Найти тему
Хрустальный купол

Структурные проблемы России начала XXI века

Хотя В.В. Путин довольно легко выиграл президентские выборы 2000 года, но почивать на лаврах победителя долго ему явно не стоило. Власть в российском государстве передавалась ему довольно потрепанной и безусловно ослабленной.

Смена власти
Смена власти

Государственная власть в нашей стране, как правило, делилась по вертикали и по горизонтали, на центральную и провинциальную (региональную). В этом отношении бурные события 1990-х годов очень негативно сказались на политической сфере России начала XXI века. И хотя после выборов 2000 года один недостаток был ликвидирован – президент теперь был уже дееспособен и относительно для политика молод, но остальные политические структурные проблемы от него никуда не делись. Более того, решать их необходимо было обязательно и в короткий срок, поскольку каждый из них резко отрицательно влиял на всю страну:

1. В исполнительной власти наблюдалась относительная неопределенность в границах обязанностей различных должностей – наследие бурной истории страны в конце ХХ века. Первый вроде бы является полноправный президент, а второй? И вообще, как построена лестница исполнительной власти?;

2. Сохранялось довольно жесткое противоборство законодательной и исполнительной власти. Хотя борьба на первом этапе (1990-х годов) окончилась победой президентской стороны, но с исчезновением с политической арены обеих сил (и Б.Н. Ельцина, и в какой-то мере депутатов Верховного Совета) вопрос был как бы подвешен. Новые политические игроки должны были переигрывать ситуацию заново.

В 2000-е годы депутаты уже Государственной Думы, привыкнув к относительной свободе в государстве, не собирались подчиняться к новому президенту, не смотря на наличие Конституции. Как всегда в России, жесткость законов компенсировалось их необязательностью. Депутаты Госдумы (и не только они) к этому привыкли и не собирались жить и работать по существующей юридической базе;

3. Верхушка капиталистической системы в России – т.н. олигархи, частично входящие в «Семью» прежнего президента, имея сильные политические и экономические рычаги, личные связи среди ответственных чиновников центрального аппарата, стремительно перемешивали собственные и государственные интересы. Особенно в этом отношении отличались В. Березовский, М. Ходорковский, В. Гусинский;

4. Пользуясь общей тенденцией к децентрализации и распаду СССР, большинство российских регионов стремились и в дальнейшем ослабить контроль Москвы. И хотя большая часть намерений выглядывала довольно умеренно (больше власти губернаторам и главам областей).

Но часть регионов действовала довольно радикально, внятно говоря о свободе и независимости, а Чечня, являясь дестабилизатором на Кавказе, показывала не только иной, сепаратистский путь развития российских регионов, но и являлась центром терроризма;

5. Это, в свою очередь делало очень сильной террористическую опасность. 1990-е годы уже показывали, что средневековая угроза появления воинственного гнезда на границах Россия, когда те будут совершать кровавые набеги, а Россия будет в ответ платить своего рода дань, как это было в XIV – XVI веках. Разводить дипломатические переговоры с чеченскими террористами не имело смысла, как это показал опыт тех же 1990-х годов. С ними было можно только воевать или становиться а позицию рабов.

Все эти системные проблемы (не считая повседневных экономических, кадровых и др.) решались по мере их актуального возникновения, но довольно быстро.