Альбино Лучано, более известный миру как папа Иоанн Павел I, правил в качестве папы всего за 34 дня до своей смерти в сентябре 1978 года. Но скоро он пополнит ряды пап 20-го века, которых католическая церковь причислила к лику святых. Это буквально означает, что они были внесены в «канон» или список людей, официально объявленных находящимися на небесах, и им был присвоен титул «Благословенный» или «Святой».
Вступление
Все христиане призваны быть святыми. Святые — это люди на небесах (официально канонизированные или нет), которые прожили героически добродетельную жизнь, пожертвовали своей жизнью за других или приняли мученическую смерть за веру и достойны подражания.
В официальных церковных процедурах есть три ступени к святости: кандидат становится «Достопочтенным», затем «Благословенным» и затем «Святым». Почтенный — это титул, данный умершему человеку, формально признанному Папой как человек, проживший героически добродетельный образ жизни или пожертвовавший своей жизнью. Чтобы быть беатифицированным и признанным Благословенным, требуется одно чудо, приобретенное по ходатайству кандидата, в дополнение к признанию героической добродетели или приношению жизни. Канонизация требует второго чуда после беатификации. Папа может отказаться от этих требований. Чудо не требуется до беатификации мученика, но требуется перед канонизацией.
Этот процесс требует тщательного изучения жизни и святости кандидата и включает в себя несколько этапов, которые могут длиться годами или даже столетиями.
После смерти человека с репутацией исключительной святости епископ может начать расследование его жизни. На этом этапе человеку может быть присвоен титул «Слуга Божий». Необходимы дальнейшие подробности и исследования, чтобы их признали «Почтенными», что является следующим этапом канонизации.
Следующий шаг — это беатификация, когда кого-то объявляют «Благословенным». Обычно для этого требуется, чтобы Ватикан подтвердил, что человек совершил «чудо», ходатайствуя перед Богом. Требуется два чуда, прежде чем «Благословенный» может быть объявлен святым.
Что же тогда такое чудо?
Чудо больше, чем медицина?
Это слово широко используется в нерелигиозных целях. Однако Катехизис Католической церкви, в котором резюмируется учение церкви, определяет это как «знамение или чудо, такое как исцеление или контроль над природой, которое может быть приписано только божественной силе».
В процессе канонизации чудо почти всегда относится к спонтанной и длительной ремиссии серьезного, опасного для жизни заболевания. Исцеление должно было произойти таким образом, чтобы наиболее информированные научные знания не могли объяснить и следовать молитвам к святому человеку.
Беатификация Папы Иоанна Павла I была ознаменована внезапным исцелением 11-летней девочки в Буэнос-Айресе, которая страдала от тяжелого острого воспаления головного мозга, тяжелой эпилепсии и септического шока. Она приближалась к тому, что врачи считали почти неминуемой смертью в 2011 году, когда ее мать, медсестры и священник начали отчаянно молиться бывшему папе римскому.
Общая картина
Католическая церковь и вера в чудеса существует давно и коренится в том, во что верит церковь о жизни и деятельности Иисуса из Назарета. Евангелия изображают Иисуса не только учителем, но и чудотворцем, который превращал воду в вино, ходил по воде и кормил большую толпу самой простой едой.
Как католический теолог и профессор, много написано, особенно о Деве Марии, и прочитано университетских курсов по агиографии и написано о жизни святых. В католической традиции чудеса представляют собой нечто большее, чем физическое исцеление. Они также подтверждают то, что проповедовал Иисус: что Бог готов вмешиваться в жизни людей и может избавить их от страданий.
Таким образом, для христиан чудеса Иисуса убедительно свидетельствуют о том, что он — Сын Божий. Они указывают на то, что Иисус назвал «царством Божьим», в котором христиане надеются воссоединиться с Богом в мире, восстановленном до его первоначального совершенства.
Адвокат дьявола?
Естественно, вдумчивые люди могут возразить против утверждаемого сверхъестественного происхождения подобных событий. А развитие медицинской науки означает, что некоторые процессы исцеления действительно теперь можно объяснить исключительно как работу природы, без необходимости утверждать, что имело место божественное вмешательство. Некоторые христианские писатели, в частности протестантский теолог Рудольф Бультман [*], также интерпретировали чудеса Иисуса как имеющие чисто символическое значение и отвергали их как обязательно историческую, буквальную истину.
Католическая церковь на протяжении веков считала, что наука и вера — не заклятые враги, а скорее разные способы познания, которые дополняют друг друга. Это понимание руководит расследованиями предполагаемых чудес, которые проводятся Конгрегацией Ватикана по делам святых, насчитывающей около двух десятков сотрудников и более 100 священнослужителей и консультантов.
Теологи, работающие на Конгрегацию, оценивают все аспекты жизни кандидата на канонизацию. К ним относится «Пропагандист веры» (иногда называемый «адвокатом дьявола»), роль которого в 1983 году была изменена с поиска аргументов против канонизации на надзор за процессом.
Отдельно назначается медицинская комиссия из независимых научных экспертов для расследования заявленного чуда. Они начинают с поиска чисто естественных объяснений, просматривая историю болезни.
Католическая церковь и Новые правила
Процесс канонизации претерпевал постоянные изменения на протяжении всей истории.
В 2016 году Папа Франциск инициировал реформы в том, как католическая церковь оценивает чудеса, которые призваны сделать процесс более строгим и прозрачным.
Католические группы, которые просят открыть дело о канонизации для конкретного человека, финансируют расследование. Расходы включают гонорары, выплачиваемые медицинским экспертам за их время, административные расходы и исследования. Но дела часто были непрозрачными и дорогостоящими, доходящими до сотен тысяч долларов, написал итальянский журналист Джанлуиджи Нуцци [*] в книге 2015 года.
Среди реформ Франциска 2016 года было новое правило, согласно которому все платежи должны производиться отслеживаемым банковским переводом, чтобы группы могли лучше отслеживать расходы Ватикана.
Еще одна из реформ Франциска заключается в том, что для того, чтобы дело о канонизации продолжалось, две трети медицинской комиссии должны подтвердить, что чудесное событие не может быть объяснено естественными причинами. Раньше требовалось только простое большинство.
Общий смысл этих реформ состоит в том, чтобы защитить целостность процесса канонизации и избежать ошибок или скандалов, которые могли бы дискредитировать церковь или ввести верующих в заблуждение.
Поскольку католики верят, что «Благословенные» и святые находятся на небесах и ходатайствуют перед Богом от имени людей, которые обращаются к ним за помощью, вопрос о чудесах — это вопрос уверенности в том, что молитвы могут быть услышаны и будут услышаны.
Уважаемые наши читатели! Если вам понравилось наше издание, вы можете отблагодарить наших авторов, перечислив небольшую сумму, и тем самым, стимулировать на написание новых интересных статей. Они точно будут рады!