Из-за продолжающегося роста цен на материалы в российских регионах оказалась под угрозой почти тысяча объектов, в числе которых ряд социальных. Государство приняло меры для поддержки отрасли, но губернаторы не спешат ими воспользоваться. Шаги Москвы в лучшем случае помогут застройщикам выйти в ноль. Подрядчики жалуются на нерентабельность госзаказов и предрекают полную заморозку строительства социально значимых объектов, а недобросовестные власти регионов используют ситуацию в своих интересах.
Рынок госконтрактов в России – один из самых крупных по оборотам и инвестициям. Только в прошлом году, по подсчётам Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК), его объём составил 28,9 трлн рублей, из которых 5,6 трлн рублей (19 процентов) пришлось на строительную сферу. В ней традиционно первое место по числу контрактов занимают дорожные работы (53,45 тыс. контрактов, или 37 процента в 2020 году). Гражданское строительство зданий и сооружений, среди которых школы, поликлиники, детские сады, – на втором месте (50,76 тыс. контрактов, или 35 процентов в 2020 году).
При этом каждый четвёртый строительный госконтракт за 2020 год, по данным доклада РАСК, не был исполнен в первоначальном виде. Полностью или частично были расторгнуты 33 тыс. контрактов – 23 процента от общего числа. Ещё по 25 тыс. строительных контрактов – 27 процентов от общего числа, заключённых в рамках 44-ФЗ, – были наложены штрафы и неустойки на поставщиков.
К комплексным проблемам рынка госзаказов в строительной отрасли добавился рост цен на стройматериалы. За 2020 год он составил, по данным Росстата, 6,3 процента, резко ускорившись в четвёртом квартале. А в 2021 году цены взлетели ещё сильнее – на 25,8 процента к ноябрю по сравнению с показателями ноября 2020 года. Больше всего, по информации Главгосэкспертизы РФ, подорожали арматурная сталь – на 54 процента – и кирпич – на 30 процентов.
На стремительно ухудшающуюся ситуацию обратили внимание федеральные власти. В августе Правительство РФ приняло постановление, разрешающее увеличивать изначально утверждённые цены госконтрактов на строительство до 30 процентов в связи с удорожанием строительных ресурсов. Оно коснулось договоров, заключённых до 1 июля 2021 года в рамках 44-ФЗ. Позже увеличились сроки подписания контрактов до 1 октября и список госзаказчиков, по договорам с которыми можно внести изменения. В дальнейшем рамки действия постановления продолжат расширять.
На реализацию постановления о возможности изменения цены госконтракта до 30 процентов Правительство направит 100 млрд рублей, сообщили в Главгосэкспертизе.
В Минстрое РФ «Октагону» общую сумму запланированных к выделению средств не назвали, заявив, что «изменение цены контракта возможно как в рамках установленных лимитов, так и за счёт дополнительных средств федерального бюджета».
– По мере поступления запросов от федеральных органов исполнительной власти о необходимости дополнительной поддержки Правительство РФ будет принимать соответствующие решения, – уточнили в пресс-службе Минстроя РФ.
Однако в настоящий момент принятые меры не позволяют полностью решить проблемы строительной отрасли. Часть регионов саботирует постановление, отдавая решение на откуп муниципалитетов. Часть использует его для того, чтобы прикрыть прошлые ошибки и коррупционные схемы. Накопившиеся проблемы строительной отрасли под давлением скачка цен на материалы выливаются в массовые срывы сроков и приостановки строительства больниц, школ, общежитий, детсадов и других соцобъектов в регионах.
Окно возможностей для оправдания ошибок
В начале осени этого года стало известно, что в Сыктывкаре приостановили строительство новой инфекционной больницы на 100 мест. Как заявил министр строительства и ЖКХ Республики Коми Игорь Кузьмичёв, причиной послужил рост цен на стройматериалы. Власти региона совместно с подрядчиком обратились в федеральный Минстрой с просьбой помочь с пересчётом и корректировкой цены госконтракта: заключён он был в рамках 563-го постановления Правительства, из-за чего не попадает под принятые в законодательство изменения.
«Исходная цена контракта рассчитывалась до проектирования и разыгрывания, корректировки по таким объектам ещё нет…»
Игорь Кузьмичёв
министр строительства и ЖКХ Республики Коми
– Как только у нас будет выработан механизм перерасчёта цены, строительство возобновится. Терять объект мы не хотим, больница республике нужна, мы сделаем всё возможное в рамках правового поля, чтобы больница была построена, – заявлял Игорь Кузьмичёв.
Но ход строительства больницы заставляет сомневаться в истинных причинах приостановки работ. По словам анонимного источника «Октагона» в правительстве республики, возведение социально значимого объекта стало основой предвыборной кампании губернатора Владимира Уйбы.
– В августе прошлого года губернатор заявил президенту, что Коми терпит бедствие в здравоохранении, и попросил о федеральном софинансировании строительства. Уйба пообещал главе государства, что построит больницу в самое ближайшее время, к новой волне коронавируса Коми будет готова, – отметил источник.
Республике выделили средства из федерального бюджета. В целом стоимость строительства превысила 1,5 млрд рублей. Финансирование распределили по годам: в 2020-м и в 2021-м – по 700 млн рублей, в 2022-м – 100 млн рублей. По графику главный корпус должны были сдать в декабре 2021 года, а в марте 2022-го больница должна быть готова полностью.
Но по итогам 2020 года было освоено лишь 100 млн рублей. А к моменту остановки строительства этой осенью больница была готова лишь на 9 процентов.
– Регион не может построить одну маленькую больницу на 100 коек, а ежедневно умирает от ковида по 20 человек. У нас приостановлены плановые операции, 19 ФАПов запланированных не введены в эксплуатацию – жители вынуждены ездить на лечение в Киров. И по другим социальным объектам нет движения: не начато строительство детского сада, больницы в Лесозаводе, не возведён перинатальный центр, две школы строятся с опозданием, – отмечает источник.
По словам собеседника агентства, бюджет региона – дефицитный, а сложившаяся ситуация со строительством объектов по госконтрактам грозит штрафами.
С этим и может быть связана попытка оправдать срыв сроков строительства повышением цен на стройматериалы и, соответственно, присоседиться к федеральным мерам поддержки.
Отчасти это подтверждают слова исполняющего обязанности министра здравоохранения Коми Игоря Дягилева, который помимо роста цен в качестве причины заморозки строительства больницы назвал «неправильный расчёт стоимости контракта».
По словам экспертов, это частая ситуация при разработке проектов медицинских объектов. Этим этапом часто занимаются люди без соответствующих компетенций, «на коленке», «копируя и подгоняя найденные в архивах варианты», отмечает управляющий партнёр Arcadis Medical Group Диана Канунникова в интервью Vademecum. В результате капитальные затраты могут увеличиваться на 15–20 процентов.
Бездействие руководства регионов
Летом этого года семь свердловских застройщиков, работающих в рамках госконтрактов, обратились к властям региона с предостережением об остановке строительства соцобъектов, включая школы и детские сады. В письме на имя губернатора Евгения Куйвашева они попросили пересмотреть суммы договоров из-за роста цен на стройматериалы. Предложение направили до выхода федерального постановления – и ответ получили формальный, без каких-либо конструктивных решений.
Казалось бы, с выходом постановления Правительства РФ ситуация должна была сдвинуться с мёртвой точки. Однако областные власти соответствующего решения на региональном уровне не приняли – как и руководители ещё восьми субъектов.
Ответственность за действие федерального постановления они возложили на глав муниципалитетов.
Как сообщили «Октагону» в министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, «информация об условиях и порядке изменения цены контракта в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы» доведена до саморегулируемых организаций строителей региона и муниципальных заказчиков.
– Пунктом 3 постановления Правительства РФ местным администрациям рекомендовано принять меры, обеспечивающие возможность увеличения цены контракта, что не исключает возможности принятия муниципальных нормативных правовых актов, в том числе утверждающих перечень муниципальных заказчиков, – отметили в департаменте информполитики губернатора Свердловской области.
Там также добавили, что соответствующие постановления приняты администрациями Серовского и Березовского городских округов, Ирбитского муниципального образования и Байкаловского муниципального района Свердловской области.
В числе тех, кто обращался к губернатору, – ООО «СУ5групп», строящее школу в посёлке Билимбай и ФОК в посёлке Пионерский. Руководитель компании Вадим Соколинский рассказал «Октагону», что удалось договориться с главами муниципалитетов о подписании постановления регионального правительства и приёме документов по пересчёту цен госконтрактов на экспертизу. По ФОКу уже получено положительное заключение и готовится подписание допсоглашения.
– После того как главы муниципалитетов подписали нам все документы, мы перевели строительство из вялотекущего в более-менее активную стадию. Но на региональном уровне, как я понимаю, соответствующее постановление не собираются принимать вообще. Притом что в регионе совершенно нерентабельно работать по госконтрактам, 90 процентов закупок – несостоявшиеся. Люди, которые сидят в местном правительстве, просто убивают систему госзаказа. Это текущая ситуация, обыденность – что застройщики не будут браться за госзаказы, – отметил Вадим Соколинский.
По его словам, с учётом роста цен на стройматериалы о маржинальности госконтрактов говорить не приходится – лишь об убытках. А повышение цены по договорам до 30 процентов достаточно лишь для того, чтобы закрыть дыры.
В целом по стране, судя по докладу РАСП, наблюдается схожая ситуация.
По итогам 2020 года, 76,3 тыс. госконтрактов (53 процента от всех госконтрактов в строительной сфере) были заключены в результате торгов практически без снижения начальной максимальной цены.
– Снижение по ним составило не более двух процентов от начальной максимальной цены контракта. Наличие большой доли таких контрактов говорит о недостаточной эффективности государственных закупок в строительной сфере, ограниченной конкуренции, а также наличии проблем в ценообразовании, которые снижают заинтересованность компаний в участии в конкурсах, – подчёркивают эксперты РАСП.
Почва для коррупции
Несмотря на действие федерального постановления и возмещение сверхплановых расходов, не все заказчики готовы продолжать строительство по новым правилам. В Красноярске застройщик «Сибиряк» обратился в краевой Арбитражный суд с заявлением о расторжении контракта с Сибирским федеральным университетом. Фирма занималась возведением комплекса общежитий «Университетский». Из-за подорожания стройматериалов для завершения работ ей потребовалось 145 млн рублей сверх цены госконтракта.
По заявлению истца, если бы заранее было известно о таком росте цен, компания «вовсе не взялась бы за работу».
Глава фирмы Владимир Егоров указал, что СФУ отказался делать перерасчёт. Университет же его слова опроверг, отмечая, что «Сибиряк» «не прилагает сметы» в подтверждение удорожания стоимости материалов и оборудования.
В вузе уверяют, что «заинтересованы в завершении строительства и ввода объекта в эксплуатацию». Первое заседание по делу было назначено на 3 ноября, но отложено по просьбе СФУ.
Ранее компания «Сибиряк» уже сотрудничала с СФУ – возводила второй корпус многофункционального комплекса к Универсиаде. Но на объект зашла не сразу. В ходе проведения торгов в 2016 году фирма соревновалась с ООО «НСК», которое предложило сумму контракта на 140 млн рублей меньше начальной – и выиграло. Однако через год вуз в одностороннем порядке расторг договор под предлогом отставания от графика и на повторных торгах выбрал компанию «Сибиряк», которая стала единственным участником.
На ликвидацию отставания, которого так и не удалось добиться, из бюджета выделили дополнительные средства. В итоге строительство объекта подорожало по сравнению с ценой, предложенной ООО «НСК», на 80 млн рублей.
– Когда речь идёт об эффективности расходования бюджетных средств, любой сдвиг сроков реализации проекта чреват существенными убытками всех участников процесса, особенно в условиях регламентированности всех процедур государственных заказов. Любое расторжение, даже по согласию сторон, несёт существенный риск для бюджета, в первую очередь в части срывов сроков реализации проекта и, как следствие, катастрофическом падении эффективности расходования бюджетных средств, – отмечают аналитики РАСП.
По словам одного из участников рынка, в подобных ситуациях зачастую проявляется коррупциогенный фактор. Под предлогом отставания от графика заказчик разрывает контракт, объявляет торги на достройку объекта и заводит на объект «нужного подрядчика» – с выделением дополнительных средств из бюджета на ускорение работ.
Через перезаключение контракта разыграть коррупционную составляющую и обосновать повышение цены значительно легче, чем через пересчёт сметной документации и последующую проверку экспертизой.
По этой же причине муниципальные заказчики не стремятся использовать инструмент пересмотра начальной цены госконтракта – даже при полной прозрачности смет существует риск быть заподозренным в коррупции.
В настоящее время, по информации Минстроя РФ, более чем по 500 объектам документы направлены в экспертизу, из них более 140 – в регионах. Получено 112 положительных заключений экспертизы.
Анна Федорова
Фото на обложке: Стоян Васев/ТАСС
Читайте нас:
Сайт: https://octagon.media
Youtube: https://www.youtube.com/c/Octagon_media
Facebook: https://www.facebook.com/Octagomedia/
Telegram: https://t.me/octagonmedia
ВКонтакте: https://vk.com/Octagon_media
Instagram: https://www.instagram.com/octagon_media_
Twitter: https://twitter.com/octagon__media
Одноклассники: https://ok.ru/octagon.media