Таким образом, исходя из всего вышесказанного… Знакомая фраза? Я бы сказала, даже слишком. Это клише в выводе использует каждый первый. А как только предложишь написать что-то другое – тоска в глазах и немой вопрос: «Ну что вам ещё от меня надо?». Потому давайте в этом материале разберёмся, как ещё можно писать заключение и почему просто нельзя повторить в нём мысль вступления.
Это песня хороша – начинай сначала…
Начну с главного: в выводе НЕ НАДО повторять мысли вступления другими словами. Это логическая ошибка. Если вы напишете то же самое – значит вы рассуждали зря, топтались на месте или ходили по кругу. В таком случае незачем было писать тезисы, доказательства и микровыводы и совершать прочие телодвижения.
Заключение – это итог ваших рассуждений. Чтобы он был достойным, всегда отвечайте на 2 вопроса:
К чему я пришёл в ходе рассуждения?
Что нового я узнал, исследовав заданную тему?
Эти вопросы не позволят вам уйти от темы сочинения, но и не дадут повторить уже сказанное.
Как использовать микровыводы в итоговом сочинении
К каждому тезису, приведенному вами в итоговом сочинении, полагается микровывод. Пишется он после обращения к литературному примеру. В своих примерах готовых сочинений по направлению 1, 2, 3 и 4 (каждая цифра является активной ссылкой), я приводила по 2 тезиса. Следовательно, у меня в работах по 2 микровывода. Они-то и являются главным подспорьем для написания общего вывода. Чтобы написать его логично, следует ещё раз перечитать микровыводы и подытожить сказанное в них. Там содержатся выводы по конкретным произведениям, в общем же выводе ссылки на них надо убрать, оставив основную идею.
Давайте посмотрим, как это работает на примере сочинения на тему: «Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?».
Микровывод 1: Порой упоение, радость, которые испытывает изобретатель, не дают ему взглянуть на открытие непредвзято, оценить меру опасности. И тогда чувство ответственности притупляется. Печально, но часто первой жертвой в такой ситуации становится сам учёный.
Микровывод 2: Профессор понял, что заигрывание с силами природы и самовольное нарушение её законов, может самым печальным образом сказаться и на нём, и на всех окружающих. Учёный может стать творцом, но порой лучше перешагнуть через себя и уничтожить сотворённое, чем безответственно полагаться на волю случая и надеяться на лучший исход.
Вывод: Слова мудрого Лиса из повести-сказки «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери о том, что мы в ответе за тех, кого приручили, можно перефразировать так: мы в ответе за то, что создали. И это верно всегда, будь то поделка из бумаги или великое открытие. Надо не забывать об ответственности, которую накладывает на нас сама жизнь.
Как использовать позицию автора в выводе для сочинения ЕГЭ
Сочинение формата ЕГЭ более шаблонно, чем итоговое. Но это не значит, что вывод должен быть написан некачественно. Кроме того, просто перефразировать первый абзац не получится, ведь в начале сочинения нужно обозначить проблему или задать проблемный вопрос. Не будете же вы вновь задаваться вопросом. В выводе следует на него ответить, а это приводит нас к позиции автора, о которой я подробнее рассказывала здесь.
Позиция автора должна обязательно перекликаться с общим выводом. Почему? Потому что это итог размышлений, заключение, к которому приходит автор текста, а общий вывод – итог ваших размышлений. Следовательно, как использование микровыводов в итоговом сочинении помогает выйти на новый виток мысли, так и позиция автора подсказывает нам, что должно содержаться в выводе.
Рассмотрим пример реального сочинения моей ученицы, которая в прошлом учебном году сдала ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов:
Позиция автора: Д.А. Гранин убеждён: на фронте человек тоскует по дому, поэтому становится более ранимым. Нет ничего плохого в том, что даже на войне у людей возникают те или иные чувства, эмоции.
Вывод: Итак, Д.А. Гранин поднял важную проблему. Он показал, что людям на войне следует быть особенно собранными, осознавать ответственность происходящего, но никто не должен полностью отказываться от своих чувств, закрываться в себе, становиться чёрствым.
3 разных заключения. Выбирай любое!
Предлагать вам вывод-обобщение я не буду. Он известен всем и каждому. Именно этот вариант начинается словами: «Таким образом…» и содержит некий итог. Лучше дам вам более оригинальные варианты:
🔥 Вид 1: цитата. Как и во вступлении, в выводе можно использовать пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения или строки любимых стихотворений. Главное – не уводить рассуждение в сторону и не совершать фактических ошибок: цитату следует приводить точно. Лучше её заучивать.
Пример дан выше.
🔥 Вид 2: вопросно-ответная форма. Вывод – это конечное рассуждение, поэтому смело можно начать его вопросом:
К чему же мы пришли в ходе рассуждений?
Действительно ли это происходит с каждым?
Так почему же… (здесь приводите вопрос, данный в теме)?
А далее вы отвечаете, развивая мысль и не забывая об авторской позиции или микровыводах.
🔥 Вид 3: призыв или обращение к читателю. После ответа на проблемный вопрос, можно использовать риторическое восклицание или обращение: «Давайте беречь друг друга!» или «Следует помнить о подвигах наших солдат всегда!», «Природа наш дом. Давайте не забывать об этом!».
Удачных сочинений!
Анна Терехова
Все статьи канала собраны здесь: