секунд распродажи на разных площадках компании было продано товаров на 1 000 000 000 долларов, к концу первого часа оборот вырос до десяти миллиардов, а за день оборот превысил все тридцать.
При этом, «скидки на AliExpress» уже давно стали уничижительным термином для обозначения недобросовестных продавцов. Не было ещё ни одной распродажи, когда бы множество продавцов не обличали во лжи.
Как не дать себя надуть
Самый простой и эффективный способ избежать обмана – не брать то, что вам изначально не нужно.
- Заранее составьте список покупок и не отступайте от него! Если в списке будут только молоко, шорты и дрель, то и купить вам нужно только их. В противном случае, вы рискуете вернуться из магазина с полными руками, пустым кошельком и уже дома вспомнить, что молоко так и не купили.
- Начните заранее, за пару недель или даже месяц, отслеживать цены в магазине. Так вы узнаете, реально ли цена была снижена, или вам пытаются соврать. Благо, с помощью интернета сделать это элементарно.
- Ограничьте свой бюджет. Перекиньте деньги, которые вы можете позволить себе потратить, на отдельную карту и расплачивайтесь только ей. Так вы не потратите лишнего и защититесь от сетевых мошенников. Многие банки позволяют выпускать виртуальные карты, не пренебрегайте этой возможностью.
- Не стремитесь обязательно потратить весь бюджетНаверняка впереди ещё будет много распродаж с заманчивыми предложениями.
- Не ведитесь на назойливую рекламу странных магазинов с подозрительными ценами. Особенно, если там сразу начинают требовать предоплату. Покупайте в проверенных местах и не давайте себя обманывать!
Не забудьте нажать на лайк и подписаться на канал. А также делитесь в комментариях своими самыми выгодными приобретениями! До новых встреч!