Вашингтон (столица), 2004 год. Последний четверг ноября. День благодарения. Приехал я на пару дней в гости к товарищу. Никаких планов на самый главный американский праздник не было ни у него, ни у меня. И вдруг появились, когда мы зашли к моему другому товарищу на огонёк. По-американски. Или по-афгански...
День благодарения в США очень похож на советский Новый год. Собираются родственники и близкие друзья. Иногда и дальние друзья наведываются в гости. Столы ломятся от гор вкусной еды. Животы растягиваются. Сила воли испаряется. Остатков гастрономической роскоши хватает ещё на целую неделю.
День благодарения в США до 2004 года оставался для меня своеобразной экзотикой, участие в котором никогда не напоминало мне о Новом годе. Это американцы готовятся к нему в течение нескольких месяцев и ждут с нетерпением встречи со всеми родными под одной крышей. Хотя бы раз в году.
Мой товарищ, к которому я приехал в гости, оказался в Вашингтоне только потому, что его знакомая перед уходом из центра имени Никсона порекомендовала на её место своего друга, такого же политолога, как и она. Одного года работы моему товарищу хватило выше крыше, и он предложил мне, ещё одному политологу, попробовать себя на его месте.
Без родных и близких делать нам в День благодарения в чужом городе было нечего. Сидим у него дома, звоним близким людям, поздравляем их с праздником и безуспешно думаем, что приготовить себе на ужин. Звоню и я своим друзьям и знакомым в Америке, в том числе моему бывшему научному руководителю по летней практике двумя годами ранее:
С Днём благодарения Вас!
Спасибо. И тебя тоже. Ты где сейчас?
Да тут, с товарищем в Вашингтоне. Думаем, куда пойти сейчас перекусить.
А вам что, пойти не к кому?
Совершенно не к кому.
Сразу отмечу, что это мой собеседник вывел меня на такой ответ. У меня даже в мыслях не было напрашиваться к нему в гости. Не по-американски же. Да я и не знал, что он жил недалеко от столицы. Слышу реакцию моего бывшего руководителя:
Так, вот тебе мой адрес. Быстренько к нам!
Да не стоит беспокоиться. У Вас там праздник, наверное, уже полным ходом. Не хочу мешать.
Да ты что? Никто не должен отмечать День благодарения в одиночестве. Дуй к нам!
С товарищем?
Конечно!
На метро мы добрались до нужной станции и пешком минут через десять нашли нужный дом. Мой бывший руководитель жил в обыкновенной квартире вроде нашей трёхкомнатной. В гостях у него уже было несколько друзей. Из родных - только мама. Кстати, они оба эмигрировали из родного Афганистана сразу после ввода советских войск на их землю в конце декабря 1979 года.
Будучи ещё подростком, он хорошо влился в американскую культуру, поступил в институт, написал дипломную по философии о творчестве Ницше и защитил кандидатскую по политологии. Американизация через образование прошла успешно, но в душе человек остался афганцем. Возможно, его восточное гостеприимство, вместе с любовью к американским традициям, и побудило его пригласить нас обоих на огонёк.
Обычно на огонёк в Америке ходят только самые родные и близкие люди, но раз в году на День благодарения можно напроситься в гости и к, казолось бы, давно забытым друзьям. Почти весь вечер тогда я беседовал с мамой моего бывшего руководителя, афганской бабушкой, и запомнил их афгано-американское радушие на всю жизнь. Теперь и сам стараюсь поступать так же.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Жмите палец вверх и подписывайтесь на канал. Если есть желание поддержать канал, жмите сюда. До новых встреч!