Среди всего многообразия дачной практики, среди всего того, что происходит вообще в нашей жизни, мы можем выделить три типа явлений: то, что мы можем легко и быстро изменить, достаточно проявить элементарную волю; то, что для изменения требует многолетнего и целенаправленного усилия, и то, на что никак нельзя повлиять. Первое называется Хлопотами, второе – Делом, а третье – Судьбой. Исходя из трех составляющих дачной практики имеется и три добродетели, к которым следует стремиться – Трудолюбие (что позволяет справится с хлопотами), Терпение (для дела) и Смирение (для судьбы). .
Плохо, когда хлопоты слишком обременяют и не дают заняться делом, и точно так же плохо, если дело не дает осознать судьбы и приспособиться к ней. Ошибкой современного человека является то, что он считает самым важным во всем своем бытии некое дело, цель, чаще всего навязанное извне или порожденное неразумным желанием вечно алчущей души; а само дело при этом заслоняется множеством мелких, второстепенных хлопот, которые рождают лишь суету и истощают душу.
На самом деле дачная практика (а она является в определенной мере проекцией всей жизни) должна начинаться с осознания как раз всего того, на что никак нельзя повлиять. Тот, кто понимает то, на что нельзя повлиять, способен направить усилие на то, что требует многолетнего усилия, а то, что требует многолетнего усилия (в свою очередь) должно задавать хлопоты.
Правильный путь дачной практики – от неизменного к легко изменяемому, ошибочный – наоборот. Именно несбыточные желания порождают падения и бесплодные усилия, огорчают сердце и губят душу.
Если хлопоты отнимают время у дела, а дело противоречит судьбе, то достичь благодати невозможно.
Преодолима ли Судьба? Мы часто задаем себе подобный вопрос, в том числе и в дачной практике, но не понимаем, что Судьба – это лишь треть того, что формирует нашу действительность. Судьба не требует преодоления. Более того, как раз попытки её преодоления часто являют собой источник бед и страданий. Важно таким образом воздействовать на дела и хлопоты, составляющие две трети нашей действительности, чтобы позитивные моменты судьбы были использованы для максимального блага, а негативные – были купированы.
Смирение перед судьбой (или высшей волей) в дачной практике понимается особо. Ведь если вдуматься в само русское слово – СМИРЕНИЕ, то оно происходит от слова МИР, ТО ЕСТЬ СОСТОЯНИЯ, КОГДА НЕТ КОНФЛИКТА. Смирение не является пассивным непротивлением обстоятельствам, как это порой понимают (если просто наблюдать, что засуха губит посевы – закончится это для нашего огорода явно плохо), но приспособления к условиям ( в случае с упомянутой засухой - использование, к примеру, сухого полива и накопления росы, удержания осадков в межсезонье или, на худой конец, орошения).
Дачная практика в отличие от жизни в целом представляет малую систему, и понимание явления Судьбы здесь представлено более локально. Судьба дачной практики задается климатом и почвами, ландшафтом и случайностями бытия. Умение гармонизировать свои работы с тем, что имеется – это и есть квинтэссенция дачного искусства.
Из понимания сущности истинного смирения проистекает важнейший постулат, который, собственно, стоит в основе дачного искусств Это постулат О ПРЕВОСХОДСТВЕ МАЛОГО НАД БОЛЬШИМ ПРИ СОПОСТАВИМОЙ БЛАГОДАТИ. Как это понять? На самом деле – очень просто. Меньший участок земли на который затрачено меньше финансовых вложений и меньше усилий превосходит больший участок с большими затратами в том случае, если по уровню благодати они сопоставимы. Чем меньше затрачено ресурсов на получение сопоставимого результата – тем выше уровень достигнутого, ибо сущность всякого деяния схожа с математической дробью, в которой существует не только числитель, но и знаменатель (о котором часто забывают). Дачная практика во многом склоняет думающего человека к пониманию того, что малое и большое, простое и сложное, скромное и роскошное могут быть одинаково прекрасны. Важно лишь то, чтобы они были гармоничны по отношению к самим себе, к своей природе.
При этом в дачной практике результат всегда субъективен, ибо благодать измеряется исключительно человеческим самоощущением и не может быть сведена к каким-то физически измеряемым показателям. Поэтому малый уголок площадью в несколько метров, если вы от него получаете благодатное состояние духа куда предпочтительнее сотен гектаров заповедного леса, которые радуют вас точно так же или даже меньше.
Из постулата о превосходстве малого на большим при сопоставимой благодати проистекает и то, что простые и незатейливые радости, не требующие серьёзных трат, самые лучшие. Часто мы подсознательно это ощущаем, когда после дорогостоящих (в широком понимании) удовольствий внутри вдруг возникает какая-то разочарованная пустота. И наоборот, сдержанность, почти граничащая с аскетичностью, внезапно раскрывает перед нами такую тонкую гамму приятных ощущений, о которой мы даже не могли подумать. Почти каждый из нас, так или иначе, бывал в схожей ситуации.
Простота и скромность выше вычурности и дороговизны точно так, как две третьих больше двух миллионов в числителе с пятью миллиардами в знаменателе, и для дачной практики это особо важное положение.
Важно подчеркнуть, что простота и скромность измеряется не только и не столько финансами, но и тем, что намного ценнее – ресурсами самой природы и ресурсами человеческой жизни. Дачная практика не может быть гармоничной, если она ведется без максимально бережного отношения к природной среде. Разбрасывая пластиковые отходы, сжигая органические остатки и бездумно распыляя химикаты нельзя достичь благодати, ибо все равно рано или поздно за все нами содеянное Природа жестоко отомстит.
Более всего иного похвально для дачной практики разумное использование того, что мы привыкли относить к отходам и отработанному материалу. Именно через подобное использование мы, пусть порой и символически, вливаемся в великий круговорот жизни, в превращение мертвого и ненужного в живое и процветающее.