Во времена социализма многим трудолюбивым и нуждающимся гражданам выдавали бесплатное жильё. Сейчас тоже выдают, но в основном малоимущим при этом ждать приходится десятилетиями. После развала советского союза люди продолжают проживать в муниципальных квартирах, и не все знают, что они могут оформить своё право собственности на госимущество в порядке приватизации.
Бесплатная приватизация
Каждый гражданин России один раз в жизни вправе приобрести в собственность, занимаемую им государственную или муниципальную квартиру бесплатно в порядке приватизации (ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 № 1541-1).
Отмечу, что есть ещё Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ, но этот нормативно-правовой акт регулирует правила оформления права собственности на госимущество только на возмездной основе – платная приватизация.
Мы остановимся на бесплатной приватизации, регламентированной положениями статьи 217 ГК РФ и Законом РФ от 04.07.1991 № 1541-1.
Итак, приватизация даёт человеку право собственности на муниципальную квартиру (дом). После завершения процедуры гражданин становится полноправным владельцем объекта недвижимости. Он может его продать, подарить, оставить в наследство или распорядиться им другим способом (ст. 209 ГК РФ).
Основания и условия
Основанием для получения жилого помещения в собственность служит один из следующих документов:
- ордер на жильё (ст. 47 Жилищный кодекс РСФСР);
- договор социального найма (ст. 49 ЖК РФ, ст. 2 Закона № 1541-1).
Условия для приватизации.
1. Гражданин должен быть зарегистрирован в занимаемой им муниципальной квартире (доме).
2. Ранее он не участвовал в приватизации.
3. Приватизируемое жилое помещение не относится к объектам, не подлежащим приватизации. Это аварийное жильё, квартиры в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебное жилище, кроме совхозов и других сельхозпредприятий (ст. 4 Закона № 1541-1).
4. Совместно проживающие с заявителем лица отказались от приватизации в его пользу.
При соблюдении всех условий заинтересованному лицу необходимо обратиться в администрацию по месту жительства и договориться о приватизации объекта недвижимости. Сотрудники муниципалитета объяснят, какие документы необходимо подготовить и куда их подавать.
Какие бумаги нужны
Перечень документов утверждается местными административными регламентами. В любом случае, для приватизации потребуется.
- заявление. Составляется по специальной форме, утверждённой администрацией;
- ордер или договор социального найма жилого помещения;
- паспорт гражданина России, а для малолетних детей (до 14 лет) - свидетельство о рождении;
- выписка о регистрации заявителя и членов его семьи по месту проживания в период с 04.07.1991 до момента регистрации в приватизируемой квартире. Предоставляется, если менялся адрес постоянной регистрации в указанный период и заявитель проживал на территории разных регионов страны;
- разрешение органа опеки и попечительства о возможном исключении из списка участников приватизации несовершеннолетних детей (до 18 лет), проживающих отдельно от заинтересованных лиц. К примеру, мужчина живёт один и желает приватизировать квартиру, в которой зарегистрирован его ребёнок, проживающий отдельно со своей матерью. В этом случае, у органа опеки необходимо получить соответствующее разрешение, а после приватизации отрок сохраняет своё право пользования жилищем отца;
- копия выписки лицевого счёта на квартиру. Выдаётся управляющей компанией или ресурсоснабжающими организациями;
- справка, подтверждающая, что заявитель не участвовал в бесплатной приватизации в период с 04.07.1991 до 01.12.1998. Предоставляется лицами, которые меняли адрес регистрации в указанный период и проживали в других регионах. Оформляется в БТИ, услуга платная;
- тех. паспорт на жилое помещение;
- отказ от участия в приватизации граждан, зарегистрированных в квартире. Заявление может быть написано произвольно от руки либо удостоверено нотариусом.
Часто требуются и другие документы. Поэтому данную информацию необходимо уточнять в органах местного самоуправления.
Как быть, если откажут
Общий срок рассмотрения заявления о приватизации составляет 2 (два) месяца со дня предоставления всех документов (ст. 8 Закона № 1541-1). Как правило, результат рассмотрения обращения положительный, но бывает и по-другому.
Если поступит уведомление об отказе в приватизации, его необходимо прочитать, обратив внимание на причину такого отказа. Когда основанием послужило не предоставление полного пакета документов, стоит собрать дополнительные бумаги и подать заявление заново. Также право собственности в порядке приватизации можно оформить через суд (ст. 8 Закона № 1541-1).
Исковое заявление составляется по правилам статьи 131 ГПК РФ. К иску прилагаются все документы, подаваемые на приватизацию, а также дополнительные бумаги, из-за которых было отказано в приобретении права собственности на квартиру.
После получения судебного решения и вступления его в законную силу, вместе с ним нужно обратиться в Росреестр для регистрации права собственности. При подаче заявления на регистрацию важно предоставить точные данные о квартире (кадастровый номер, адрес и т.д.). Дополнительные документы по приватизации предоставлять не нужно, суд уже дал им оценку. После рассмотрения обращения выдаётся выписка из ЕГРН с данными о регистрации права собственности на приватизированную квартиру.
Заключение
Основная сложность процедуры приватизации в сборе документов. Если есть деньги эту задачу лучше доверить компетентному юристу или адвокату. В противном случае процесс может затянуться надолго. Конечно, с февраля 2017 года сроки бесплатной приватизации отменены, но никто не знает, что будет завтра. Поэтому действовать нужно сегодня.
Все фото и картинки используемые в статье заимствованы с сайта бесплатных стоковых фотографий pexels.com.
#приватизация #квартира #собственность #жилое помещение #закон #полезные советы #юристы #право #приватизировать