Жизненный путь этого угодника Божия во многом схож с житием ветхозаветного праведника Иова, для нас это ярчайший пример того, как за богатство — этот дар Божий — человек может приобрести себе Царство Небесное. О святом, во имя которого в Покровском храме Святогорской обители до революции имелся освящённый придел, — в проповеди Святогорского архипастыря.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Приходя в воскресный день в храмы Божии, братья и сестры, мы, слушая Евангельские чтения, износим для себя уроки — как нам жить по-христиански в этом мире. Евангелие является учебником благочестия для нас. Оно созидает в нас человека, оно воспитывает в нас человека, который способен вселиться в вечное нескончаемое Небесное Царство, вечное нескончаемое бытие — быть с Самим Богом в Вечности.
И вот сегодня мы слышим повествование Святого Евангелия. Приходит юноша ко Христу и спрашивает: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Господь, называя Закон и Заповеди Божии, отвечает ему: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя». Юноша отвечает Ему: «Всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?» И тогда Господь ему говорит: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:16-21).
И Писание говорит, что юноша заскорбел. Заскорбел, потому что был очень богат. Отошёл он от Христа, и тогда Господь, чтобы слышали все, вслед ему произнёс: «Трудно богатому войти в Царство Небесное. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:22-24).
И Писание говорит, что юноша заскорбел. Заскорбел, потому что был очень богат. Отошёл он от Христа, и тогда Господь, чтобы слышали все, вслед ему произнёс: «Трудно богатому войти в Царство Небесное. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:22-24).
И мы в сегодняшний день задумываемся, братья и сестры: неужели материальный достаток, богатство само по себе является препятствием в достижении Небесного Царства? Нет, не само богатство является препятствием, не сам материальный достаток является препятствием, но пристрастие к этому богатству, пристрастие к этому материальному достоянию, когда для человека это становится целью жизни. Вот что является препятствием для вхождения человека в Вечность и Небесное Царство.
Мы много примеров знаем из истории, братья и сестры, когда люди богатые — цари, великие князья — владетельные люди имели множество, казалось бы, и богатства, и власти, и славы, и чести, но все это они имели как не имеющие. А некоторые из них хоть и пленялись пристрастием к этому богатству и внешнему материальному достоянию, впоследствии, одумываясь, начинали жить по-христиански и само богатство употребляли как дар Божий, с помощью которого, наоборот, можно приобрести Небесное Царствие.
И пример тому — ныне празднуемая память святого праведного Филарета Милостивого — сего мирянина, сего старца из Пафлогонской страны, который жил в VIII веке, скончался 90 лет отроду в мирском чине. Не священником, не епископом, не патриархом, не царём был — простым мирянином. Церковь воспевает его как святого мужа, а к имени его «Филарет» добавила слово Милостивый. Что же за причина?
Житие этого угодника Божия говорит, что жил он в стране Пафлогонской, был из добродетельной семьи. Родители его, Георгий и Анна, воспитали его в благочестии. Добродетельной жизни была и его супруга его Феозва. Троих детей имел он — сына Иоанна и двух дочерей — Ипатию и Еванфию. И дети были на радость ему, и жил он зажиточно, и был одним из знатнейших людей Пафлогонской страны. Но Господь испытал его, как праведного Иова. При жизни Филарет творил множество дел милосердия. Входя в храм, слушая Святое Евангелие, он думал: «Зачем мне, одному, всё это богатство? Ведь оно не пойдёт со мной в Царство Божие, ведь я с собой ничего не заберу». И он творил обильную милостыню, и кто бы ни приходил к нему с просьбой, всегда был утешен от этого благочестивого мужа Филарета.
В нашествие сарацин была разграблена Пафлогонская страна, разорены и разграблены города и селения. Этой же участи подвергся и святой праведный Филарет. Он обнищал до такой степени, что от многочисленных стад овец, коров, волов, лошадей, от многочисленных рабов у него и осталась только пара волов да одна лошадь, корова с телёнком и двое верных ему рабов, которые в бедности не оставили своего господина, у которого из земли осталась всего лишь одна нива, которую он сам стал возделывать, чтобы добыть от труда своих рук хлеб насущный.
Но и здесь Господь испытывал его милость, чтобы показать всем — что как светильник, поставленный на свещнице, житие сего праведного мужа — его милосердие к нищим не лицемерное. К нему по старой памяти продолжали приходить жители Пафлогонской страны, разорённые набегом сарацин. И вот у одного из них пал вол — Филарет отдал ему вола, одного из пары. А когда и второй пал — отдал ему и второго вола. Один из бедняков пришёл его просить телёнка от коровы — он отдал ему телёнка. И хотя жена и ругала его, как пишется в житии святого праведного Филарета, называя бесчувственным мужем, который хочет смерти своей семье, он, вооружившись верой в Бога, в надежде на промысел Божий, продолжал творить милосердие.
И когда корова начала реветь без телёнка, супруга ему сказала: «Если ты не жалеешь нас, ты хоть животное пожалей. Посмотри, ты телёнка отдал, он без матери долго не проживёт. И милостыню ты не подал телёнком тому человеку бедному, и от коровы, у которой ты отнял телёнка, тоже толку не будет…»
И тогда он сказал своей супруге: «Ты права» — и повёл корову, и отдал её тому человеку к телёнку в придачу. На что супруга с детьми, как замечает писатель жития, стала отдельно от него садиться кушать. И когда он пришёл и спросил: «Почему же вы кушаете без меня?», она в ответ ему сказала: «Ты же ангел, тебе пища телесная не нужна. Если ты ангел, то и питайся по-ангельски, а мы будем питаться по-человечески». Даже супруга с детьми не давали ему куска хлеба в это тяжёлое голодное время. И тогда он говорит: «Ну что ж, вы не хотите дать мне кусок хлеба как отцу, но хотя как странника кормите меня — отделите часть своей трапезы». И они кормили его как странника.
Многие другие примеры его личного благочестия приводит описатель сего великого праведника Филарета Милостивого. Но Господь его веру не посрамил. Тогда царствовала в Константинополе императрица Ирина. По смерти Константина, её мужа, на престол готовился вступить её сын, будущий император Константин Порфирородный. Для этого нужно было сочетать будущего юного императора браком. Были разосланы всюду слуги, чтобы искать благочестивую и красивую супругу для будущего императора. И когда они пришли в Пафлогонскую страну, увидели хоть и большой, но весь в нищете дом Филарета Милостивого. Но увидели ещё, какое у него было богатство — благочестивые дети и внуки, которые были воспитаны примером и наставлениями благочестивого отца и деда. Они увидели, что внучки сияют такой красотой, которая соединяется со смирением, с трудолюбием, с уважением к старшим. Они сказали: «Воистину, мы прошли многие земли, всю Византийскую империю, но более красивой императрицы для нашего императора и более благочестивой мы не найдём». И одна из внучек Филарета Милостивого, Мария, стала супругой императора Византийского. Две дочери также были выданы за знатных мужей, а сын его, Иоанн, был принят ближайшим царским телохранителем.
И нищета Филарета, причиной которой было и разорение сарацин, и его, по мнению мирскому, расточительное милосердие, восполнилась величайшими богатствами. Но как человек при этом — возгордился ли? Житие говорит, что он приходил регулярно, чтобы проведать свою внучку, императрицу, и император с честью принимал его. Он всегда приходил в бедных одеждах. И когда ему говорили: «Ведь ты сродник императора, дед императрицы, одевай пурпурные одежды, золотой пояс и в таком виде являйся к императору».
На что Филарет всегда со смирением и нищелюбием Христовым оправдывался, и за это был не менее любим императором, как если бы одевал драгоценные одежды. А пожив в Константинополе, он однажды пригласил к себе молодого императора и внучку-императрицу, а своим ближайшим сказал: «Я приглашу императора и сановитых слуг его знатного рода, а вы накройте обильную трапезу не только в доме, но и во дворе столы расставив».
Все сотворили так и ждали императора со свитой. Но вот пришёл император, за ним императрица, а вслед за ними открылись ворота и во двор вошли множество убогих, калек, нищих — людей старых, немощных, которые не имели куска хлеба насущного. «Свитой царской» он назвал нищих. И тогда все поняли, что он ожидал не только императора земного к себе в гости, а ждал Небесного Царя, Христа Спасителя, Который за его милосердие вместе со своими сановниками, вместе со своими знатными людьми — нищими, пришёл и посетил Своего праведника.
Прожил Филарет Милостивый 90 лет. Под конец жизни своей он попросил родственников: «Я прошу вас, отделите часть моего имения, которое полагается мне по праву». Те отделили, не понимая, зачем нужно 90-летнему старцу часть имения. Тогда он сказал: «А теперь я прошу своих сродников выкупить у меня эту часть имения». Те выкупили. И он взял средства от выкупленной части имения и всё раздал нищим. Сам же пошёл в женский монастырь города Константинополя и попросил игумению, чтобы она выкопала ему могилу и сделала гроб, в котором он был бы погребён.
И после девяти дней, призвав к себе императора и императрицу, и всех своих сродников, попрощавшись с ними, пророчески, имея дар прозрения, предсказав каждому из них дальнейшую жизнь, Филарет Милостивый мирно скончался на очах императора, на очах всех собравшихся и горько оплакивавших его кончину.
В день же погребения монастырь наполнился нищими, убогими, немощными людьми. И было такое, чудо, что невозможно было вынести гроб и пронести его до могилы, потому что, как муравьи, нищие его окружали. Вопли и рыдания следовали за гробом сего праведника так, что император рыдал, не сдерживаясь, глядя на такой плач народный по своему благотворителю.
А супруга Филарета Милостивого, пожив впоследствии благочестиво, подражая мужу в благотворительности, скончалась также в благочестии и погребена была рядом с ним.
Вот мы, братья и сестры, видим, что человек был богатый, но не целью жизни было для него это богатство. И таковых примеров мы можем приводить и приводить нескончаемое множество. Святой благоверный Даниил Галицкий более 20 храмов построил, украсив их златом и серебром, а во дворце спал на охапке соломы. Мы воспоминаем Евдокию Стрешневу — первую императрицу рода Романовых, первую царицу Русскую, как она была избрана на Царство Михаилу Фёдоровичу. Воистину, житие этой императрицы, братья и сестры, достойно внимания.
После смутного времени, после польского нашествия, когда Отечество наше было разорено, был избран на царский престол Михаил Фёдорович Романов. Юного шестнадцатилетнего царя нужно было сочетать браком, и были посланы посыльные во все концы, чтобы собрать боярского рода девушек, из которых бы царь мог выбрать себе невесту.
И вот однажды посыльные прибыли в одну местность. Поместья двух братьев Стрешневых стояли рядом. Один из них в польско-литовское нашествие сохранил своё богатство и жил зажиточно. Другой же, Лукиан Стрешнев, настолько обеднел, что жил, как крестьянин. К тому же он был вдовцом — супруга его умерла. Он сам возделывал свою ниву. Дочь его жила в бедности, сиротой, без материнского воспитания. Но поскольку они были боярского рода, дочь его, Евдокию Стрешневу, тоже призвали на смотрины к царю. До этого она часто жила у своего знатного дяди, чтобы научиться какому-то рукоделию от своих двоюродных сестёр, а те часто как служанку для себя использовали, помыкая и всячески насмехаясь над нею.
И вот когда они ехали на смотрины, Евдокия, будучи смиренной и благоразумной, сказала: «Сёстры, а вдруг кого-то из нас царь выберет себе в жёны. Давайте дадим слово, что мы потом друг друга не оставим помощью». Те же, как всегда, посмеялись над ней, говоря: «Не ты ли, нищенка, думаешь царицей стать?» И так всю дорогу потешались над ней. А когда прибыли в царствующий град, и царь вместе со своей матерью, инокиней Марфой, начал избирать себе супругу, то ему приглянулась кроткая, смиренная, на которой отпечаток благочестия был, — Евдокия Стрешнева. И он сказал матери своей, инокине Марфе, что никто ему так не пришёлся по сердцу, как Евдокия Стрешнева. Тогда мать, отозвав его, сказала: «Сынок, она ведь из обедневшего рода. Они ведь бедно живут, как нищие. Нас же бояре не поймут». И тогда он сказал матери: «Вспомни, когда мы в польско-литовское нашествие скрывались, бегая от поляков, крестьяне скрывали и берегли нас. А то, что она испытала бедность, значит, она будет милостивой царицей для своих подданных и будет скорой слышательницей их просьб». Тогда мать-царица, слушая слова с рассуждением своего сына, согласилась. Так Евдокия Лукьяновна Стрешнева была объявлена царицей, избранной супругой царя Московского.
Посланы были за царским тестем слуги. Они прибыли в селение, когда он пахал свою ниву. Пахал на бедной лошадёнке, сохой. И когда они с поклоном земным подошли к нему на поле, как царскому тестю, воздавая честь, и сказали, что его дочь избрана царицей, он, махнув рукой, сказал: «Это вы ошиблись. Вы посланы к моему брату, его имение рядом. Пойдите туда». И тогда они спросили: «Ты Лукиан Стрешнев?» — «Я Лукиан». — «Твоя дочь Евдокия Стрешенева?»—«Моя дочь». — «Так она избрана царицей». Тогда Лукиан Стрешнев упал на пахоте на колени, воздел руки свои к небу и рыдал навзрыд, благодаря Бога за то, что Господь устроил так судьбу его дочери.
И вот царская свадьба. Пир. Многие знаменитые гости один за другим вносят свои подарки. В ряду гостей знатных и именитых к царскому столу подходит Лукиан Стрешнев, царский тесть, отец царицы и говорит: «Дочь моя, много тебе сегодня подарков дарили. Хочу и я преподнести тебе свадебный подарок». Встала царица и, смутившись, говорит, как бы боясь за его позор: «Отец, мы жили бедно, что ты можешь мне подарить?» Но он тогда сказал при всех: «Нет, дочь моя, дороже подарков, чем я, тебе никто не даст». И вслед за ним внесли простую сельскую скрыню. Открыли её. Он достал из этого сундучка холстину простую деревенскую и сказал: «Вот, дочь моя, эту холстину исткали руки твоей покойной матери, — достал свитку. — А вот эта свитка пропитана моим потом. В ней я пахал пашню, когда меня известили, что я — царский тесть, — достал и платок. — А вот этим платком я отирал благодарные Богу слёзы, когда услышал, что ты избрана царицей».
Царь с царицей вышли к нему из-за стола, целовали его, своего отца и тестя.
А этот сундучок был поставлен на видное место в царском дворце как великое сокровище — для напоминания, что пережили они: чтобы не возгордились и для укрощения собственного самомнения. Правильно рассудив, поставили как великую драгоценность этот малый сельский сундучок в своём дворце.
Много можно продолжать и продолжать приводить примеры, братья и сестры, — примеры, когда люди богатые были как не имеющие богатства. И мы, заглянув в нашу отечественную историю, не говоря уже о житиях святых, множество найдём таких примеров. И помните всегда, что сегодня Господь говорит через Святое Евангелие, наставляя и назидая нас: не богатство является препятствием в Царство Небесное — не богатство, а отношение к этому богатству. И в связи с этим хочется вспомнить ещё один случай, который произошёл в городе Ельце. Город Елец был город благочестивый, купцы отличались благочестием и воздвигали великолепные храмы. И вот один из купцов елецких воздвиг великолепный храм Архангела Михаила. Храм отличался таким благолепием, что в своё время писатель Иван Бунин говорил: «Кто видел в Ельце храм Архангела Михаила, тот никогда не удивится красоте собора святого Петра в Риме». То есть настолько собор велик был по благолепию.
И вот когда купец построил этот храм, он решил пригласить туда местного праведника — протоиерея Иоанна Борисовича Жданова, который был духовным чадом святителя Тихона Задонского. Его почитали за прозорливца, за мужа праведного и святого. И, желая услышать похвалу из уст праведника, купец и пригласил протоиерея Иоанна в новопостроенный храм прежде освящения. Зашёл протоиерей в храм, совершил поклонение перед иконами храмовыми, встал посреди храма, воздел руки и сказал: «Господи, благодарю Тебя, Милосердный, что Ты помог сему рабу Божию воздвигнуть столь великий храм в похвалу Твоего имени. Но думается мне, что если собрать всех обиженных, обездоленных и по миру пущенных этим купцом, то, пожалуй, эта церковь их не вместит».
Как громом поражённый стоял купец, слыша вместо похвалы обличение из уст праведника. Но все-таки на душу купца, пристрастившегося к богатству и забывшего о заповедях христианских, это слово праведника возымело действие. И тогда он сказал, павши на колени: «Отец Иоанн, что мне сотворить, чтобы Царства Небесного не лишиться?» И тот ему сказал: «Кого помнишь, кого обидел чем, из половины твоего имения раздай и возврати тобою обиженным. А остальную часть имения продай и раздай нищим — только так ты спасёшь свою окаянную душу». И купец поступил по слову протоиерея Иоанна, совершив всё, как он сказал: раздал обиженным и нищим всё своё имение. А храм Архангела Михаила по сегодняшний день стоит в городе Ельце как памятник благочестия, памятник раскаявшейся душе купца, который чуть было богатство не возвёл в ранг Бога.
И в сегодняшний день, братья и сестры, слыша эти добрые примеры из нашей отечественной истории и житий святых угодников Божиих, и мы будем стараться так, чтобы богатство не было причиной нашей жизни здесь, на земле, потому что ничего мы с собой не заберём.
Я вспоминаю часто слова моей мудрой бабушки, когда она говорила, что раньше люди жили не бедно — они умели довольствоваться малым. А нам сейчас, задумайтесь каждый сами над собой, всё нам сейчас чего-то мало. Всё стараемся что-то приобрести, что потом годами лежит в шкафах и мы им попросту не пользуемся. И то, что мы могли употребить на какие-то добрые дела для спасения своей души, оказывается просто пустой тратой, идущей в никуда.
Сколько в наших домах пустых побрякушек, сколько посуды, которая стоит в сервантах и которой мы пользуемся только к празднику, и два-три раза в год протираем от пыли. Сколько вещей, которыми мы не пользуемся, сколько такого в нашей жизни, что нам абсолютно не нужно.
И мы, братья и сестры, беря пример из жизни угодников Божиих, постараемся, чтобы тем, что Господь даёт нам из материальных благ, творить милостыню. «Милостыня, — говорит Священное Писание, — избавляет от смерти» (Тов. 4:10), а в другом месте — «Блаженны милостивии, — говорит Господь, — яко тии помиловани будут» (Мф. 5:7).
И если мы желаем, братья и сестры, помилованными быть от Бога за грехи наши, за беззаконие наше, то будем творить милостыню по слову Христову и по примеру святых угодников Божиих. Аминь.
Проповедь епископа Арсения в день памяти св. праведного Филарета Милостивого 14 декабря 2008 г.
Подать записку о здравии и о упокоении
© Свято-Успенская Святогорская Лавра, 2021 г.