Домашний труд ребенка – первая ступень приобщения его к производительному и творческому труду в обществе. И важно, чтобы уже на этой первой ступени ребенок ощутил все благотворное воспитательное влияние труда – и на рост его силы, ловкости, смекалки, и на формирование его нравственных качеств, и на развитие эстетического чувства.
Пример из жизни: «во избежание неприятностей»
В семье К. – три девочки. Старшая учится в 6-м классе, средняя в 4-м, младшая – дошкольница. Две старшие девочки умеют многое делать по дому: они стирают, готовят, делают уборку, моют посуду, ходят за продуктами. Когда мать рассказала мне обо всем этом, я даже была склонна думать, что девочки перегружены домашней работой. Но однажды я заглянула к сестрам в отсутствие родителей. Глазам предстала неприглядная картина. В квартире грязь, хаос. На столе – немытая посуда, клеенка залита супом. И за этим столом две старшие девочки, сами довольно неопрятные. Одна преспокойно готовит уроки, другая рисует.
Как мне удалось выяснить, девочки наводят в комнате порядок лишь за пять-десять минут до прихода матери с работы «во избежание неприятностей». Стало быть, привычка к домашнему труду, потребности в чистоте, в культуре у девочек нет. Родители научили детей выполнять разные работы, но не сделали главного: не привили интереса к труду, не воспитали потребности в нем. Девочки послушно делают то, что им велят, но смотрят на порученное дело, как на обузу, и оттягивают его выполнение до последнего момента.
Не «оберегая» и не перегружая
«Когда труд приносит удовольствие, жизнь хороша!» – восклицает Горький устами одного из своих героев. Когда с первых детских лет юный человек приобщается к посильному труду, его жизнь становится содержательной, интересной, полной хорошей нравственной радости. Умело вести ребенка в труде от простого к сложному, не «оберегая» его от работы и в то же время не перегружая ею, – долг семьи, детских учреждений и школы.
Надо прямо сказать, что роль школы в этом огромном деле до сих пор была совершенно недостаточной. В школах введен курс домоводства – это большой шаг вперед, но на нем не следует останавливаться.
Уроки домоводства в младших классах
Полезно учить и малышей бытовому труду не только дома, но и в школе. В некоторых школах, в частности пансионах, разработан проект программы по бытовому труду для учащихся начальных классов. Согласно проекту, первоклассники учатся чистить свою одежду и обувь, пользоваться туалетными принадлежностями, убирать постель, наводить порядок на своем столе и этажерке, стирать мелкие вещи.
Ученики 2-го класса знакомятся с тем, как убирать помещения, ухаживать за цветами. В 3-м классе практически изучаются несколько более сложные виды домашнего труда: мытье полов, приготовление пищи.
Наконец, школьники 4-го класса получают навыки в украшении квартиры, уходе за кухонным инвентарем и самостоятельном приготовлении некоторых распространенных блюд.
Обучение детей труду нужно осуществлять с первых классов
Нет необходимости обсуждать сейчас достоинства и несовершенства того или иного проекта программы. Важно, прежде всего, твердо решить, что обучение бытовому труду должно осуществляться в школе с первых же классов в рамках общей программы по ручному труду. Необходимо, однако, расширить количество часов, отводимых на этот предмет. Опираясь на помощь школы, каждая семья должна систематически приучать детей к домашнему труду, вооружать их широким кругом навыков по самообслуживанию и домоводству.