Все чаще родители ставят под сомнение качество образования в общеобразовательных учреждениях. Что именно их смущает и какие основные причины такой прогрессирующей тенденции – сейчас разберемся.
Проблема 1. Отсутствие индивидуального подхода
Всем известно, что большинство государственных школ не подразумевают индивидуальную программу и подход к каждому ученику. Интересы и таланты ребенка совершенно не учитываются, для этого, по мнению учителей, существуют кружки. «В школе пусть учат все одинаковое, а на кружках развивайте, что хотите», - стандартная фраза, которую мне довелось услышать при опросе педагогов. Однако, каждый «предметник» считает свой урок самым важным, нагружая ребенка вперед на неделю. Правильно ли это? Однозначного ответа нет. Кто-то скажет, что таланты раскроются позже и важно учить как технические, так и гуманитарные науки для общего кругозора. Другие ответят, что школа для того и существует, чтобы помочь ребенку найти себя, нащупать свои сильные стороны и таланты.
Возможность выбрать профильные предметы обычно появляется только в старшей школе, и то, до сих пор не везде. Дети тратят уйму времени и нервов на предметы, которые им попросту не нужны и не интересны и не успевают сделать прорыв в любимых науках, потому что педагоги не дают им продохнуть.
Я поговорила с Марией Хворост, ученицей 10 класса. Ее мечта и цель на ближайшие два года – связать свою жизнь с актёрским. Она уже несколько лет назад решила, куда будет поступать. Школа не давала ей возможности заниматься любимым делом и готовиться к поступлению, более того, многие педагоги стали относиться к девочке предвзято, когда узнали о ее желании поступить в театральное.
«Я действительно счастлива, что родители поддержали мой выбор и позволили перейти на домашнее обучение. Они подарили мне спокойные годы и приблизили меня к мечте. В школе я бы точно не смогла качественно подготовиться к поступлению в вуз, не угробив свою нервную систему. Сейчас я учусь дома, у меня оформлена подписка в разных онлайн школах, по актерскому мастерству я посещаю курсы».
Проблема 2. Погоня за рейтингом
Все школы имеют свой рейтинг, и каждая пытается повысить себе престижность любой ценой. Отсюда вытекает наша вторая проблема – несоответствие оценок с реальными знаниями детей. Кроме того, для многих детей оценки становятся больной темой, причиной расстройств и даже психологического насилия со стороны родителей. Вспомните, не отчитывали ли вы своих детей за полученную тройку, даже не узнав, за что именно он ее получил? Взрослым становятся важны не знания, не психологическое и эмоциональное спокойствие, а просто цифра в дневнике. А как всегда стыдно услышать плохую оценку, озвученную на весь класс учителем. По-моему, это изощренный способ нанесения психологических травм детям.
Я обсудила систему оценивания с 9-классницей Вероникой Земляницкой.
«В обычной школе о тебе судят по оценкам. Даже родители после работы не спросят «как дела?», зато спросят «какие оценки получила?». Мне кажется они только портят процесс обучения. В младшей школе вообще никто не хотел общаться с троечниками, зато сейчас это самые интересные люди, потому что вместо зубрежки, родители играли с ними по вечерам, читали им книги и гуляли в парках. Оценивание знаний только портит настрой и отбирает желание стараться»
Проблема 3. «Все свое несу домой»
Родители, признавайтесь, сколько поделок лепили за детей, сколько рисунков папы рисовали по ночам и сколько бокалов «от нервов» выпито, пока вы помогали своему чаду с домашним заданием? По СанПину на выполнение домашних заданий в младшей школе должно уходить 1,5-2 часа, в 6 классе — 2,5, в 9-м — 3,5 часа. Реальные цифры далеки от истины. Домашняя работа зачастую настолько объёмная, что за уроками приходится засиживаться допоздна, причем всем членам семьи, включая животных. Эта проблема беспокоит многих родителей.
Домашнее образование приучает детей к самостоятельности, они учатся распоряжаться своим временем, потом им намного проще адаптироваться в вузах, где родители уже не смогут помочь с навалившимися заданиями.
Проблема 4. «Запасной выход»
Речь тут пойдет о педагогах, которые случайным образом попали в эту среду. К сожалению, педагогические вузы часто становятся запасным аэродромом для абитуриентов. Окончив вуз, молодые педагоги набирают себе много часов, берут классное руководство и подрабатывают репетиторством, чтобы было на что жить, качество самого образования, конечно, страдает. Им попросту некогда готовить интересные уроки, которые привили бы ученикам любовь к предмету, а большая нагрузка на работе неизбежно приводит к физическому и эмоциональному выгоранию.
В этом мне помогла убедиться учительница начальных классов – Екатерина Миронова: «Учитель — это призвание. Но его труд должен оплачиваться достойно, иначе огонь в глазах быстро погаснет. Молодые педагоги тонут в отчётах и методичках, это убивает интерес к предмету. Добавьте к этому отсутствие материальных стимулов, и вы поймёте, почему на школьных уроках скучно до ужаса. Кроме того, в школах много залетных людей, кто ни работу, ни детей не любит и это огромная проблема, которая может нанести непоправимые травмы ученикам».
Проблема 5. А как же новые методики?
И правда, а как же? В школах часто работают достаточно пожилые учителя, которые с современными технологиями даже на Вы стесняются общаться, что уж говорить о внедрении современных методик в процесс обучения. Что еще хуже – такие учителя не понимают исключительности поколения Z, не хотят подобрать к ним подход и, что хуже всего, считают их бездарными и недалекими, причитая о временах своей молодости. Таких людей в образовании работает действительно много, что не может не сказаться на процессе обучения и комфорте учеников. Детям, а особенно подросткам, важно чувствовать, что их понимают, что их уникальность – оценят, а методики будут идти в ногу со временем. Конечно, ученики не будут вовлечено слушать человека, который пришел просто «досидеть до пенсии». Максимум, какую пользу они получат на таких уроках – доспят недостающие часы.
Проблема 6. А где взять деньги на экзамены?
Расскажу тут вовсе не о взятках, разумеется. Вопрос о некачественной подготовке к обязательным государственным экзаменам. Сейчас у многих родителей екнуло сердце и сжались кошельки. Меньший процент семей не нанимает репетиторов, чтобы ребенок успешно сдал ОГЭ и ЕГЭ. В школах не дают даже примерно тот уровень, с которым можно достойно сдать экзамен и уж тем более, речи не идет о поступлении на бюджет. Родителям приходится не только оплачивать репетиторов, но и видеть, как нервная система их детей потихоньку рушится. Подростки пытаются не стать «отстающими» в школе, разгребая тонну домашнего задания по ненужным им предметам, а также посещают занятия у платных педагогов. Чаще всего, репетиторы дают намного больше пользы за эти же 45 минут, но это все равно добавляет общую нагрузку. Как итог, к моменту поступления, ученики сталкиваются с паническими атаками, психологическими проблемами, нарушением работы гормонов на почве усталости и стресса и многим другим. А все упирается в то, что экзамены ввели, а должную подготовку в школах – нет. Я поговорила с Колей Никитиным, который выбрал альтернативное образование как раз перед экзаменами.
«Я понимал, что я просто не вывезу и школу, и экзамены. Я долго взвешивал, что мне важнее – остаться с друзьями или все-таки успешно поступить. Я понял, что друзья никуда не денутся, они же не ограничены школой, наше общение стало только лучше, а вот поступление сильно влияет на ход жизни. За год домашнего обучения, работы с репетитором и обучением на онлайн-платформах я подготовился на очень высокие баллы ЕГЭ и успешно поступил на бюджет в Российский государственный университет нефти и газа НИУ имени И. М. Губкина. В школе я бы просто не справился с такой нагрузкой, я не понимаю, как можно отсидеть 7 уроков и еще поехать к репетитору».
Проблема 7. Было или не было?
А был урок вообще или его не было? Из 45 отведенных минут, 10-15 всегда уходит на какую-то организацию, выяснение, кто нахамил Марии Ивановне, кто потерял сменку, не сдал деньги на день учителя и далее по списку. Еще минут 15 уходит на разбор домашнего задания, что важно, не спорю, однако на получение новых знаний остается 10 минут. Несерьезно называть это громким и важным словом - образование. И это при условии, что класс спокойный и учитель не тратит оставшееся время на разбор балагана, пока остальные ученики просто ждут и тратят время. В работе с детьми без этого никак, скажете вы, и я соглашусь, вот только речь идет не о воспитательных учреждениях. Воспитывать детей – дело семейное, в школе они должны получать только позитивные эмоции и знания, чтобы в юном мозгу не засела идея того, что учиться – это всегда скука, критика и страх перед оценками.
Проблема 8. Скажи мне, кто твой друг...
Процесс адаптации в обществе и социализации чрезвычайно важен для детей. Вот только хотите ли вы, чтобы ваш ребенок рос в случайной среде? Вы не выбираете ему одноклассников, друзей, не знаете, кто зацепит его взгляд и на кого он захочет стать похожим. Хорошо, если он выберет воспитанного, доброго ребенка. Но всегда ли процесс коммуникации между детьми приносит только пользу? Сомневаюсь. В школах происходит сильное социальное расслоение. Дети несут в школу не только учебники, но и стереотипы, сформированные в родительской среде. А стереотипы зачастую просты — ты то, что ты можешь себе купить. И, доставая из портфеля дорогой планшет, ребенок достает вместе с ним часть своего статуса в школьной группе. Так у других появляются комплексы и неуверенность в себе. И это самый безобидный пример влияния детей друг на друга, примеры бывают куда плачевнее и с более тяжелыми последствиями. Об этом со мной поделилась Даша Мельковская, которая связалась в школе не с той компанией.
«В 7 классе я была вынуждена поменять школу. Я переходила в уже сформированный класс и, конечно, боялась остаться изгоем-новенькой. Я схватилась за первых людей, кто подошел ко мне и обратил на меня внимание. В итоге это вылилось в психологов, курение в восьмом классе, нервные срывы мамы и мысли о суициде. Вы скажите, что я ведомая, раз со мной такой могло случиться? Нет, просто во время переходного возраста вокруг меня оказались не те люди. У меня очень культурная семья, мама – врач, папа –инженер, у нас теплые отношения, но в переходный период родители перестают быть ориентиром, важно, чтобы в этот момент рядом были люди, которые не подтолкнут тебя к неисправимому. Моя история печальная: я безумно влюбилась, а мои друзья «утешали» меня сигаретами и выпивкой, говоря, что это поможет отвлечься. Когда этот мальчик сказал мне, что был влюблен в меня, пока я не стала ТАКОЙ, я хотела покончить с собой, настолько я была одержима….».
Проблема 9. Без бумажки ты букашка
Да, казалось бы, какая бюрократия в образовательной среде, а по сути, даже дети сталкиваются с подобным явлением. Их с первых классов приучают к ненужным формальностям, заставляют соблюдать десятки вымышленных правил и учат ходить по струнке ровно. Сколько тратится ценного времени на «Где журнал?», «А голову ты дома не забыл?» и далее по наклонной.
Вроде мелочь, но даже такая ерунда портит процесс образования и обедняет его. Кроме потраченного времени, о котором мы говорили с вами выше, дети вынуждены сталкиваться с этими формальностями с ранних лет. Я уже молчу о снижении оценок за недостаточный отступ от красной строки, некрасивый почерк, неверную клеточку и прочую ерунду, не имеющую ничего общего с развитием интеллекта. Это не образование, а армейская система, где страшно вздохнуть лишний раз, и в этой атмосфере действительно трудно получать знания в удовольствие.
Проблема 10. Через страхи
Большинство детей ходят в школу через различные страхи. Страх, что родителей вызовут в школу, озвучат негативную оценку на весь класс, отчитают, осудят и многое другое.
Нельзя винить в этом только педагогов, тут проблема более глубокая и тянется от самой системы образования, методики оценивания учеников, способов проверки знаний и так далее. Дети подвержены стрессу практически каждый день. Кто-то регулярно придумывает себе «болезнь», лишь бы не сталкиваться с конкретным учителем, кто-то просто втихаря прогуливает уроки, другие подвергают себя сильнейшему стрессу, потому что не могут понять тему или найти общий язык с учителем.
Многие дети подвержены предвзятому отношению, хотя, казалось бы, учитель – взрослый человек, какие счеты у него могут быть с ребенком? Однако, поверьте мне, могут. Все чаще слышу от подростков, что их недолюбливают, выделяют с негативной точки зрения, критикуют и наносят другие ранки по самооценке юных учеников. Что еще более плачевно, родители обычно отмахиваются фразами, мол «много о себе думаешь», «да кому ты нужна/нужен», «не выдумывай, это заслуженный учитель».
Хоть я сама давно окончила школу, до сих пор помню, как стоя у доски, учитель кинул мне едкое замечание: «Садись, тебе лучше молчать, будешь просто красивой в жизни». До сих пор с болью в сердце вспоминаю, как я шла по классу, сдерживая ком в горле, ведь геометрия мне никогда не давалась, зато сейчас я пишу статьи, учусь на журналиста и считаю своим долгом донести до родителей, что детям важно верить, они всегда стараются стать к вам чуточку ближе.
Учиться нужно и очень важно, я сама в этом убедилась, поучившись в обычной и экспериментальной школе. Но это должно быть мягко, интересно, как это модно говорить - экологично, чтобы дать пользу вашему ребенку, расширить кругозор, сделать его интересной, уникальной личностью, а не задерганным, замкнутым и удобным обществу человеком. Любите и оберегайте своих детей, чувствуйте их, находите подход именно к своему и постарайтесь сделать долгий процесс его обучения – прекрасным мгновением, о котором он будет вспоминать с любовью, ведь выбор его образования пока что в ваших руках. Желаю успехов в воспитании и легкого школьного пути!