Найти тему
Мяч!Медиа

Россия без детских домов: как это возможно

Оглавление

Российские детские дома закрываются в течение последних лет: в 2015 году в стране было 87 тысяч, а в 2020-м — 43 тысячи детей в детских домах. Тем не менее число детей без статуса сирот, но находящихся на временном пребывании в приютах, не уменьшается (около 28 тысяч). Проблема сиротства, усыновления и адаптации детей из детских домов всё еще существует. Вместе с проектом «Одобрено» автор Мяч!Медиа Анастасия Никушина разобралась, что сейчас происходит с российскими сиротами и какие меры могут изменить ситуацию.

В интересах государства

Сейчас в России живет около 406 тысяч детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Большая их часть воспитывается в приемных семьях, но около 43 тысяч детей живет в детских домах. Постепенно количество этих учреждений сокращается, но государство до сих пор ежегодно тратит 32 млрд рублей на обязательства перед детьми-сиротами. Больше всего денег уходит на содержание детей в интернатных учреждениях — детских домах и приютах. За год на содержание одного ребенка государство тратит около 600 тысяч рублей, и это минимальная сумма по стране.

Органы опеки

У 80% детей, находящихся в детских домах, живы оба родителя или по крайней мере один из них. Тем не менее дети не могут воспитываться в семье из-за решения органов опеки и попечительства или суда. Таких воспитанников называют «социальными сиротами».

Часто детей забирают не из исключительно неблагополучных семей без шансов на реабилитацию (если такие вообще существуют), а из семей в трудной ситуации. Самая частая причина, по которой дети попадают в систему детских домов, — алкогольная или наркотическая зависимость родителей. Вторая частая проблема — недостаточная обеспеченность родителей, которым буквально не хватает денег на еду. В таких случаях детей нередко переводят на временное пребывание.

Проблемы начинаются с одного переломного события — развода, смерти одного из членов семьи, потери работы, когда невозможно быстро найти другой источник заработка. В итоге люди как бы погрязают в трудностях, а дети оказываются своеобразным «отягчающим» обстоятельством. Кажется, что если их заберут, будет проще. На деле это еще одна травма для человека, пытающегося наладить свою жизнь. Пока профилактикой социального сиротства активно занимается не государство, а НКО, например организация «Детские деревни SOS».

«К сожалению, многие относятся к сиротам как к списанному материалу. Для служб главное — изъять ребенка, если требует ситуация. А что будет с не совсем благополучными людьми дальше — не так важно. Это зачастую молодые люди. Но с учетом нашей демографической, экономической и социальной ситуации мы не можем так разбрасываться теми, кому еще можно помочь».Мария Морозова, генеральный директор благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко

Сотрудники органов опеки и попечительства часто не заинтересованы в помощи родителям детей: забрать ребенка из потенциально опасной ситуации проще, чем в корне ее разрешить. Кроме того, часто у сотрудников органов опеки нет достаточной квалификации для принятия решения об изъятии ребенка из семьи, считает Наиля Новожилова, руководитель благотворительного фонда «Арифметика добра».

Тем не менее кровная семья, которой можно помочь, будет однозначно лучшим местом для воспитания ребенка, чем детский дом.

«Ребенка создает среда. В тех детских домах, где я была, атмосфера очень семейная и даже персонал подобран специально. Но это приходящие воспитатели, которые работают посменно, и даже попытки сделать смену длинной не решают проблемы. Это люди, которые приходят и уходят, что мешает формированию привязанности. Понимаете, это большая разница — прийти в школу из семьи или из желтого автобуса с названием «дети»», — объясняет Римма Лаптева, профильный психолог фонда «Арифметика добра».

В детдомах не объясняют, как жить

По статистике, 20% детей, которые остались без попечения родителей, помещаются в детские учреждения. Еще 40% попадают туда по заявлению родителей, которые тем самым признают, что по крайней мере временно не могут исполнять свои родительские обязательства. Вот только риск остаться «социальным сиротой» для таких детей крайне высок: в детских домах они, как правило, остаются надолго.

Часто дети попадают в детский дом уже после некоего травмирующего события, произошедшего еще в семье. В учреждении они не получают необходимой психологической помощи, но остаются с собственной травмой один на один. Марина Аксенова, директор благотворительного фонда «Солнечный город», считает, что в детском доме не обеспечивается базовая потребность человека в безопасности, удовлетворение которой необходимо для нормального интеллектуального развития и обучения. Дети могут внешне вести себя адекватно, внутри оставаясь закрытыми для социального взаимодействия и близкого контакта. Но это результат только первого этапа жизни в детском доме.

-2

Самое очевидная проблема заключается в том, что в детских домах не учат жить вне институции. Да, для детей создаются все необходимые условия, но такая забота государства оказывается медвежьей услугой. «Я назвала это «синдромом пешки», когда тебя большую часть твоей жизни переставляли как пешку в шахматной доске. Откуда тогда появится стремление определять свою жизнь?», — говорит Римма Лаптева. Как правило, воспитанники детских домов обеспечиваются всем необходимым для жизни автоматически. Они не знают, как покупать одежду, готовить, следить за домом.

По закону, всем выпускникам детских домов положено социальное жилье и выплаты. Сейчас бывшим детдомовцам, впервые вставшим на биржу труда и зарегистрировавшимся в службе занятости, выплачивается ежемесячное пособие, равное размеру среднемесячной зарплаты в регионе на дату регистрации в качестве безработного. На эти деньги можно жить, и к поиску работы это не мотивирует.

«Я бы разделила пособия с точки зрения рыбки и удочки. Если ты даешь рыбку, ничего не происходит. А если удочку, человек, по крайней мере, хочет закинуть ее в речку».Марина Аксенова, директор благотворительного фонда «Солнечный город»

Часто выпускники детских домов быстро тратят все деньги на развлечения, порой финансово помогая и другим людям. Нередко они сталкиваются с мошенничеством и корыстным отношением к себе. В итоге, когда деньги кончаются, у выпускника в лучшем случае есть квартира с минимальной отделкой, а в худшем, если социальное жилье еще не построено и выпускник стоит в очереди на него, они остаются ни с чем.

9 шагов, которые могут изменить систему

Автор проекта «Одобрено» Артем Метелев в документальном фильме «Семья вместо детского дома» предлагает 9 шагов, которые, возможно, смогут изменить государственную систему опеки и попечительства детей-сирот.

-3

Чтобы по крайней мере часть шагов была принята на законодательном уровне, инициативу должно одобрить сначала Минпросвещения, а затем — еще восемь инстанций, последней из которых будет президент РФ. Повысить вероятность принятия инициативы можно, поддержав ее на сайте проекта. Сейчас она собрала почти 2300 подписей.

Опыт других стран

Если инициативу примут, Россия станет в ряд с другими прогрессивными странами, в которых количество детских домов уже радикально снизилось: в Австрии, Германии, Финляндии, Эстонии и Ирландии заменили систему детских домов системой приемных и замещающих семей. С 2007 года реформа детских домов и интернатов идет в Молдове — самой бедной стране Европы. И идет успешно.

Молдавская реформа началась с инициативы благотворительной организации Джоан Роулинг «Люмос», но сейчас новоучрежденные институции существуют за счет государства. Молдова пошла по пути поддержки приемных и кровных семей. Кроме того, в стране появилось патронатное воспитание: в рамках этой стратегии специально обученные взрослые на постоянной основе закрепляются за определенными детьми и фактически становятся их родителями, воспитывая ребенка по условиям трудового договора. Кроме того, большую часть ресурсов в Молдове направили на поддержку существующих семей и профилактику социального сиротства.

Что мы можем получить, если проект будет реализован

Специалисты признают, что добиваться полного исчезновения детских домов на территории РФ сложно и даже опасно. Профильный психолог фонда «Арифметика добра» Римма Лаптева замечает, что в сиротские учреждения порой попадают подростки, которые большую часть жизнь провели в неблагополучной семье, уже имели опыт взаимодействия с психоактивными веществами или участвовали в криминальной деятельности. Пристроить их в обычную приемную семью будет сложно, с такими детьми нужно постоянно работать.

Тем не менее, если инициатива будет принята, ситуация с поддержкой сирот в России улучшится не только экономически — освободятся средства, которые сейчас тратятся на содержание детей в стационарах, — но и социально. Недавний спецрепортаж ютуб-канала «Редакция» показал, что воспитанники детских домов, которые получают квартиры в определенных районах, в итоге попадают в самообразующиеся гетто, где они живут так, как привыкли в детских домах. Шаги, которые предлагает проект «Одобрено», точно повысят уровень социальной адаптированности детей, которые сегодня могут оказаться в детском доме или уже живут в нем.