Найти в Дзене
Июньский кот

Как и почему создание колхозов привело к голоду в 1932-1933 гг.

Давайте разберемся, как и почему создание системы колхозов в СССР в начале 1930-х годов привело к голоду в некоторых регионах страны. Эта публикация продолжает статью о создании системы колхозов в 1930 - 1931 гг.

В прошлых статьях мы выяснили что в конце 20-х годов сельское хозяйство оказалось в кризисе, по причине того, что большая масса крестьян-единоличников оказалась неспособна провести модернизацию своего хозяйства, и перейти к использованию современной техники и методов ведения хозяйства. В 1928-29 году эта ситуация привела к нарушению снабжения хлебом городов, и как выход, правительство приняло решение о начале коллективизации, так как крупные хозяйства располагали бы ресурсами для модернизации аграрного сектора. О том, как проходила коллективизация, мы говорили в прошлой статье.

По итогам заготовительной кампании 1931 года Сталин признал, что были допущены серьезные ошибки. План был уменьшен. В 1931 году для колхозов и единоличников план составлял 224 млн ц зерна, реально было заготовлено 194 млн. В 1932 году было запланировано 181 млн ц. Для Украины план составил 71,1 млн ц (выполнено 64,7 млн ц) в 1931 г, в 1932 г – 58,3 млн ц. Заготовка сверх плана была разрешена к свободной продаже на рынке.

Также Сталин распорядился в три раза увеличить поставку в село промтоваров, даже за счет снабжения промтоварами городов. Была восстановлена традиционная семидневная неделя с выходным воскресеньем.

Но даже уменьшенные планы вызвали панику у крестьян и местного руководства. Многие начальники приходили к решению, что нужно будет сначала накормить население, а потом остаток сдавать государству. Многие руководители уходили в отставку. ОГПУ сообщало об огромных масштабах хищений, но истинная картина еще не была ясна. Но в июле 1932 года на Украине было сдано в семь раз меньше хлеба, чем в прошлом году. Сталин распорядился уменьшить план для Украины с 58,3 до 51,7 ц. Но было поздно, практика хищения хлеба не уменьшалась. Активно применялась имитация работы в поле – итальянская забастовка.

И при этом надо было чем-то кормить городское население, и взять продовольствие можно было только из села. Правительство было вынуждено перейти к насильственному изъятию хлеба. За декабрь и январь было найдено 17 тысяч тайников с хлебом, встречались ямы с 40 тонн зерна, для продажи. В ответ на эти тайники, власти забирали все найденное зерно, вплоть до семенного. В итоге в 1932/33 с/х году в УССР удалось заготовить 36 млн ц зерна, почти в 2 раза меньше, чем год назад. На Северном Кавказе было собрано 64% от плана. В других регионах дела шли получше, всего по стране было заготовлено 149 млн ц, ¾ от прошлого года. Это сразу отразилось на снабжении городов, армии, незерновых аграрных регионов. На ¼ были уменьшены пайки рабочим, начало практиковаться нищенство, стала падать производительность труда, на заводах начались забастовки. Резко уменьшился экспорт хлеба, что привело к временному прекращению закупки импортного оборудования для индустриализации.

На Украине начался массовый голод. Советское правительство оказалась не готово к этой катастрофе, и к ее масштабам. Например, в течение осени и зимы в Днепропетровский обком приходила информация о голодных смертях, но лишь в феврале 1933 года в обкоме всполошились, когда выяснилось, что от голода погибают не только единоличники, но и колхозники с большим числом трудодней, то есть те, кто е воровал зерно. Украинское руководство было вынуждено оправдываться перед Москвой, почему возникла такая ситуация, и почему с такими масштабами.

Для помощи Украине было выделено 5 млн ц зерна (для сравнения, для снабжения городов в первом квартале – 15 млн ц). Для экспорта выделено 3,5 млн ц, на выплату краткосрочных кредитов. В начале апреля экспорт зерна был вообще прекращен.

Такая катастрофа требует объяснений.

Одна из часто употребляемых теорий – искусственный голод. Сталин специально организовал голод, чтобы преодолеть сопротивление крестьян. В отличие от русских крестьян-общинников, украинские были индивидуалистами, по ним и был нанесен основной удар. Но Международная комиссия по расследованию голода на Украине в 1990 году признала, что нет доказательств целенаправленного геноцида.

Более вменяемые теории указывают на комплексный характер трагедии. Указывается на сочетание природных проблем (засуха, дожди, болезни растений) и человеческого фактора – нежелания крестьян работать в колхозах, что приводило к недосеву зерна, нарушению севооборота, плохой вспашке и прополке (что вызывало засоренность полей), отсутствию заботы о колхозном имуществе (что вызывало падеж лошадей, что дальше приводило к невыполнению работ в нужные сроки).

Историк Нефедов, также исследовавший советское сельское хозяйство в первой половине 20 века, дополняет комплексную теорию. Он указывает, что большой недосев имелся на севере Украины, но дальше на юг был выражен хороший урожай, как и в целом по стране. Дальше выясняется интересная картина. На основе фактического засева в августе 1932 года, в 1933 году ожидался урожай – на Украине 7,4 ц/га, на Северном Кавказе 6,2 ц/га, на Волге 4,3 – 5,5 ц/га. По отчетам колхозов, в начале 1933 года было собрано на Украине – 5,1 ц/га, на СК – 3,9 ц/га, на Волге – 3,7 – 5 ц/га. Разница, то есть, что было потеряно и расхищено, составляет 2,3 ц/га на Украине и СК, 0,5 ц/га на Волге.

То есть выращено было достаточно, чтобы не допустить голода. Но куда делись 2,3 ц зерна с каждого гектара на Украине? Сводки ОГПУ дают ответы – из-за затяжной уборки значительные площади посевов созрели и не убраны, зерно осыпается. Потери зерна составляют от 20 до 50%. Затяжная уборка происходит из-за невыходов на работу, местами до 30% и даже до 70%. В ряде мест похищается до 30-50% зерна.

Но пришла еще одна беда. Изобилие корма на полях вызвало активное размножение грызунов. Мышиная напасть 1932 года стала уникальным в российской истории явлением. В Ставрополье, по оценкам специалистов, плотность мышей доходила в скирдах до 70 особей на м3, по норе на м2. Такая картина была везде, от Молдавии до Кавказа. СНК Украины 11 ноября 1932 года признал распространение мышей стихийным бедствием. Нашествию подвергались не только поля, но и амбары и ямы с похищенным хлебом, и к весне вместо прятанного зерна в тайнике оставались только отходы жизнедеятельности мышей.

Мы видим, что все стороны несут ответственность за то, что произошло. Центральное правительство получало недостоверную информацию, и принимало слишком жесткие и поспешные решения. Местное руководство слишком перегибало, отбирая у крестьян даже то, чего не требовало правительство, затем не видело масштабов проблем, и наконец, поняв их, боялось докладывать в Москву.

Но была и третья сторона. 2,3 центнера на 17 млн га посевов, дают 39 млн ц зерна, более чем достаточно для пропитания всего сельского населения Украины в течение года. Голод стал ценой саботажа.

Продолжение следует.

На этом спасибо за внимание!