Найти тему

Терапия ДЦП. Взгляд с точки зрения разных методик

С точки зрения родителей, ДЦП – это диагноз, который полностью переворачивает жизнь семьи. Для терапевтов каждый новый пациент – просто ещё один случай в работе. По статистике, на 1000 живых новорожденных на свет появляется 3-4 ребёнка с ДЦП.

Многие методики реабилитации предлагают инструменты для работы с ДЦП. Но важно знать: чем раньше начать терапию, тем лучше будет результат. Дети из группы риска нуждаются в контроле как минимум до трёх месяцев. У реабилитологов есть инструменты для этого. Например, занятия по войта-терапии можно проводить даже малышам с экстремально низкой массой тела.

Как остановить развитие ДЦП: группы риска

Заподозрить развитие отклонений можно с первых дней жизни. Обычно к группам риска по ДЦП относятся:

  • Недоношенные дети.
  • Дети, появившиеся на свет в ходе осложнённых родов.
  • Дети, родившиеся после сложной беременности.
  • Дети из многоплодной беременности.

Такие новорожденные требуют особого внимания независимо от того, выписывается ли малыш с мамой домой или остаётся в отделении недоношенных.

Важность ранней диагностики ДЦП

Диагностику можно проводить по методу Войта малышам в возрасте 5-7 дней. Существует семь постуральных реакций, которые в норме должны присутствовать в полном объёме. Даже если из этих семи реакций ребёнок не выдаёт всего одну – это уже повод понаблюдать за малышом. Не только фиксация изменений в развитии, но и стимуляция: работа со слухом, зрением, моторикой и тд.

Очень важно, чтобы ребёнок как можно раньше был взят под контроль специалиста. Нередко родителям говорят фразы, успокаивающие их, но опасные для ребёнка: «группа риска – это просто запись в медкарте», «он перерастёт», «нормы развития – условное понятие», и тд.

Да, у родителей снижается тревожность, но они упускают драгоценное время. В России диагноз ДЦП официально ставится не раньше 2-3 лет. Начинать реабилитацию в этом возрасте поздно. Вот почему лучше сразу мягко сообщать родителям, что такое группа риска, и как с ней нужно работать. Но даже если до трёх лет никакой терапии ребёнок не получал, начинать всё же стоит в любом возрасте.

Как действовать родителям и физическим терапевтам

Родители смотрят на ДЦП под одним углом, а реабилитологи – под другим. Проблему пациента специалист должен видеть как диагноз: без эмоций, только анализ проблемы. Чем можно помочь? Насколько пострадали физиологические функции и интеллект? Какие знания и навыки применить? Современные методики работы с телом помогают при разных вариантах ДЦП достичь поставленных целей. А это – одна из важнейших задач. Терапевт должен определить, чего нужно достичь, и какие из этих целей реально достижимы. Если он имеет в своём арсенале инструменты, которые помогут, - он включает их в работу. Если нет – лучше направить пациента к другому специалисту.

-2

Приоритеты в выборе программы развития зависят от возраста:

  • В первые десять лет жизни самое важное – функция. Причём, интеллект важнее физиологии. У пациента с сохранным интеллектом больше шансов на успешную физическую реабилитацию.
  • Во втором десятилетии на первый план выходит внешний вид: поддержка организма регулярными занятиями.
  • После тридцати приоритетным становится избегание боли.

Методики для работы с ДЦП в раннем возрасте:

  • Войта – работа с патологиями моторных функций, возникшими из-за ДЦП. В основе – активация движений и когнитивных функций через стимуляцию нервной системы.
  • Бобат – комплексная нейродинамическая реабилитация функций нервной системы. Подходит для любого возраста. Познакомиться с основами и принципами концепции Бобат можно на марафоне от МАМР, доступном по ссылке.
  • PNF – кинезиотерапия, в основе – принципы биомеханики тела и нейрофизиологии.
  • Массажи. Их применение возможно с первых дней жизни недоношенных детей.
  • Мануальная терапия.
-3

Все методы объединяет одно: нужны глубокие знания анатомии и физиологии. В Академии МАМР придерживаются мнения, что результат работы наступит быстрее при сочетании разных нейрофизиологических и физиотерапевтических методов, а так же лекарств и хирургии там, где это действительно поможет.

Ребёнок с ДЦП занимает у родителей 100% времени, требует постоянной включенности в реабилитацию. Поневоле родитель становится реабилитологом. Взаимодействуя с терапевтом, он обучается приёмам и инструментам, которые будут полезны. Но становиться профессиональным физиотерапевтом или реабилитологом родителю не нужно. Быть одновременно и родителем, и терапевтом сложно.