Найти в Дзене

Как Беларусь адаптируется к «зеленому» энергопереходу и углеродному налогу

Часто в России говорят о «зеленом» энергопереходе и декарбонизации. Дискуссия ведется в рамках глобальной проблемы с изменением климата и выбросами парниковых газов. Со стороны кажется, что Беларусь эти вопросы не касаются и она находится на периферии данной темы. Однако это не так. Беларусь также имеет определенные международные обязательства. Другое дело, что дефицит ресурсов не позволяют затевать масштабный «зеленый» энергопереход. Энергопереход – мировая трансформация энергетики от ископаемых к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ). Он тесно связан с декарбонизацией – снижением выбросов парниковых газов при производстве, которые нагревают атмосферу и вызывают глобальное потепление. По расчетам ООН, миру к 2030 году надо сократить выбросы на 45% по сравнению с уровнем 2010 года. Тогда получится достичь углеродной нейтральности к 2050 году и повышение температуры в пределах 1,5 градуса Цельсия. Наиболее значимый вклад в глобальные выбросы парниковых газов вносят Китай, США, Евросо

Часто в России говорят о «зеленом» энергопереходе и декарбонизации. Дискуссия ведется в рамках глобальной проблемы с изменением климата и выбросами парниковых газов. Со стороны кажется, что Беларусь эти вопросы не касаются и она находится на периферии данной темы. Однако это не так. Беларусь также имеет определенные международные обязательства. Другое дело, что дефицит ресурсов не позволяют затевать масштабный «зеленый» энергопереход.

Энергопереход – мировая трансформация энергетики от ископаемых к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ). Он тесно связан с декарбонизацией – снижением выбросов парниковых газов при производстве, которые нагревают атмосферу и вызывают глобальное потепление. По расчетам ООН, миру к 2030 году надо сократить выбросы на 45% по сравнению с уровнем 2010 года. Тогда получится достичь углеродной нейтральности к 2050 году и повышение температуры в пределах 1,5 градуса Цельсия.

Наиболее значимый вклад в глобальные выбросы парниковых газов вносят Китай, США, Евросоюз, Индия, Россия, Япония, Бразилия и Индонезия. Их доля превышает 50%.

-2

1 ноября 2021 года правительство выдвинуло Стратегию социально-экономического развития страны с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. В рамках целевого сценария предполагается, что к 2050 году парниковые выбросы будут сокращены на 60% от уровня 2019 года и на 80% от уровня 1990 года, такие показатели можно обеспечить одновременно с ростом экономики. Достичь углеродной нейтральности Россия планирует к 2060 году.

Сжигание ископаемого топлива (газа, нефти и угля) для производства энергии – главный источник парниковых газов. В России доля энергетического сектора свыше 75%. Власти России сетуют на то, что не могут в вопросе углеродной нейтральности двигаться более быстрыми темпами. Тот же уголь играет значимую роль не только в энергообеспечении, но и в создании рабочих мест в ряде российских регионов.

Впрочем, углеродная нейтральность не означает, что эмиссии парниковых газов будут сведены к нулю – главное, чтобы объем выбрасываемого СО2 не превышал его объема, поглощаемого природой, в частности лесами и океанами, тогда парниковые газы не будут попадать в атмосферу.

Надо сказать, что энергопереход – недешевое мероприятие. Сокращение выбросов к 2050 году на 60% от уровня 2019 года потребует 102,7 трлн российских рублей, говорится в отчете «ESG и декарбонизация» «ВТБ Капитала».

А что же Беларусь?

В 2016 году Беларусь ратифицировала Парижское соглашение и взяла на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов на 28% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990-го. Этих целей страна достигла с опережением. Среднегодовой прирост ВВП за 1995–2018 годы составил 4,9%, а среднегодовой прирост выбросов парниковых газов за этот же период – 0,5%. По расчетам властей, углеродоемкость экономики за 1995–2018 годы снизилась почти в три раза.

В сентябре 2021 года правительство создало новую цель: сократить выбросы парниковых газов на 35% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990-го.  Ключевыми направлениями определены секторы землепользования, лесного хозяйства, использование новых современных технологий.

При этом доля возобновляемых источников энергии составляет около 9%. В целях сокращения выбросов парниковых газов целесообразно дальнейшее развитие ВИЭ. Однако Беларусь ограничена в возможностях обеспечить дополнительные инвестиции в низкоуглеродные технологии и инновации, признают в правительстве. Поэтом страна не вписывается в мировой тренд.  По прогнозам Международного энергетического агентства, в ближайшие пять лет возобновляемая энергетика возрастёт более чем на 60% и достигнет мощностей, которые в настоящий момент приходятся на ископаемое топливо и ядерную энергетику. Более половины введенных в этом году мощностей ВИЭ приходится на солнечные системы, за которыми следуют ветровая и гидроэнергетика.

-3

Пока власти делают больше ставку на экологизацию транспорта, который вносит наибольший вклад в копилку вредных выбросов. По расчетам Минэкономики Беларуси, позволят за 5 лет увеличить до 100 тысяч единиц парк электротранспорта в Беларуси. Это в свою очередь позволит задействовать существенную часть мощностей БелАЭС и даст положительный эффект за счет снижения выбросов загрязняющих веществ на более чем 200 тысяч тонн (4˜–5% выбросов всей белорусской промышленности).  Кроме того, удастся сэкономить почти 700 тысяч тонн нефти и нефтепродуктов, которые будут потреблены на иные цели либо экспортированы.

Россия и Беларусь опасаются углеродного налога ЕС?

Экономисты говорят, что одним из факторов, который будет влиять на экономики России и Беларуси в последующие годы, станет углеродный налог, который Евросоюз планирует ввести в 2026 году. В сентябре 2021 года Минск и Москва решили вместе координировать работу в этом направлении.

С 2005 года в ЕС действует система торговли выбросами (ETS). Она распространяется на выбросы углекислого газа тремя секторами: энергетикой, тяжелой промышленностью и коммерческой авиацией. ETS устанавливает границу выбросов, разрешенную для этих отраслей. И предприятия, работающие в них, получают либо покупают разрешения на определенный объем выбросов. Компании могут торговать этими разрешениями между собой. Если объемы выбросов превышают указанные в разрешении, предприятия ожидают штрафы. В Еврокомиссии эту систему называют успешной, подчеркивая, что благодаря ей европейские предприятия успешно модернизируются. Так, компании, занятые в отрасли электроэнергетики и тяжелой промышленности, снизили свои выбросы почти на 43% за последние 16 лет.

Чтобы система ETS не вредила конкурентоспособности компаний из ЕС, определенную долю разрешений на выбросы они получают бесплатно. Но долю постепенно снижают. В Еврокомиссии отметили, что новый механизм пограничного углеродного корректирования (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM), который называют углеродным сбором, станет зеркальным отражением системы торговли выбросами ETS, и будет направлен не на европейские компании, а на иностранных производителей, которые не должны платить такие высокие цены за выбросы СО2. Распространится углеродный сбор вначале только на пять категорий продуктов: цемент, сталь и железо, алюминий, удобрения и электроэнергию.

Импортный углеродный налог будет постепенно увеличиваться до 100% в 2026–2035 годах по мере сворачивания бесплатных квот на выбросы, распределяемых среди участников европейского углеродного рынка.

Впрочем, если производитель за пределами ЕС докажет, что он уже уплатил за выбросы в своей стране, то сумму этого налога вычтут из полной ставки углеродного сбора за импорт в Евросоюз.

По данным Еврокомиссии, потенциально самый большой налог затронет Россию, Украину, Турцию, Беларусь, Албанию, Египет, Алжир, Марокко (суммы не называются).

Стоит сказать, что в 2022 году в России хотят сделать рынок торговли углеродными единицами. По сути речь идет о торговле чистым воздухом — одна углеродная единица эквивалента тонне выбросов CO2 в атмосферу. Реализовав климатический проект, компания сможет продавать полученные углеродные единицы, а покупатели смогут использовать их для сокращения своего углеродного следа или для соблюдения установленных квот на выбросы парниковых газов.