Приветствую всех ценителей всего оружейного !
Отгремел грохот сражений второй мировой. Имеющиеся у СССР тяжёлые танки стремительно устаревали в т.ч. и легендарный ИС-2. То. что прекрасно показало себя в борьбе с фашизмом, уже не могло в полной мере противостоять новым вызовам. Потенциальные " друзья и партнёры" не стояли на месте и развивали свои танки и средства ПТО.
В 1956 годы начались работы по созданию нового тяжёлого танка массой аж до 60 тонн ! Где то между Тигром ( 57 тонн ) и Королевским тигром ( 69,5 тонн ) и орудием 130 мм ( больше только у КВ-2 152 мм )
Задания параллельно получили 3 коллектива : Челябинский ЧТЗ ( объект 770 ) и 2 Ленинградских - ( объект 277 ) и ( объект 279 ) Коллективы шли разными путями и если 277 представлял собой развитие Т-10, то 279 был совершенно новым словом в танкостоении.
И если сбоку ничего необычного - танк, как танк.
То в любых других, вызывал самые разные ассоциации. У меня, например, с летающей тарелкой злобных марсиан, которую нашли колхозники. И местный кузнец Вакула приковал гусеницы от пары тракторов для разных там своих колхозных дел ))
Давайте, друзья, подробней рассмотрим сию конструкцию. Компоновка впрочем, весьма классическая. Впереди по центру располагался мехвод. остальные 3 члена экипажа в цельнолитой полусферической, несколько приплюснутой башне.
Ходовая
А вот ходовая была довольно необычной. Как мы видим, гусеницы было не 2 а целых 4. С одной стороны, это практически убирало понятие "клиренс"и танк просто не мог "сесть на брюхо". При потере одной ( или двух, но с разных бортов ) гусениц, танк мог продолжить движение. ну может быть, не так бодро и уверенно, но всё же )) Ходовая, несмотря на свой грозный вид, была на полтонны легче классической и обеспечивала нагрузгу на грунт всего 0,6 кг/см
Помимо всех радостей, такая ходовка естественно, была дороже в производстве, ремонте и обслуживании. Я думаю, экипаж употреблял бы много не самых цензурных слов ( и целых фраз ), при порыве "средних" гусянок.
Вообще, оценки движетеля весьма неоднозначны и даже противоречивы. То, дескать, высокая проходимость, то плохая поворачиваемость ( или проходимость проверяли исключительно по прямой ? ) "При вязком грунте КПД падало" а при "классике" оно разве росло ?
Броня крепка ...
Лобовая броня имела толщину 192 мм и это по нормали, при углах наклона порядка 60 гр. это уже эквивалентно 384-550 мм. Борта были 182 мм, что при 45 градусах давало 260 мм. Башня защищалась бронёй в 305 мм. Таким образом, по бронезащите, танк просто не имел себе равных в то время. Броня должна была держать обстрел всеми типами танковых орудий потенциальных "друзей".
Вооружение
Основное оружие - 130 мм нарезная пушка М - 65 с дульной энергией 15 - 16 МДж, что примерно в 1,5 больше, чем современный 125 мм гладкостолки. Масса орудия 4060 кг, длинна стола 60 калибров. Полуавтоматическое заряжание, обеспечивало скорострельность до 7 выстрелов в минуте. Рассматривались и более сложные системы заряжания, обещающие до 10-15 выс.мин. Боекомплект 24 ( 25 ) снарядов.
Вспомогательное оружие - 14,5 мм спаренный пулемёт КПВТ с боекомплектов в 300 патронов.
Двигатель
Рассматривались 2 варианта дизелей : ДГ-1000 (950 л. с. при 2500 об/мин) и 2ДГ-8М (1000 л. с. при 2400 об/мин) У того и другого было горизонтальное расположение цилиндров ( что давало выигрыш по высоте )
Танк имел однопоточную трехступенчатую гидромеханическую передачу. Планетарная коробка передач была частично автоматизирована.
Скорость до 55 км.ч. запас хода 300 км.
Итог
И всё то в танке было классно - и огневая мощь и броня и проходимость. Помимо всего прочего, на него планировалась установка кучи приборов и прицелов, инновационных для того времени, который стали обыденностью только в конце 60 - х годов, таких, как двухплоскостной электрогидравлический стабилизатор «Гроза», стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2С, с независимой стабилизацией, ночной прицел ТПН, объединенный с прибором ИК-подсветки Л-2, а также полуавтоматическую СУО.
Казалось бы, после ряда доработок и улучшений, прямая дорога ему на конвейер, менять всё "тяжёлое", что выпускалось до него. НО...
По официальной версии, на показе 22 июля 1960 на полигоне Капустин Яр, Хрущёв запретил выпуск танков свыше смешных 37 тонн.
ГДЕ был Хрущёв, когда шла исследовательская работа, тратились тысячи трудо-часов, расходовались ресурсы и труд специалистов - ВОПРОС !
Откуда эта нелепая цифра - 37 тонн ( Т-34-85 весил 32 тонны ) - ВОПРОС.
В общем, и без претензий к весу под 60 тонн., ракето-кукурузолюбитель, всё равно бы задушил проект.
Ныне единственный 279 находится в экспозиции в Кубинке.
Друзья, пишите свои мысли по поводу этого интересного танка, который сгубили его же достоинства. Который опередил своё время.
Друзья, рекомендую авторский Ютуб канал "Оружейник"