Еще лорд-адмирал Чарльз Говард (тот самый, который руководил разгромом испанской Непобедимой армады) говорил, что «бережливость и война ничего общего между собой не имеют». Эти слова подтвердила и Гражданская война в России, за которой последовали голод, эпидемии и разруха. Конечно, перечисленные беды коснулись и Красной Армии, перешедшей в начале 20-х годов на режим жесткой экономии.
Бережливость стимулировалась в первую очередь агитационными плакатами. Самый известный по этой теме нарисовал в 1922 году Михаил Черемных, а подписал его Владимир Маяковский (правда, тут еще и про самодисциплину):
Басня про красноармейца и пуговицу
«У красноармейца Иванова
Сзади на шинели
Пуговица одна держалась еле,
Не пришил Иванов.
Пуговица
Малость
Поносилась
И оборвалась.
Плюнул Иванов:
«Кому ее нужно,
У меня и без нее пуговок дюжина».
Гуляет Иванов, не беспокоясь нимало
Только хлястик сзади хвостом раздувало.
Раз пришел в казарму боевой приказ,
И Иванов неряха
Пошел бить панов и ляхов
За шрапнелью, подымавши вой.
Дело дошло до атаки штыковой,
Иванов храбрец,
Винтовка наперевес,
Первым через их загражденье перелез.
Кажется никому на пути
От такого силача не уйти!
Да посмотрите на это несчастье-ка.
За сук зацепился
Петлею хлястика,
Иванов на суку повис.
Ни взад, ни вперед - ни вверх, ни вниз. Справиться с таким много ли стоит?
Загнали штык ему
Под ребро шестое.
В этой басне
Для красноармейца
Такая мораль имеется:
Чтоб нас не разбили враги,
Смотри за пуговицей,
За винтовкой,
За конем,
Вообще
Достояние свое береги».
На тему бережливости в Красной армии выпускалась и другие агитационные материалы. Например, вот этот плакат 1920 года.
Тот, кто привык видеть красноармейцев на пропагандистских картинках, очень бы удивился от внешнего вида тех же самых бойцов в каком-нибудь 1925 году. Фотографии неплакатных красноармейцев запросто можно отыскать в прессе тех лет. Например, в журнале «Прожектор» в сентябре 1925 года были опубликованы снимки терармейцев (или красных ополченцев), которые больше похожи на переодетых в форму расхлябанных мужиков.
Дело в том, что терармейцы занимались военной подготовкой на досуге, по мере возможности. Это делалось после работы на базе военных уголков, создаваемых на местах «в порядке вневойскового обучения». Другими словами, красное ополчение – это продукт экономии советского государства того времени. Дело в том, что многочисленную кадровую армию страна содержать еще не могла. Даже форма терармейцев шилась или покупалась за их счет. Собственно, на фото все это бросается в глаза.
Советское руководство вело ожесточенные споры о назначении терармии. Например, бывший генерал-майор Русской императорской армии Михаил Дмитриевич Бонч-Бруевич, перешедший на сторону красных и возглавивший весной 1918 года штаб Высшего Военного Совета, считал, что территориальные части постепенно вольются в регулярную Красную Армию. Его оппонентом выступал Николай Подвойский, возглавлявший Всевобуч (система обязательной военной подготовки граждан - всеобщее военное обучение). Он считал терармию особыми вооруженными силами, которые должны развиваться параллельно старой "генеральской" армии. В итоге, прав оказался Бонч-Бруевич: выборность командиров была отменена, а командный состав новой Красной Армии набирался как из офицеров старой армии, так и из новых перспективных бойцов. Получалось, что классовый принцип шел рука об руку с профессионализмом.
Территориально-милиционные формирования начали себя изживать к середине 30-х годов. Появление все более сложной военной техники привело к невозможности быстрого ее освоения во время кратковременных сборов. К тому же улучшение экономических условий позволило построить в СССР профессиональную кадровую армию. На нее государству пришлось раскошелиться.
Даешь подписку на канал «Красный Фронтовик»!
Читайте также другие публикации:
Иван Владимиров - художник-перевертыш, который славил Сталина и клеймил военный коммунизм
Культ книги в РККА: как красноармеец стал главным пропагандистом грамоты в стране
Все против всех. Как агентура петлюровцев разлагала войска белых, красных и свои собственные