Продолжаю публикацию «Что скрывает дворцово-парковый ансамбль «Сергиевка»». С предыдущими статьями можно ознакомиться, пройдя по ссылкам в конце статьи. Напомню читателям и подписчикам моего канала, что облик «Сергиевки» меняется в период с 1839-1940-х г.г., когда территорию выкупает Николай I за 560 тысяч рублей и дарит его в качестве подарка своей дочери Марии Николаевне, выходящей замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Под руководством русского архитектора А.И. Штакеншнейдера и садового мастера П.И. Эрлера в имении проводятся масштабные работы по созданию нового дворцово-паркового ансамбля. В результате этих работ с южной стороны дворца разбивается большая лужайка, в конце которой напротив центральной части дворца в период с 1845 года по 1846 год возводится православная церковь:
После завершения строительства в 1846 году церковь освятили во имя Святой Великомученицы Екатерины. По замыслу архитектора А.И. Штакеншнейдера, церковь должна композиционно перекликается с кубическим объёмом дворца. Фасады, как и у дворца, украшены пилястрами. По периметру карниза церкви размещались выполненные в технике горельефа головы льва, вола, орла и ангела - раннехристианские символы четырёх евангелистов. Облицовку здания церкви цокольного этажа сделали из красного полированного гранита, а стены из белого мрамора. Завершала церковное здание фигура ангела с опущенными крыльями, держащего в руках четырёхконечный крест. Другие восемь фигур ангелов поддерживали архитравы трёх вытянутых прямоугольных окон церкви:
В последствие из-за своеобразного внешнего вида: плоской крыши и наружных стен, облицованных мрамором, церковь стали называть капеллой, хотя это был православный храм. Если посмотреть на фотографию тех лет, то внешний вид церкви, скорее походил не на капеллу, а на постройку античной виллы в стиле «неогрек», популярного на тот момент в Европе. Несмотря на строгие формы здания и необычное строение для православного храма, оно всё-таки имело светское значение. Религиозность здания церкви подчеркивало то, что с двух сторон: северной и южной, в стенах встроены барельефы в виде ангелов. Известно, что ангелы выполнены по эскизам скульптора И.П. Витали в уменьшенном размере 3:1 и стали прототипами девяти из двенадцати ангелов для оформления внутреннего убранства барабана главного купола Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге:
Перед входом в церковь на больших мраморных пьедесталах стояли статуи евангелистов Иоанна Богослова с орлом и Матфея с ангелом, которые также стали прототипами (в уменьшенном размере 4:1) для оформления Исаакиевского собора. К сожалению, к началу ХХ века статуя Матфея была навсегда утрачена:
По фризу шли надписи на церковно-славянском языке. Отличительной особенностью церкви Святой Екатерины было то, что здесь впервые в России и в мире скульптурное оформление архитектуры зданий было выполнено в технике гальванопластики, изобретателем которой являлся русский учёный академик Б.С. Якоби. Ещё одной исторической достопримечательностью церкви Святой Екатерины была семейная реликвия герцогов Лейхтенбергских, великих князей Романовских. На алтаре церкви хранились фуражка и палаш Сергея Максимилиановича князя Романовского, герцога Лейхтенбергского, убитого 24 августа 1877 года в Русско-турецкую кампанию под Тырновом (Болгария). Это была первая смерть в бою члена семьи Романовых. До революции 1917 года церковь Святой Екатерины сохранилась в первозданном виде, а после была закрыта. В 1920 году здание церкви, как и все постройки на территории дворцово-паркового ансамбля передали Петергофскому естественно-научному институту Петроградского университета. В годы Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала от миномётных обстрелов, а потом так и не была восстановлена и до сих пор лежит в руинах. Со временем скульптурное убранство и мраморный декор исчез без следа. Всё вокруг церкви и даже внутри, заросло кустами:
На сегодняшний день планов восстановления этого исторического здания пока нет. Впрочем, за отсутствием полноценных обмеров, любая попытка восстановления церкви обернётся новоделом. В 2008 году на форуме сайта «Православная архитектура» прошла дискуссия о том, была ли церковь Святой Екатерины православной. В частности, высказывалось такое мнение: «По всей видимости, это всё же была мемориальная римско-католическая капелла (часовня), построенная в память об умершей в младенчестве дочери герцога Максимилиана Лейхтенбергского (католика по вероисповеданию) и его супруги Великой Княгини Марии Николаевны. Согласно документам их дочь Александра, родившаяся в 1840 году, скончалась от коклюша в 1843 году прямо во дворце Лейхтенбергских. Впоследствии Александра была погребена в усыпальнице Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Архитектура этой часовни, ангел с опущенными крыльями и поникшей головой, тексты самих надписей, взятые из постных песнопений (например: «Чертогъ Твой вижду спасе украшенный» и многое другое), а также то, что в одном из архивных документов хвойные деревья вокруг неё именуются «траурными», подтверждает именно эту версию». Кстати говоря на территории дворцово-паркового ансамбля «Сергеевка» находится ещё одна церковь - церковь Троицы Живоначальной, судьба которой сложилась не так печальней, чем церкви Святой Екатерины. В следующей публикации рассказ пойдёт о ней.
Спасибо, что прочитали статью. Жмите палец вверх, если понравилась. Оставляйте комментарии. Подписывайтесь на мой канал. Берегите себя и своих близких. Всем хорошего дня!
Начало публикации «Что скрывает дворцово-парковый ансамбль «Сергиевка»»: часть 1 и часть 2.