Недавняя статья о найденной археологами в уничтоженной монголам южнорусской крепости конной дружине вызвала уже практически традиционное появление знатоков новой украинской истории, которые, ничтоже сумняшеся, заявили, что в летописном Изяславле (именно так назвали город археологи, его исторического названия определить не удалось, расположен он в современной Хмельницкой области) героическую оборону держали украинцы (больше всего, конечно, посмешил лозунг "Слава Украине", ну да Бог с ним).
В принципе, ничего из ряда вон выходящего в этом заявлении для меня уже нет - времена, когда историки смеялись над "концепцией" "Руси-Украины" и прочими попытками построения "самостійної та великої історії" нынешней Украины уже давно прошли, и сегодня остается только с сожалением смотреть, какие плоды все это дало. Но последовавшая за этим небольшая беседа (научной дискуссией ее назвать невозможно) напомнила мне один эпизод из того времени, когда Русь не была еще "Русью-Украиной". Эпизод этот касается вторжения монголов в Черниговское княжество (пардон, Черниговско-Украинское, надо думать).
Этот этап завоевания Руси монголами обычно выпадает из поля зрения любителей военной истории. Чаще всего, когда говорят о монгольском нашествии, то его делят на два периода: разгром Северо-Восточной Руси осенью 1237 - весной 1238 годов и разгром Южной Руси (еще раз пардон - "Руси-Украины") осенью 1240 - весной 1241 годов. Однако и между 1238 и 1240 годами монголам было чем заняться в обширной Русской земле: верные своей стратегии покорять сильные народы по частям, осенью 1239 года они двинулись на то самое "Черниговско-Украинское" княжество. И именно в ходе его разгрома случился тот самый примечательный эпизод. Точнее, целых два.
Надо сказать, что в то время, как монголы громили их северо-восточных соседей, южнорусские князья "развлекались" в привычной для всех князей Руси манере: черниговские князья "бодались" с галицкими и волынскими за Киев и прочие уделы.
При этом делали это с таким увлечением, что занятый своими делами черниговский князь гордо отказал в просьбе о помощи со стороны Юрия Рязанского (Северо-Восточная Русь), готовящегося встретить монголов. Причиной был названо то, что "рязанские с ним на Калку не пошли". Не напрягся черниговский князь и после того, как монголы, уже возвращаясь, в долгой осаде взяли Козельск - удельный город Черниговского княжества (да, Козельск принадлежал Михаилу Черниговскому). И понятно, почему: в это время освободился киевский престол, и черниговский князь "под шумок" занял освободившееся место. Что ему этот Козельск?
Однако, монголы оценили это невмешательство по-своему: на захват Черниговского княжества они выделили сравнительно небольшой отряд во главе с Батыем. Их основные силы громили Северный Кавказ.
И оценили монголы Михаила Черниговского верно: узнав, что Батый, разгромивший за зиму Северо-Восточную Русь, идет на Чернигов, Михаил предпочел бежать в Венгрию ("выехаша в Угры"), бросив все свои "уделы". Чернигов был осажден.
Но тут вмешался неучтенный многоопытными монголами фактор: двоюродный брат Михаила Черниговского, Мстислав Глебович, князь Новгород-Северский совершенно неожиданно атаковал ведущих осаду монголов. И осаждавшие оказались между двух огней. Но деблокирующий удар не удался: Мстислав потерпел поражение, а Чернигов был взят и сожжен.
Как пишет Новгородская летопись,
"А иная рать (монгольская - ИО) на Чернигов пришедши и обьстоупиша градъ; слышав же Мьстиславъ Глебович нападение иноплеменныхъ на градъ. И приде на нь съ своими вои; и бившимся имъ. лютъ бо паки бои бысть оу Чернигова, оже и тарань на нь поставиша. меташа бо камениемъ полтора перестрела, а камень якоже можахоуть 4 моужи силнии подъяти. И побежденъ бысть Мьстиславъ, и множество вой его избьено бысть, и градъ взяша и запалиша и огнем".
В качестве ремарки: любителям порассуждать о том, как легко можно из луков с крепостных стен расстрелять монгольские камнеметы, следует обратить внимание не только на вес камней, которые метали эти камнеметы, но и на дистанцию: "полтора перестрела" - т.е. камень летел в полтора раза дальше, чем стрела.
Однако после этого монголы дальше не двинулись. Более того, они отпустили захваченного в Чернигове епископа, а с князьями Южной Руси заключили мир:
"а епископа взяша, оставиша жива и ведоша его въ Глоуховъ и паки пустишиа. И оттоудоу приидоша с миромъ къ Киевоу и смирившеся съ Мьстиславомъ и с Володимеромъ и с Даниломъ".
Как видим, в списке князей, с которыми монголы заключили мир, Михаила нет, и причина понята - он бежал. И по этому списку можно судить о том, с какими силами Мстислав Глебович пытался деблокировать Чернигов.
Таким образом, при разгроме монголами Черниговского княжества имели место два примечательных события, которые и вспомнились мне в ходе беседы с знатоком истории "Руси-Украины":
1. Бегство Михаила Черниговского, который бросил своих подданных на произвол судьбы и монголов (год спустя его "подвиг" повторит и Даниил Галицкий)
2. Южнорусские князья (галицкие и волынские в первую очередь) были единственными князьями Руси, заключившими мир с монголами. Правда, это не спасло их земли и их народ от разорения и гибели в следующем году. Но сами князья выжили.
Более того, вернувшись из "творческой командировки" Михаил Черниговский вновь сел на киевский стол, а Даниил Галицкий вновь занялся привычной забавой - продолжил таскать у соседей то, что, по его мнению, плохо лежало. Правда, с оглядкой на монголов.
И, кстати, вернемся к осаде Козельска весной 1238 года: если двоюродный брат Михаила Черниговского смог пусть даже неудачной атакой заставить монголов заключить мир, то что могли бы сделать свежие черниговские и галицко-волынские войска под руководством Михаила Черниговского или Даниила Галицкого с уставшими, поредевшими да еще и разделенными на части монгольскими туменами, если бы ударили под Козельск?
#древняя русь #монгольское нашествие #монгольское иго
Как города Южной Руси сдавались монголам, можно прочитать здесь.
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!